«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души – само собой разумеющееся состояние» – Гавриил Троепольский.
Никого не оставляет равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле.
15 сентября 1977 года состоялась премьера художественного фильма «Белый Бим Черное ухо».
Это история о том, как весело и дружно жили сначала немолодой одинокий писатель и смешной шаловливый щенок. Вместе ходили по делам, на охоту, гуляли в лесу, купались. А потом Иван Иванович тяжело заболел — со времени войны у него около сердца застрял осколок,— и его отправили в Москву, на операцию. Бим остался один в квартире. Жизнь ничейной собаки состоит из ожидания, тоски и встреч с людьми, встреч, которые причиняют то боль, то радость. Но Бим, такой ласковый, приветливый, общительный, интеллигентный пес, никак не может понять, что мир делится резко — на друзей и врагов. Он был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта — это норма, иначе быть не может. Он твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси — и тебя впустят. Он привык доверять людям, и теперь, когда он остался один, ему трудно переучиваться.
С момента появления в журнале «Наш современник» повесть Троепольского стала настоящим бестселлером. Автор в одном из интервью сказал: «У моей книги единственная цель — говорить о доброте, доверии, искренности, преданности. Я даже не предполагал, что эта небольшая повесть вызовет такой интерес и внимание...»
Сразу после первой публикации повести в журнале «Наш современник» она стала, как сейчас принято говорить, бестселлером. И ею заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».
Станислав Иосифович сам написал сценарий по книге и вскоре приступил к натурным съемкам, которые, кстати, проходили в Калуге.Однако готовясь к съемкам «Белого Бима», режиссеру пришлось столкнуться с трудностями.
Начало съемок откладывалось три года – то на студии им. М.Горького требовали внести правку в сценарий, то пришлось ждать, когда освободиться актер Вячеслав Тихонов (в роли Бима, Ивана Ивановича, Ростоцкий видел только «Штирлица»), то режиссер вдруг пожалел актеров-собак…
«Белый Бим Черное ухо» — единственный советский фильм тех лет, который полностью снимался на дорогущей пленке «Кодак». У отечественной «Свемы» была крайне малая чувствительность, и, чтобы на экране было четкое изображение, актеров «жарили» мощными софитами.
Но артисты-то привыкли: «Они знали, на что шли, когда соглашались сниматься», — жестко резал Ростоцкий, а вот собак режиссеру оказалось жаль. Ради того, чтобы четвероногие исполнители не мучались на площадке от жары и яркого света, Станислав Иосифович долго выбивал из начальства деньги на покупку чувствительной кодаковской пленки. И выбил – аж четырехкратный запас. Лишь после этого начались съемки.На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров. Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати. Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием.
А вот с образом Бима режиссеру пришлось помучиться. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Эксперт-кинолог Виктор Сомов, работавший в картине, предложил заменить шотландских сеттеров английскими, подходящего окраса.
Особенно способным оказался Степка, который участвовал в наиболее ответственных сценах. Самой сложной сценой на съемках стал эпизод, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы («Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий», — однажды обмолвился режиссер), сомневался, что собаке это под силу.
Задача осложнялась тем, что съемки надо было уложить в один дубль – собака не может, как человек, раз за разом играть чувства по заказу. Решение предложил кинолог Виктор Сомов.
— Собаки всегда правдивы в своих поступках, — рассказывал он в одном из интервью. – Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил и волновался за своего «хозяина» — актера Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку за короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте, ходить по лесам и болотам, стрелять из-под него дичь, делить вместе охотничьи радости.
Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с В. Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как дубля получить невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране. В этом фильме многие сцены делали без репетиций, так как для них собаку приходилось долго специально готовить и дрессировать только на один раз. Интересная была работа. Приходилось постоянно проявлять изобретательность и находчивость, основанные на знании психологии собак, с которыми в течение жизни мне приходилось встречаться. Было необходимо учитывать и особенности характера главного героя — Бима.
Главным героем ленты была, несомненно собака. И именно сеттера Ростоцкий подбирал долго и тщательно, устраивая многочасовые кастинги. В итоге были отобраны два претендента – английский сеттер Стив (он же Степа) и его дублер Денди.
Денди появляется на экране совсем ненадолго, но очень ярко: в сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. Говорят, два года спустя, когда «Белый Бим» был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», американцы аплодировали этому эпизоду стоя.
Станислав Ростоцкий предложил актрисе Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.
– После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!
Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась не играть отрицательные роли. Но режиссеры уже поняли, что Владимирова – мастер перевоплощения.
А в роли Даши, чуть было не ставшей новой хозяйкой Бима, снялась Ириша Шевчук – молодая актриса, знакомая режиссеру по роли в его же «А зори здесь тихие…» (там Ирина сыграла Риту Осянину).
В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия). В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии. В 1977 году картина «Белый Бим – Черное ухо», которую посмотрели более 23 миллионов зрителей, обеспечив ей 15 место по посещаемости, была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
Как сложилась судьба «Белого Бима» — Степы после завершения съемок, увы, неизвестно. Ходили слухи, будто настоящий хозяин еще не раз сдавал питомца «в аренду» — киностудиям, охотникам. Степа тосковал, затем привязался к новым хозяевам, затем вновь тосковал от разлуки.. И однажды просто умер, в расцвете собачьих лет. Не выдержало сердце.
Впрочем, это всего лишь дна из околокиношных легенд.
Как бы то ни было, «Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю – обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…» (Иван Иванович).
Памятник Биму в Воронеже был установлен перед зданием театра кукол «Шут» осенью 1998 года в честь литературного героя Белого Бима из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Авторы памятника Биму в Воронеже – воронежские архитекторы И. П. Дикунов и Э.Н Пак.
Памятник Биму в Воронеже не имеет ни постамента, ни фундамента, он просто стоит на мостовой. Несмотря на это, вокруг него собирается огромное количество детей и взрослых для того чтобы подойти к псу, обнять его, погладить по голове и сфотографироваться.
Для абсолютного сходства с собакой Троепольского, литературного героя изготовили из нержавеющей стали с приделанным бронзовым ухом. Металлический пес сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев