Родовое древо рода Киселевских берет свое начало с 1698 года. Именно в этом судьбоносном году произошла историческая встреча Петpa I с Антоном Киселем в маленьком домике в центре города Львова. Из всех известных потомков, пожалуй, самое первое место принадлежит великому русскому актеру Ивану Платоновичу Киселевскому (двоюродный дед Натальи Ивановны). Его творческий путь начался на подмостках провинциальных театров, а впоследствии он блистал своим ярким талантом в театрах у Николая Николаевича Соловцова, Федора Адамовича Корша и в легендарной Александринке в Санкт-Петербурге. Мало кому известно, но именно Киселевский впервые вывел на сцену молоденькую, никому доселе не известную Веру Федоровну Комиссаржевскую. Имя Ивана Платоновича Киселевского с почитанием и по сей день произносят театралы. Его репертуар был обширен. Он с блеском играл в пьесах русских и европейских драматургов. И не случайно его прах покоится в самом престижном некрополе России в Александро-Невской лавре.
В древе рода Киселевских встречается и еще одно славное имя – Анны Петровны Киселевской – великой оперной дивы России. Многие годы она служила в лучших театрах России – в Киеве, Одессе, Москве. Ее партнерами были Собинов, Шаляпин, Баттистини.
Обладая красивым сопрано, она пела главные оперные партии. Среди них Татьяна в «Евгении Онегине», Мария в «Мазепе» Петра Чайковского, Шарлота в «Вертере» Жюля Массне… Получив прекрасную вокальную школу от маэстро Мазетти, Анна Петровна на многие годы сохранила любовь к пению. Она оставила карьеру, когда полностью посвятила себя семье. Ее избранником стал педагог, а впоследствии профессор Московской консерватории Иван Николаевич Соколов. От их брака родились дети: Наташа (1906) и Коля (1904).
Наталье Ивановне Соколовой (Киселевской) судьба уготовила сложную жизнь. Так же, как и мать, она пошла по стезе певицы, ее обучение проходило в Московском музыкальном училище у педагога Озерской. В 1924 году на музыкальных средах своего отца она познакомилась с его студентом, Сергеем Лемешевым. Первое чувство чистой любви не заставило долго ждать. В том же году они повенчались в маленькой церкви в Трубниковском переулке у Старого Арбата. После окончания консерватории молодому Лемешеву захотелось попробовать свои силы в самостоятельном творчестве. Прослушивание в Большом театре (устроенное Иваном Николаевичем Соколовым) прошло успешно. Но, получив приглашение на малые роли, Лемешев почувствовал некоторую неудовлетворенность. Вот тут-то и произошла встреча с директором Свердловского театра Борисом Самойловичем Аркановым, который сумел убедить молодого певца попробовать свои силы на главных ролях в Свердловской опере. Предложение было принято, и с 1925 года Лемешев подписывает контракт со Свердловским театром оперы и балета имени A.B. Луначарского. Семейная жизнь пары еще не успела окрепнуть и сразу получила закалку на прочность. Они виделись не часто, но переписка тех лет говорит о нежном отношении друг к другу. В 1927 году, окончив училище, Наталья Ивановна уезжает к супругу, но их совместная жизнь длилась недолго. В этом же 1927-м Сергея приглашают в Харбинскую оперу на ведущие партии. И снова они живут письмами. Теплыми были их послания, но отдаленность друг от друга постепенно охладила их чувства. В один из приездов в Харбин Наталья Ивановна узнает о неверности Сергея и не может простить ему. Ее летучая фраза: «Я вчерашних щей не ем» определяет их судьбу. Брак, который длился четыре года, распался, но чувство первой любви на всю жизнь останется у Сергея Яковлевича, и в тяжелое время для Натальи Ивановны он проявит подлинное благородство души.
Но все это будет позже, а в то время она становится солисткой Свердловской оперы и с жаром готовит свои первые партии: Оксану в «Черевичках», Иоланту в «Иоланте», Пастораль в «Пиковой даме», Наталью в «Опричнике» Петра Чайковского. Эти партии раскрыли ее актерское и вокальное мастерство. И в 1930 году она получает приглашение в Бакинскую оперу. Здесь, в Баку, она впервые исполняет партию Татьяны в «Евгении Онегине» Петра Чайковского. Талант Натальи Ивановны был по достоинству оценен публикой. У нее появились свои поклонники. Среди них дед известного певца Муслима Магомаева. Отработав два сезона в Баку, Наталья Ивановна возвращается в Свердловск, готовит новые партии. Среди них: Антонида в «Иване Сусанине» Михаила Глинки, Марфа в «Царской невесте», Ольга в «Псковитянке», Снегурочка в «Снегурочке» и др.
1934 год стал для Натальи Ивановны счастливым в ее личной жизни. По стечению судьбы, она знакомится в поезде, который следовал из Москвы в Свердловск, с Григорием Ивановым. Их любовь была с первого взгляда. В том же году состоялся их брак, и от него на свет появился первый и единственный их сын Анатолий. Уже к тому времени Григорий Иванович был директором Свердловского государственного театра Рабочей молодежи. Любовь Натальи Ивановны и Григория Ивановича несомненно имела бы свое продолжение, если бы не настал 1937 год. Он разлучил их навсегда. По ложному доносу Григорий Иванович был арестован и расстрелян. Только через три года Наталья Ивановна узнала о судьбе супруга. Нелегко пришлось ей – «жене врага народа» – с маленьким сыном на руках перенести боль утраты. Именно в тот год она получила письмо от Сергея Лемешева с просьбой уничтожить их переписку. Многие письма были сожжены, но часть из них, как самое дорогое, долгие годы хранились у Натальи Ивановны. Сергей Яковлевич очень боялся за ее судьбу, так как два сезона работал за границей в Харбине. А это могло иметь тяжелые последствия для нее как бывшей его жены.
Но судьба уберегла Наталья Ивановну, и в этом немалую роль сыграл ее третий муж, Федор Родионович Богданов. В то время он занимал должность главного хирурга Уральского военного округа. Они закрепили свой брак в 1940 году. И все годы тяжелого времени своей жизни Наталья Ивановна и ее сын были под защитой и опекой Федора Родионовича. Его любовь к Наталье Ивановне была истинным подарком судьбы. Уже после войны Федор Родионович возглавлял кафедру общей хирургии Свердловского медицинского института, а за год до окончания войны создал в Свердловске Научно-исследовательский институт восстановительной хирургии травматологии и ортопедии, был его директором и научным руководителем. Все это время, до 1949 года, Наталья Ивановна служила в театре. Ее репертуар насчитывал 25 оперных партий. Многие из них по праву вошли в золотой фонд театра, такие, как: Микаэла в «Кармен» Ж. Бизе, Софи в «Вертере» Ж. Массне, Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Недда в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Баттерфляй в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, Эльза в «Лоэнгрине» Р. Вагнера. В 1946 году за партию Дездемоны в «Отелло» Джузеппе Верди Наталья Ивановна была удостоена Сталинской премии, а в 1948 году представлена к званию заслуженной артистки республики. Уход из театра в 1949 году был связан с заболеванием сердца. Она перешла на педагогическую работу в Свердловскую государственную консерваторию и работала там до 1958 года. Причиной ухода из консерватории послужило направление Федора Родионовича в Киев, где ему было предложено возглавить Киевский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. Авторитет Федора Родионовича в мировой медицине был огромен. Он являлся экспертом Всемирной организации здравоохранения при Организации Объединенных Наций и имел научную степень – член-корреспондент Академии медицинских наук.
Все последующие годы Наталья Ивановна целиком посвятила семье. Ее сын Анатолий Григорьевич Иванов (17 марта 1936 - 21 апреля 2000) стал замечательным актером и пять сезонов работал в Театре русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. А с 1965 года стал ведущим актером Театра имени Н.В. Гоголя, потом служил в театре «Детектив» под руководством Василия Ливанова и в театре «Вишневый сад» А.М. Вилькина.
Наверное, жизнь Натальи Ивановны длилась бы еще долго, но судьбе было угодно оборвать ее в 1964 году. 3 мая, в день ее рождения, в Москве умирает ее брат Николай, и она приезжает на похороны. По возвращении 6 мая она уезжает на дачу и погибает в автомобильной катастрофе. Всего только 58 лет жизни отпустил Бог этой удивительной женщине…
Сергей Яковлевич Лемешев (10 июля 1902, с. Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва) — советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950).
Наталья Ивановна Соколова (Киселевская) (Иванова) (1906—1964) – оперная певица, дочь оперной артистки Анны Петровны Киселевской (14 октября 1876, Санкт-Петербург - 1958, Москва) и профессора Московской консерватории Ивана Николаевича Соколова. И.Н. Соколов был педагогом Сергея Лемешева.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1