Интересные факты о советском фильме «Морозко» — сказке, которая стала такой же частью Нового года, как Оливье и мандарины.
Сказка «Морозко» вышла на экраны страны в далёком 1964 году. Но история о злобной мачехе и её кроткой падчерице, в которой добро, как и полагается, победило зло, вот уже на протяжении многих десятилетий одинаково любима и детьми, и взрослыми, поскольку она добрая, интересная, смешная и позитивная.
Давайте обратимся к истории съёмок этого фильма, воспоминаниям членов съёмочной группы и актёров.
Снял фильм главный советский режиссёр-сказочник Александр Роу, а сценарий написали знатоки русской литературы и фольклора Николай Эрдман и Михаил Вольпин. На роль Морозко режиссёр сразу определил своего любимого колоритного актёра Александра Хвылю, который после этого фильма стал главным Дедом Морозом страны — его даже приглашали работать на новогодних «ёлках» в Кремле и он много лет радовал детей своим появлением на сцене.
Роль Настеньки сначала отдали пятнадцатилетней Наталье Седых — она занималась балетом и фигурным катанием, выступала на новогодних праздниках с танцем «Умирающий лебедь». Одно из таких выступлений Александр Роу увидел по телевизору и решил, что в сказке должна играть именно эта девушка.
Второй претенденткой на главную роль была уже знаменитая после фильмов «Девчата» и «Королева бензоколонки» актриса Надежда Румянцева. Худсовет настаивал именно на её кандидатуре — Седых была слишком юная, без опыта, да ещё и с очень тихим голосом. Но режиссёр всё-таки настоял на своём решении, попросив гримёров сделать девушку немного постарше.
Снимали киносказку «Морозко» в двух местах: летом — в деревне рядом с подмосковным Звенигородом, а зимой — в глухой деревне под городом Оленегорском, расположенным в Мурманской области. Так что актёрам пришлось сполна «насладиться» зимой за полярным кругом: Эдуард Изотов, игравший Иванушку, вынужден был бегать в одной рубашке по зимнему лесу, а Наталья Седых — Настенька — сидеть под ёлкой в ожидании Морозко в одном сарафане. Потом они долго отогревались, чтобы не заболеть. Однако Наталья Седых вспоминала, что самым тяжёлым для неё был вовсе не холод, а удаление грима («заледеневшие» ресницы делали с помощью обычного клея) и... влюблённость в актёра Эдуарда Изотова. Более того, поцелуй с ним, который завершает сказку о Морозко, стал для юной Натальи первым в жизни. К сожалению для неё, молодой человек не проявил никакого интереса к девушке, т.к. на тот момент он был женат и, несмотря на успех у женщин, был верен своей супруге.
На роль Марфушеньки-душеньки нужна была яркая комедийная актриса. Режиссёр планировал взять Тамару Носову, но ассистентка привела на пробы студентку театрального училища Инну Чурикову. Девушка так хотела сняться, что на пробах, не щадя своих зубов, перегрызла целую гору орехов (по сценарию в одном из эпизодов сказки Марфушенька ловко колет скорлупки зубами), и её утвердили. Кстати, роль Марфуши могла стать последней для Инны Чуриковой. Увидев себя на экране, она разрыдалась: «Какая я страшная… Кто же меня замуж возьмёт!» — и даже засомневалась в выборе профессии.
Ещё одной неприятностью для неё стала сцена встречи с Морозко. Дело в том, что в ожидании зимнего волшебника она должна была есть яблоки, но из-за того что съёмочная группа забыла их в гостинице Чуриковой пришлось несколько дублей подряд грызть... лук, запивая его разбавленным молоком!
Настоящим украшением фильма «Морозко» стала Баба-яга в исполнении Георгия Милляра. Для актёра эта роль сказочной ведьмы была уже 8-й в его кинокарьере и далеко не последней. Кроме неё в «Морозко» актёр сыграл ещё одного из разбойников и даже озвучил петуха.
Образ злой волшебницы для сказки Александра Роу Милляр придумывал сам — все её ужимки, повадки и реплики были изобретением Георгия Францевича. Он также рисовал костюм, придумывал черты характера и манеры.
Но была с «Бабой-ягой» одна проблема — актёр был пристрастен к спиртному, поэтому Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь. Однако, продавщица местной автолавки так любила этого актёра, что не смогла ему отказать. Когда он приходил с бидоном (якобы за молоком), она ставила в него бутылку, а молоко наливала сверху! К счастью, съёмки Милляр ни разу не сорвал (правда, говорят, что в кадре его Баба-яга частенько была «навеселе»).
Актёр Георгий Милляр фактически спас этот фильм-сказку. В гостинице Оленегорска, где он снимался, прорвало трубы и вода затопила весь подвал, в котором хранились упаковыванные в пакеты отснятые плёнки. Вся группа в этот день, кроме Милляра, у которого был выходной, была на съёмках в лесу, и ему пришлось самому всё спасать: несмотря на сильный мороз, он спустился в подвал и в одном нижнем белье (!), стоя по колено в воде, вытащил на улицу коробки с готовым материалом.
Если бы не Георгий Францевич, то картина могла бы просто никогда не выйти на киноэкраны.
Фильм «Морозко» участвовал в Венецианском кинофестивале и получил главный приз в программе детских и юношеских фильмов. А вот в США «Морозко» зрители не оценили, восприняв как... старый триллер или фильм ужасов, а не детскую сказку. В итоге загадочный «Фрост» вошёл в сотню... самых плохих фильмов! Причину объяснили просто: «Этот фильм нагнал страху на всю Америку. Странный отец увозит собственную дочь в лес погибать. Дедушка Мороз – жестокий старик, который морозит молоденьких девушек. Бедная сиротка, умирая от холода, сидит стучит зубами и говорит: “Тепло”. Это нонсенс. Это иррационально». Но дело не только в том, что она врёт. Просто Марфушенька для русских – герой отрицательный, а для американцев – наоборот воплощение мечты: желает мужа и достатка в семье, как любая нормальная женщина. В таких случаях говорят – «конфликт культур» .
Зато в Чехии, Словакии и Венгрии «Морозко» очень полюбили. В этих странах он – непременный атрибут Рождества и Нового года, как у нас «Ёлки» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев