Тетрис - изобретение русского программиста, которое покорило всю планету и вызвало массу судебных процессов
"Тетрис" - пожалуй одна из самых знаменитых игр во всем мире. В эту игру хоть раз в жизни играл каждый. Стоит только начать играть в "Тетрис" и остановиться уже не так просто. Игра довольно простая, но она очень затягивает. Знаете кто и когда изобрел эту игру? Сколько скандалов связано с этой игрой? Давайте разбираться!
Современный "Тетрис"
Все права на игру первые десять лет принадлежали СССР. Однако, истинным создателем игры был и остается Алексей Пажитнов. В 1980 годах Алексей работал программистом в Вычислительном центре Академии наук СССР. В 1984 году Пажитнов работал над проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Частенько ночевал на работе и в перерывах между работой создавал головоломки для отдыха ума. Идея создания игры в "Тетрис" пришла Алексею после того, как он наткнулся на детскую игру "Пентамино". Он захотел перенести игру на компьютер в первозданном виде, но к сожалению компьютеры Вычислительного центра не обладали такими мощностями и Алексею пришлось сократить количество долоков в фигурках с пяти до четырех. Так и появилось тетрамино. К названию игры Пажитнов добавил название своего любимого вида спорта - тенниса и получился "Тетрис".
Первый "Тетрис" был написан на компьютере "Электроника-60", который и находился в Вычислительном центре. Она была создана на языке Pascal довольно популярном в то время. Фигурки тетрамино падают, а заполненные ряды исчезают. Спустя месяцев восемь Алексей решил перенести "Тетрис" на PC. Сам он с PC работать не умел, поэтому попросил помочь с этой задачей справиться Вадима Герасимова. Вадиму тогда было 16 лет и учился он в школе, но был ребенком очень умным и знал языки программирования. За несколько дней он переписал "Тетрис" на PC. Далее потребовалось еще около полугода, чтобы "Тетрис" стал цветным, появилась таблица рекордов и появилась система защиты. Тогда хоть как-то можно было бы говорить об авторских правах. Дело в том, что любые программы тогда распространялись абсолютно бесплатно. Потом потребовалось довольно много времени, чтобы адаптировать игру под разные форматы дисплея. Раньше не было таких стандартов как сейчас и Вадиму с Алексеем пришлось много раз переписывать код игры. Но в итоге все получилось.
Алексей Пажитнов создатель игры "Тетрис"
"Тетрис" тогда распространяли на дискетах 5,25 дюймов. За пару недель в игру уже играла вся Москва, а спустя еще пару месяцев об игре знали в каждом уголке СССР. Успех у игры был сумасшедшим. Не о какой прибыли речи не шло, потому что все что создавалось в стенах Вычислительного центра ему и принадлежало.
Первыми иностранцами, которые попробовали "Тетрис" стали коллеги из Института проблем кибернетики в Будапеште. В тоже время там находился Роберт Стейн, который являлся директором компании Andromeda из Британии, которая издавала игры. Собственно из-за Стейна и начались скандалы относительно "Тетриса". Роберт тогда поиграл в игру и не смог остановиться, как его затянуло. Тогда он твердо решил получить права на "Тетрис", но не хотел долго ждать. Он выкупил венгерскую версию игры и стал продавать ее американским компаниям не имея оригинальной лицензии. Стейн был уверен, что с СССР он договорится без особых проблем и не потеряет время на продажу.
Тетрис на портативных консолях
Стейн начал вести переговоры непосредственно с Алексеем Пажитновым, но они затянулись на несколько недель из-за сложностей перевода и общения из-за железного занавеса. Но Стейн не сидел на месте и уже успел продать "Тетрис" компании Spectrum Holobyte, дочке игр Mirrorsoft. Для Советского Союза же Роберт предложил контракт с такими условиями: аванс 10 000$ и 75% от общей суммы продаж игры. Переговорами о продаже со стороны СССР занималась "Лицензнаука". Так как такие сделки в новинку в те годы СССР ужесточили условия и захотели аванс в 25 000$ и 80% от прибыли. Таким образом контракт заключон не был.
А тем временим в США "Тетрис" во всю рекламируют, как первую игру из-за "железного занавеса". Наделяют игру красивым интерфейсом, музыкой и советской тематикой. Mirrorsoft и Spectrum Holobyte во всю продают игру для ПК в США и Европе. Тогда Алексей перешел работать в организацию "Электроноргтехника", она же ЭЛОРГ. Уже этой компании пришлось бороться за права на "Тетрис". А "Тетрис" широко распространился на Западе и буквально парализовал офисы. Роберт Стейн не знал что ему делать, контракта с СССР не было, а продажи без лицензии были просто огромные. Тогда журналисты компании CBS докопались до истины и взяли интервью у создателя Алексея Пажитнова. И тогда Стейну не осталось путей к отходу и ему пришлось принять условия СССР.
Тетрис для ПК
Mirrorsoft продала Atari Games лицензию на издание "Тетриса" на картриджах в Японии. Стейн начал вести переговоры о выпуске игры на картриджах, но ЭЛОРГ ответили отказом, так как выплаты по предыдущему контракту еще не получили. Пока Стейн решал проблемы с оплатами Япония во всю продавала картриджи с игрой.
Nintendo готовилась выпускать свою новую консоль Game Boy. Президент попросил Хенка Роджерса лично приобрести права на "Тетрис". Роджерс обратился к Стейну, но тот во всю спорил с русскими об исполнении контракта. Тогда Хенк поехал в Москву сам на переговоры. Пажитнов и Роджерс договорились довольно легко. Но манера разговора изменилась с того момента, как Хенк решил показать картридж с "Тетрисом". После чего он понял, что все выпущенные картриджи являются пиратскими, так как Стейн так и не получил лицензию у ЭЛОРГа. Роджерс не растерялся и сразу на месте выписал чек с частичной оплатой уже проданных картриджей и пообещал привлечь партнера, который поможет заработать на судах.
Тетрис на Game Boy
В результате судебного процесса Atari Games перестали производить картриджи с игрой "Тетрис" и все экземпляры отправили на склад. В 1990 году Роберта Стейна забрали все права на "Тетрис". У Mirrorsoft и Atari Games лицензии на игру тоже отобрали после судебных процессов.
Самое печальное, что Алексей Пажитнов начал зарабатывать на "Тетрисе" только с 1996 года. До этого всю прибыль со сделки с Nintendo получало советское руководство.
Вы играли в "Тетрис"?
Любите эту игру?
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и делитесь своим мнением в комментариях.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев