Три подруги и три фотографии – снимки, вместившие целую жизнь...
Три седовласые женщины, ветераны войны, сидят за столом, а за их спинами на стене висит фронтовая фотография, где они, совсем ещё юные, встречают долгожданный День Победы. Этот знаменитый снимок, названный «Боевые подруги», в 1982 году в посёлке Прибрежный Белгородской области сделал фотограф Павел Кривцов. А в 2001 году он вернулся, чтобы повторить кадр. Вот только к тому времени из трёх подруг осталось двое. «Очень жаль, что Аннушка не дожила до этого дня, не хватает нам её», – говорили они фотографу, пока тот настраивал аппаратуру. На пустующее место за столом они положили красную розу, а сами, усаживаясь, вспоминали, как встречали самый первый День Победы, и рассказывали о своей долгой и крепкой дружбе, пронесённой через годы...
Анна Чекрыгина, Вера Сафронова и Нина Муравецкая дружили с детства. Жили на одной улице, вместе ходили в школу, а потом и на танцы. Когда пришло время работать, все трое устроились в Новооскольский совхоз на птицеферму. «С тех пор полюбилась нам профессия птицевода, и уже расстаться с ней не могли. Работалось нам всегда легко и радостно. Конечно, были и трудности. А где их не бывает? Но я всегда говорю, что если дело тебе по душе, то невзгоды легче переносятся. Особенно когда рядом с тобой подруги...», – рассказывала Вера Стефановна.
Когда началась Великая Отечественная война, девушки окончили курсы медсестёр и отправились на фронт. Вместе они прошли всю войну, работая в эвакогоспиталях, куда привозили раненых после боя. Подруги ассистировали на операциях, делали перевязки, переливали кровь... «Когда у берегов Волги немцы подбили военный корабль, мы помогали вытаскивать солдат из горящего трюма, – вспоминала Нина Трофимовна. – А потом с группой врачей я сопровождала состав с ранеными до Саратова. Пришлось потом пять суток идти обратно, пешком по раскалённой степи...»
«Они дошли до Карпат. В Югославии их встретили наши ребята, партизанившие в отрядах Тито. В Польше они видели пепел Освенцима. А в Чехословакии пели и плакали от счастья в День Победы», – так писали о подругах-санитарках в газете «Ленинская смена». Именно там, в Праге, они сделали ту самую, первую, фотографию – на память о пройденных вместе годах войны. А вернувшись в родной посёлок, снова пошли работать птичницами, создали семьи, справляли праздники и делили друг с другом и радости, и печали.
– Трудное время было... – вспоминала Вера Стефановна. – Страну нашу надо было поднимать. Мы, женщины, работали наравне с мужчинами... Так и прожили жизнь, опираясь друг на друга, дети наши выросли рядом, и состарились мы тоже вместе...
– Значит, дружба ваша по-прежнему крепка? – спросил их корреспондент «Ленинской смены» спустя 20 лет после войны.
– А как же! Это у нас на всю жизнь, – ответила Нина Трофимовна.
Впервые о подругах-птичницах фотограф Павел Кривцов узнал в 1966 году, но поехал в посёлок Прибрежный, чтобы снять их для белгородской газеты, только спустя 16 лет. «Этой истории я касался трижды, – рассказывал он. – Впервые на уровне чистого впечатления от работы, во второй раз на уровне осмысления, а в третий – с безграничными чувствами. Их история житейская и в то же время фантастическая... В 1982 году я уже работал в Москве, в «Советской России», и начал готовить свой альбом «Русский человек: век XX». И так как первая половина моей творческой жизни прошла в Белгородской области, я решил вернуться к своим героям. Вспомнил про трёх подруг и переосмыслил их историю. У меня сохранился негатив той военной фотографии, и в голову пришла мысль распечатать её в большом размере и поехать к «боевым подругам» в гости, чтобы повторить первый снимок. Захотелось отразить в нём движение времени и судьбы человеческой. Это не так просто сделать, тем более в фотографии. Ведь она фиксирует какой‑то момент, а мне хотелось передать протяжённость жизни».
Вторую фотографию снимали в доме у Веры Стефановны. Фотограф повесил на стену увеличенный военный портрет трёх подруг, а их самих, уже поседевших женщин в орденах и наградах, усадил за столом, поставив на него лишь чайные чашки. «Это некий символ. Невыпитая чаша – как судьба, которая ещё не исчерпалась. Никто из нас не знает, когда в жизни сделает последний глоток... Сначала я хотел показать чаепитие, но беседа за столом не давала монументальности. И я сделал строгую фотографию с перспективой: на старом снимке они молодые, а на этом уже женщины в возрасте. Иногда история сама подсказывает, как сделать, чтобы было полноценно». Боевых подруг напечатали на первой полосе столичной газеты в канун очередного Дня Победы.
Следующую фотографию Павел Кривцов сделал в 2001 году – на ней Вера Сафронова и Нина Муравецкая запечатлены на фоне старых снимков. А место Анны Чекрыгиной пусто – её не стало в 2000-м. Обе работы Павла Кривцова настолько поразили людей, что их перепечатывали в журналах, книгах и показывали на выставках. А когда в 2012 году накануне Дня Победы эти фотографии были опубликованы в «Комсомольской правде», автор статьи решил связаться с Павлом Кривцовым с предложением дополнить его диптих ещё одним снимком. «Очень хотелось верить: они ещё живы. Хотя бы одна... – рассказывал Сергей Шахиджанян. – Павел Павлович выслушал меня и робко так сказал: «Это только диптих» (то есть два снимка). С помощью фотографии я попытался передать временной отрезок в 55 лет. Не надо ничего дополнять».
Возможно, фотограф был прав. К тому же дополнить диптих было уже невозможно: до 2012 года, до даты публикации этих двух фотографий в «Комсомольской правде», из «Боевых подруг» не дожил никто…
Не забудьте нажать оранжевую кнопку "Вступить" сверху справа, чтобы не потерять нашу группу 🙏
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев