10.1899-15.12.1981; 82 года).
Советский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист СССР.
Родился 15 (27 по новому стилю) октября 1899 года в Москве. По другим источникам датой рождения является 27 октября 1900 года.
Из рабочей семьи.
Отец - Иван Жаров, работал в типографии. Подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы.
Мать - Анна Семёновна Жарова (в девичестве Дроздова), из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.
С ранних лет Михаил начал работать. С 1913 года трудился у отца учеником наборщика в типографию.
В 1915 году устроился администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина. Вскоре ему начали доверять роли статистов.
После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги - А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы».
В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре.
Далее был артистом в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии.
В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, но в том же году перешёл в Театр ГИТИСа (с 1923 - Театр им. Вс. Мейерхольда), где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли.
Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» - советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда - свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.
В 1926-1927 и в 1929 годах и играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году - Казанского Большого драматического театра, в 1930 году - Реалистического театра.
В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года.
С 1938 года и до конца жизни - актёр Малого театра.
Выступал и как режиссёр театральных спектаклей, среди его режиссёрских работ в театре: «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр); «Голос Америки» Б. А. Лавренева (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным); «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр).
В кино дебютировал в 1915 году с небольшой роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный». А первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой - сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью».
В те годы Жаров показал себя как мастером эпизода - «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки».
Актер отличался умением найти для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
Широкую известность получил в 1930-е годы. Его приглашали самые известные советские режиссёры. У Н. В. Экка, в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» он сыграл одну из самых известных своих ролей - бандита Жигана, у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга - самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова - весёлого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый», 1937-1938).
В фильме режиссера И. М. Анненского исполнил громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), сыграл жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых - удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна - Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).
Во время войны заметными работами стали главные роли в фильмах «Воздушный извозчик» (Иван Кузьмич Баранов), «Во имя Родины» (военфельдшер Иван Иванович Глоба).
В активе актера яркая главная роль в комедии Константина Юдина «Близнецы», в которой он сыграл Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы Горторга.
Широко популярными в народе стали фразы его героя: "Еропкин сказал, значит - ВСЁ!"; "Я подымусь на дно морское, я опущусь под облака!"; "Еропкин на проводе! Милиция? По розыску меня? За что? Персональный привет!"; "Взять быка за рога! Помочь Вам воспитать Ваших дармоедиков!"; "Доклад сделать не могу, но выступить экспромтом, зажечь, так сказать, аудиторию, очертить перспективу - это мы сделать сможем!"; "Мне стыдно, что мы живем под одной крышей с гражданкой Брошкиной, что мы дышим одним воздухом с гражданкой Брошкиной и мне хочется открыть пасть и выкрикнуть - ПОЗОР! - говорю по буквам - Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад! Позор!!!"; "Вы опроцедурили меня всего на 50 процентов!".
Последний его звездный киногерой - сельский милиционер Анискин: «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Его Анискин - деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Анискин стал своего рода образцом советского участкового.
Член КПСС c 1950 года.
Резко негативно относился к советским диссидентам, в частности, к А.И. Солженицыну. Известно его высказывание в адрес Солженицына: «Этому сукиному сыну нет места среди нас».
Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.
Написал книгу «Жизнь, театр, кино».
Михаил Жаров коллекционировал почтовые марки темам «Искусство» и «Портреты на почтовых марках». Отрицательно относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало.
Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. На бумагах в его кабинете осталась записка: «Скоро вернусь. Ничего не трогать!». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.
Четыре раза был женат.
Первая жена - Надежда Гузовская (он называл ее Дина), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Состояли в браке с 1919-го по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде (жена Яня, дочь Лена). Известно, что Надежда Гузовская жила в Москве на улице Новопесчанной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией в Минске.
Вторая жена - Людмила Полянская. Брак продлился в период 1928-1942 годов. У пары родилось двое сыновей, умершие во младенчестве. Расставаясь с Людмилой Полянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.
Третья жена - Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет - в 1943-1948 годы. Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Позже Целиковская говорила: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим".
Четвёртая жена - Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери - Анна (1951 г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953 г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев