По слухам, незадолго до этого Барышников встречался с Рудольфом Нуриевым, эмигрировавшим ранее. Нуриев и Барышников — два величайших танцора XX века. Если первому поклонялась Европа, то второй завоевал Америку...
Миша (так называют Барышникова за океаном) сделал карьеру, адекватную своему редчайшему таланту. Он танцевал в труппах лучших театров мира, работал балетмейстером, а позже директором Американского театра балета.
Авторитетный американский журнал "Тайм" в номере за 14 июня 1999 года опубликовал список ста самых знаменитых и влиятельных людей ХХ столетия. В нем упоминается и имя Михаила Барышникова, который назван "революционером в мире балетного и танцевального искусства нашего столетия."
Дружба с Иосифом Бродским
"Как славно в вечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!"
Иосиф Бродский
Танцора на протяжении всей жизни окружали выдающиеся личности. Одним из его лучших друзей был знаменитый русский поэт Иосиф Бродский, с которым Барышников поддерживал общение на протяжении нескольких десятков лет.
Знакомство Михаила Барышникова и Иосифа Бродского состоялось в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей. "Он предложил перейти на ты, но с одним условием: вместо Миша, он, по созвучию, предложил называть меня Мышь… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — "кот Джозеф" — и тут же добавил: “Мяу!” Так мы друг друга и называли до последнего дня нашей дружбы" — вспоминал много лет спустя Михаил.
Его гениальный талант танцовщика, хореографа, актера, а также обворожительность ценили не только женщины, но и режиссеры.
Популярность Михаила Барышникова в США была сумасшедшей.
Иосиф Бродский рассказывал, что однажды увидел портрет друга на стене одного из небольших хозяйственных магазинов и тогда понял, что Барышников — фигура национального масштаба, раз он знаком далеко не только посетителям театров, но и покупателям и владельцам маленьких магазинчиков. Так что неудивительно, что танцора пригласили сниматься в кино.
Он дебютировал в кино, сыграв танцовщика в картине "Поворотный пункт" (1977). Съемки в фильме принесли артисту номинации на премии "Золотой глобус"и "Оскар" за лучшую роль второго плана. Также оценить игру Михаила можно в лентах "Белые ночи"(1985 г.,одна из наиболее известных сцен в картине — танец Барышникова под песню Владимира Высоцкого "Кони привередливые", видео вложила в конце публикации), "Танцоры" (1987) и сериале "Секс в большом городе" (1998-2004). Кстати, именно последняя работа принесла звезде мировую известность.
Когда Михаил бежал в Канаду, а оттуда в США, они с Бродским стали особенно близки. Их отношения переросли в прочную, крепкую дружбу То и дело поэт дарил другу томики собственных стихов и обязательно с посвящением.Он высоко ценил эту дружбу. Бродский даже посвятил приятелю пару стихотворений: "Классический балет есть замок красоты…"(из сборника "Часть речи") и "Раньше мы поливали газон из лейки…" (из книги "Пейзаж с наводнением").
Бродский о Барышникове:
"... Единственный человек, с которым я был мало знаком в России, - это Миша Барышников. Здесь мы с ним видимся довольно часто - просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции. Человек, который - помимо всего прочего! - знает стихов на память гораздо больше, чем я. Это очень странно, но как мы встретились с Мишей я, ей-богу, не могу вспомнить. Но одно могу сказать: он на меня произвел - и производит - колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более, что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего - своим совершенно невероятным природным интеллектом...
Барышников - это существо абсолютно уникальное. Он родился день в день с Вольфгангом Амадеем Моцартом.
И у них, я думаю, масса общего."
Он восхищался тем, как хорошо Барышников знал русскую поэзию, а в ритме его танца и координации артиста усматривал моцартовскую легкость.
В подаренной Барышникову книге (1978г.), Бродский написал:
Пусть я – аид, пускай ты – гой,
пусть профиль у тебя другой,
пускай рукой я не умею,
чего ты делаешь ногой.
Но в день 27 января
хочу быть так же пьян,
как в день 24 мая,
когда ты тоже был tres bien!
(Мое примечание: Барышников родился 27 января)
Иосиф Бродский Михаилу Барышникову
Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.
В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.
Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.
Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был - маршал Ней.
В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.
Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая
озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.
В 1992 г. поэт написал книгу о Венеции и подарил ее артисту в его день рождения с посвящением:
Портрет Венеции зимой,
где мёрзнут птицы в нише,
в день января 27
дарю любимой Мыши.
Прости за инглиш,
но рука – как и нога для танца –
даётся, чтоб издалека
канать за иностранца.
В 1988 году Бродский и Барышников стали совладельцами ресторана "Русский самовар" в Нью-Йорке, ставший культурным центром русской диаспоры.Танцор вложил туда деньги, накопленные с выступлений, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе.
В январе 1996 года Иосиф Бродский умер. Последними словами своему другу были " Be good, Мышь".Через несколько часов поэт ушел из жизни в кабинете собственной квартиры.
Барышников своего друга не забыл. 15 октября 2015 года в Новом Рижском театре состоялась премьера спектакля "Бродский/Барышников", который поставил худрук театра Алвис Херманис. На протяжении полутора часов Барышников сам читает стихи на сцене — лишь иногда живое прочтение заменяет аудиозапись с голосом самого Бродского. Танца в его классическом понимании зритель не видит. Если, конечно, не считать того, что у Барышникова любое движение в принципе — танец. На выступление маэстро отправилась вся светская Москва.
17 поэтических сборников из личного собрания Барышникова, которые поэт дарил ему по случаю дня рождения на протяжении 22 лет, подписав "стихи на случай", были переданы в дар петербургскому музею Иосифа Бродского.
Барышников со смехом вспоминает, как в 91-м году Бродский принес ему свой сборник с написанным от руки посвящением “Нежной Мыши от одичавшего Кота” и прямо на месте быстренько накатал: “Нашей Мыши сорок три. У него пельмень внутри, у него болит колено, в очаге горит полено, из полена вьется дым и мы пьяные сидим".
И.Бродский и М.Барышников. Нью-Йорк, США, 1980-е. Фото из личной коллекции Л.Лубяницкого.
Бродский и Барышников. Нью- Хейвен. Май 1978г.
Елена Чернышёва, Иосиф Бродский, Михаил Барышников. Коннектикут, конец 1980-начало1990-х гг. Фото А.Либермана.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 57
И декабристов острова и тысячи московских крыш, все навсегда запомнят и Кота и Мыш.