И каждый день слышала от него признания в любви.
Она никогда не изменяла себе и потому ни о чем не жалела.
Ее называли русской Джульеттой Мазиной и Чарли Чаплиным в юбке. Еще в школе Надю дразнили "Артисткой". Столько энергии было в озорной девчонке, которая посещала множество кружков, была хулиганкой и выдумщицей. Впрочем, это не помешало ей окончить школу в подмосковном селе Жаворонки с золотой медалью.
Отец работал бригадиром на поездах дальнего следования. А мать — домохозяйка — обожала танцы и кино. Именно она привила дочери любовь к искусству.
Выбор профессии определила нелюбовь к точным наукам. На актерский надо было сдать экзамены по литературе, истории и прочесть отрывок из художественного произведения наизусть. Что казалось намного проще и приятнее, чем решение задач и уравнений.
Но театральных вузов было несколько. Куда пойти? Она пришла в Школу-студию при ЦДТ, уже зная, что ей ближе.
«Мне было 17, а принимали меня за четырнадцатилетнюю. Знала, что набирают в Школу МХАТа, где все будущие актрисы- маститые. В Вахтанговское -там все девушки стройные, длинноногие, мечтают сыграть принцессу Турандот. А Детский театр - это мышка-норушка в тереме-теремке. Зато мое».
Впрочем, прочитав перед знаменитым Вороновым, исполнителем роли Фамусова, монолог этого героя из комедии «Горе от ума», она нимало не смутилась. Рост — 1 м 51 см, звонкий девчачий голосок… Казалось бы, Фамусов — далеко не ее образ. Да и комиссия тихо уползала под стол от смеха… Но ее приняли уже после первого тура.
Из чего абитуриентка Надежда выучила урок: если ваша внешность далека от общепринятых стандартов, это ваше достоинство, а не недостаток. А если какое-то занятие вам не по душе, несмотря на его престижность- не стоит «ломать» себя, наступая на горло «собственной песне». Просто каждая «мышка» должна найти свой «теремок», где ей будет комфортно.
С первого курса она уже играла в Детском театре. Ее амплуа- травести: актрисы, играющей юных девочек и мальчиков-подростков. После дебюта в фильме «Навстречу жизни» было восемь лет карьеры в этом амплуа. Исключением стала комедия «Неподдающиеся». Где она «подросла» до роли комсомолки, пытающейся перевоспитать двух бездельников.
Звездный час настал, когда режиссер Юрий Чулюкин приглашает Румянцеву в свой фильм «Девчата» на роль Тоси. Вокруг роли было немало интриг. Поварихой Тосей, хотела быть жена режиссера. Тогда первая красавица советского кино, Наталья Кустинская. Решение принял руководитель проекта Михаил Ромм, который заявил: «Играть будет эта пичуга».
Исполнитель главной мужской роли, Николай Рыбников буквально изводил Надежду из-за того, что в фильм не взяли его жену, Аллу Ларионову. При каждом удобном случае он пытался подколоть партнершу. Показывая, что она никуда не годится. А актриса, не обращая внимания на интриги, просто работала. И ссор с Рыбниковым избегала. В конце концов, посмотрев часть отснятых кадров, Рыбников понял, что тратит душевные силы попусту. И даже попросил дать ему шанс и переснять некоторые сцены.
Успех фильма был ошеломительным. Он получил призы фестивалей в Эдинбурге, Каннах и Мар дель Плата. Где актриса получила премию за лучшую женскую роль. На награждение она вышла с голливудской звездой, голубоглазым красавцем Полом Ньюманом. Который получил приз за лучшую мужскую роль в фильме «Мошенник». Надежда была в него даже немного влюблена.
А советская пресса и зрители, тем временем уже «поженили» их с Николаем Рыбниковым. Надежда же выучила еще один жизненный урок: иногда бывает разумно уйти от прямого конфликта, в том числе и с противоположным полом. Не всякий мужчина окажется способным принять женскую правоту. В некоторых случаях плохой мир приносит гораздо больше пользы, чем ссора. А выигрывает тот, кто злым словам предпочитает добрые дела.
После фестивалей, в Госкино пришло несколько приглашений из США на роли в голливудских фильмах. Румянцевой их даже не показали. А в Америку написали, что актриса занята. Она действительно активно снималась в эти годы. Режиссеры ценили не только талант актрисы, но и ее легкий характер. За «Девчатами» последовали «Королева бензоколонки» и «Женитьба Бальзаминова».
Ей присвоили звание Народной артистки РСФСР, ее узнавали на улицах. Даже на рынке продавцы не хотели брать с нее деньги…
И вот тут она знакомится с дипломатом Вилли Хштояном. Вилли Вартанович работал в Министерстве внешней торговли и подолгу жил за границей. Никто не верил, что Румянцева сможет бросить блестящую карьеру ради семьи, а Хштоян перестанет заглядываться на женщин. Но общепринятые мерки и тут не работали. Румянцева повсюду следовала за мужем, стараясь разделить с ним любые трудности. Надежда Румянцева решила: семья для нее будет на первом плане...Когда в Египте появилась угроза войны, всех жен дипломатов срочно вывезли из страны. Но Надежда, наоборот, рвалась туда. И буквально оккупировала министерство в Москве, пока чиновники, устав от нее, не сдались. Потом в Одессе она разыскала грузовое судно, отправлявшееся в Египет. И уговорила капитана — ее взяли на борт. Нетрудно представить себе реакцию мужа, получившего телеграмму «Надя едет! Встречай!».
С ролью жены дипломата в своей жизни она справилась так же блестяще, как и с предыдущими ролями в кино. Выучила французский и английский языки, устраивала творческие вечера. На официальных приемах могла разрядить обстановку шуткой. И даже специально для этого переводила на другие языки русские анекдоты.
«Я хорошо знала, кто у нас глава семьи. Муж не должен говорить: «Я супруг Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича».
Такой была ее позиция. А ее женское кредо: даже если вы - само совершенство, стоит почаще подчеркивать не свое, а мужское превосходство. И тогда, поверив в собственные силы, мужчина будет носить вас на руках.
Когда они вернулись в Союз, Надежда Румянцева снова стала сниматься в кино. Но главным принципом для нее была не престижность роли, а ее нравственное начало. Она предпочитала дублировать сериалы, озвучивала мультфильмы. Ее голосом заговорила рабыня Изаура, Мартышка в «38 попугаях», утенок в «Утиных историях».
А вот от роли в «Небесах обетованных» Эльдара Рязанова она отказалась. Считая, что этот фильм не оставляет людям надежды. Но каждое воскресное утро для миллионов мальчиков и девочек начиналось с нее, ведущей телепередачи «Будильник».
Все, кто оказывался рядом с ней, чувствовали ее тепло и любовь. Чуть ли не с первых дней знакомства Румянцева подружилась и стала авторитетом для дочери Вилли Вартановича от первого брака- Карины. А потом и для внука, который называл ее только Надюшей.
Возможно, именно из-за своего позитивного отношения к жизни, она всегда выглядела моложе своих лет. Не сделав ни одной пластической операции. Ухаживала за цветами в саду, любила животных. Тяжело заболев, ни на что не жаловалась. Вела активный образ жизни, делала зарядку. Уже в больнице, в свои последние дни думала о муже. Ругала его за то, что он мало отдыхает.
Они прожили вместе более сорока лет. И каждый день он говорил, что влюблен в нее.
«Я всегда вспоминаю дневники Льва Толстого. В которых он написал: «Жизнь дается человеку на такой короткий срок, что сама по себе она уже огромное счастье», — говорила Надежда Румянцева. Она относилась к каждому дню, как к подарку. И сумела прожить светлую и яркую жизнь. Помним и любим Надежду Румянцеву.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4