Как снимали культовый рождественский фильм «Один дома».
Во многих странах существует своя праздничная кинопрограмма: например, «Эта замечательная жизнь» в США или «Снеговик» в Великобритании, а в России - это «Ирония судьбы» или «Джентльмены удачи». Однако есть фильмы, которые в канун Рождества и Нового года ждут почти в любой точке земного шара — и это, конечно, «Один дома». Проказник Кевин Маккалистер наряду с Санта-Клаусом, Дедом Морозом или Йоулупукки уже давно стал равноправным гостем в наших домах в канун праздников, а обидеться на фразу «С Рождеством, грязное животное!» может только тот, кто ещё по каким-то причинам «Один дома» не посмотрел. Когда режиссёр, Крис Коламбус, задумывал этот фильм, он надеялся, что история о мальчике, которого забыли дома в канун Рождества, получится увлекательной, но он и предположить не мог, что «Один дома» будет иметь настолько бешеный успех.
Вообще же, если посмотреть имена создателей картины, удивляться её успеху не придётся. Так, сценарий к фильму написал небезызвестный к тому времени Джон Хьюз, автор главных подростковых комедий 1980-х («16 свечей», «Клуб «Завтрак»», «Кудряшка Сью») и, придумывая историю Кевина, оставшегося дома под Рождество, Хьюз чувствовал, что и на этот раз его ждёт успех: ведь рассказ об обычной семье, о ссорах и недопонимании между родителями и детьми всегда близок публике. Как любил повторять сценарист, «хороший семейный скандал намного интереснее армагеддона».
Когда сценарий попал в руки Криса Коламбуса, он был в восторге. «Хьюз прислал мне два сценария, «Один дома» и «Нарушитель спокойствия». Я прочитал оба, и «Один дома» сразу запал мне в душу. Я так долго хохотал над ним», — позднее вспоминал Коламбус. Он выбрал этот сценарий и не прогадал: до выхода своего детища на экраны Крис Коламбус был малоизвестным режиссёром, зато после - он заработал громкое имя и снял два первых фильма о Гарри Поттере.
Не секрет, что Джон Хьюз с самого начала писал сценарий под актёра Маколея Калкина, который до этого снялся у него, будучи совсем маленьким, в фильме «Дядюшка Бак». Поэтому Хьюз сразу предложил Коламбусу кандидатуру маленького Калкина на главную роль, однако режиссёр всё же обязан был провести кастинг — после «сотен и сотен» прослушиваний создатели убедились, что лучше Калкина никого нет. К тому же одним из главных условий отбора было то, что ребёнок должен был верить в Санта-Клауса. Найти такого среди 9-летних мальчиков уже было большой проблемой. А вот Калкин верил, что делало его ещё более подходящим кандидатом. «Ни у кого не было такого качества, что было у Мака [Калкина], - вспоминал режиссёр. - Он чувствовал себя настоящим ребёнком, но при этом был невероятно обаятельным и забавным. У него было такое сильное обаяние, что все, кто работал с ним на съёмках, не могли не улыбаться. Да, он тоже был неидеальным, и это было здорово. Одно его ухо было немного изогнутым, он был не похож на других детей, но все, кто его встречал, влюблялись в него в первую же минуту».
⠀
Поскольку исполнитель главной роли был несовершеннолетним, он мог работать лишь в дневное время, и это было огромной проблемой, ведь основные события фильма происходят ночью. Съёмочная группа шла на всевозможные ухищрения, чтобы не нарушать закон: важные ночные эпизоды с участием Маколея второпях снимали с наступлением темноты до 10 часов вечера, а по ночам же снимали сцены без него.
⠀
Кстати, за первую часть фильма гонорар Маколея Калкина составил «всего» 100 тысяч долларов. Зато на съёмках второй части он заработал 8 миллионов долларов – на тот момент никто из его сверстников никогда не получал такую сумму.
⠀
Ключевым для фильма стал отбор воров-домушников, которые должны были стать партнёрами Калкина на съёмочной площадке. Авторы фильма некоторое время обсуждали кандидатуру Роберта де Ниро на роль Гарри и даже вели переговоры с ним, но актёр отказался - он не воспринял эту идею всерьёз. Неизвестно, жалел ли де Ниро о своём решении после феноменального успеха фильма, по крайней мере, он никогда это не комментировал.
Когда в команду удалось заполучить актёра Джо Пеши (известного по фильмам Мартина Скорсезе «Бешеный бык» и «Славные парни») вопрос с исполнителем Гарри был окончательно решён. А вот на роль его напарника Марвина студия в начале отказалась брать комедийного актёра Дэниела Стерна. Он показался продюсерам слишком дорогим. Поэтому сыграть Марвина предложили актёру Дэниелу Рейбаку, но позже пожалели об этом. Когда начались съёмки, режиссёр впал в отчаяние — между двумя актёрами не было никакой «химии», смотреть на их тандем было нестерпимо скучно. Тогда Коламбус прервал съёмки и лично отправился на студию. Режиссёр буквально умолял взять на роль Стерна, объясняя это тем, что без него разваливается весь сюжет. Продюсеры пошли ему навстречу, а актёру удалось не только блестяще исполнить свою роль, но и помочь Джо Пеши сыграть в абсолютно новом для него амплуа.
⠀
Пеши серьёзно подошёл к своей комедийной роли. Вне съёмочной площадки он всячески старался избегать Калкина, чтобы сохранить напряжение между ними, и ему это прекрасно удалось. Одним только своим видом он по-настоящему заставлял мальчика нервничать. Однажды в сцене, где Кевина подвешивают на крюк, на репетиции Пеши немного переборщил и притворяясь, что кусает ребёнка за палец, действительно укусил его, оставив ему на память небольшой шрам.
⠀
Сегодня мы смеёмся над сценами, в которых горе-грабители Гарри и Марвин, гордо именующие себя то мокрыми, то липкими бандитами, падают с лестницы, получают удар по голове тяжёлым утюгом или хватаются за накалённую дверную ручку, однако, по признанию режиссёра, снимать эти издевательства было не так уж и весело: «Каждый раз, когда дублёры выполняли тот или иной трюк, было совсем не до смеха. Мы наблюдали за ними, и я молился, чтобы они остались живы».
Беспокойство за каскадёров вызывали даже самые безобидные сцены — вроде той, где герой Джо Пеши слетает с крыльца дома. «Я действительно думал, что наш каскадёр во время первого же дубля сломал себе спину, — говорил Коламбус. — Когда они поднимались, и мы понимали, что с ними всё в порядке, мы уже могли себе позволить от души посмеяться. Некоторые моменты вызывали просто истеричный смех». Конечно, дублёры были задействованы далеко не во всех экстремальных сценах — например, Дэниел Стерн стоически выдержал съёмки ужасающего момента, в котором по его лицу ползёт настоящий тарантул. При этом актёру нельзя было кричать, чтобы не спугнуть паука, поэтому его крик был немым, а звук наложили уже после. Хорошо, что эту сцену удалось снять с первого дубля.
⠀
Но не всё было так страшно, как казалось. Например, в сцене где Марвин залазит через окно, на полу лежали игрушки, сделанные из карамели, а у актера на всякий случай были надеты резиновые накладки, чтобы защитить ноги от травм. Гвоздь, на который Марвин наступил в подвале у Маккалистеров, тоже был резиновым, зато утюг, летевший ему наголову -вполне настоящим! Но и тут актёр не пострадал: для первого кадра утюг просто бросили вниз, а вот для того, чтобы показать, как всё это видел Марвин, пришлось изобрести целую конструкцию. Камера была прикреплена к тросу, который отпускали вниз, и камера летела прямо в лицо актёра, а в последний момент останавливалась. Конечно, это было рискованно, ведь камера весила около 100 кг и попросту могла бы убить актёра.
⠀
Издевательства Кевина над грабителями в реальной жизни однозначно привели бы последних к гибели - так считают врачи. Например, доктор Райан Сент-Клэр, у которого американские журналисты поинтересовались, чем бы на самом деле обернулись травмы воришек, заявил, что после полученных травм они точно не смогли бы вскакивать, ругаться и продолжать преследовать Кевина. Так, удар по лицу утюгом привел бы как минимум к перелому стенок глазниц и потере зрения, соприкосновение ладони с раскалённой дверной ручкой – к возможной ампутации, а ожоги головы паяльной лампой – к необходимой трансплантации костной ткани. И это не считая всех остальных жутких травм.
Съёмки картины проходили в окрестностях Чикаго, штат Иллинойс. Идеальный роскошный дом, куда вселилось большое шумное семейство Маккалистеров — «приветливый и угрожающий одновременно» — был найден по адресу Линкольн-авеню, в посёлке Уиннетка. Трёхэтажный особняк площадью 395 кв. метров был построен в 1920 году. Но если вспомнить дом изнутри, то нельзя точно сказать, в каком году происходит действие — именно так было задумано режиссёром: «Я хотел, чтобы дом был вне времени, — говорил Коламбус. — Помню, сказал съёмочной группе: «Он должен выглядеть свежо, даже если 20 лет спустя фильм покажут по телевизору. Будто бы его сняли вчера».
Но что самое интересное, хозяевам дома не пришлось никуда уезжать на время съёмок! Дом был настолько просторным, что они спокойно продолжали в нём жить. Ну как спокойно... Честно говоря, хозяевам пришлось понервничать - уж слишком киношники бесчинствовали: повсюду клей, разбитые ёлочные игрушки, ловушки и капканы...
⠀
После выхода первой части фильма «особняк Макалистеров» стал популярным туристическим объектом — по сей день фанаты фильма приезжают в посёлок Уиннетка в поисках того самого загадочного дома-крепости, безмолвного помощника Кевина в борьбе с грабителями.
⠀
Интересно, что гангстерскую драму «Ангелы с грязными душами», которую Кевин смотрит по телевизору, режиссёр Коламбус снял специально для фильма. Однако поставить старомодный нуар оказалось не так-то просто. «Раньше люди будто были другими. Нам пришлось поискать актёров, которые выглядели так, будто они прямиком из 40-х», — рассказывал режиссёр. И старания эти оказались не напрасными — многие поклонники комедии «Один дома» пытались найти полную версию «Ангелов с грязными душами», думая, что это реальный фильм, но пришлось довольствоваться лишь короткометражной версией Коламбуса. Зато спустя два года фанаты смогли увидеть не только продолжение приключений Кевина («Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке»), но и сиквел нуара — «Ангелы с ещё более грязными душами», на этот раз гангстер вместо «Сдачу оставь себе, грязное животное», произносит ставшую не менее популярной фразу «Весёлого Рождества, грязное животное! И счастливого Нового года».
Крис Коламбус признавался, что никто из создателей картины не ожидал такой популярности — во время работы многие думали, что снимают обыкновенную семейную комедию, а сыгравший Питера Маккалистера Джон Хёрд позднее даже публично извинился перед режиссёром за то, что во время съёмок считал картину ужасной. Критики так же посчитали её сюжет банальным, шутки – глупыми, сцены с бандитами – слишком жестокими, а родственников Кевина – несимпатичными персонажами. Но как же они ошибались, утверждая, что «Один дома» никто и никогда не будет пересматривать!
⠀
Продюсеры рассчитывали заработать на картине хотя бы 40 млн долларов при бюджете в 18 млн, но всё сложилось куда лучше. Премьера состоялась 10 ноября 1990 года, и в первый же уик-энд фильм собрал 17 млн долларов, став лидером проката и удерживая первенство, даже когда рождественские праздники были позади. Суммарно в мировом прокате картина заработала 476,7 миллионов долларов и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая комедия всех времён. Она сохраняла этот рекорд в течение 21 (!) года - вплоть до премьеры фильма «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» в 2011 году. Грандиозный успех картины Колмабуса так повлиял на сборы других фильмов, идущих в прокате, что в Голливуде даже появилось выражение to be home aloned (Ноme Аlone — оригинальное название фильма) — то есть быть обставленным фильмом «Один дома».
⠀
На волне грандиозного успеха «Один дома» решили превратить во франшизу, но если «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», также принадлежащий авторству дуэта Хьюз — Коламбус, полностью соответствует духу и стилистике первой картины и завоевал не меньшую любовь поклонников, то последующие части представляют собой плачевное зрелище. Скептически Коламбус относится и к перезапуску картины, несмотря на голливудскую тенденцию последних лет, однако режиссёр не прочь пофантазировать над тем, как развивался бы сюжет: «Если бы я всё же решил перезапустить картину, я думаю, её героями бы стали взрослый Кевин Маккалистер, унаследовавший дом от родителей, и его смышлёный сын. А Гарри и Марвин по-прежнему жаждали бы мести и мечтали вернуться этот дом, чтобы на этот раз достать сына Кевина».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев