❗️Действующее законодательство России не содержит запрета на отправку военнослужащих, вернувшихся из плена, в зону боевых действий, и не содержит оснований для увольнения репатриированных (вернувшихся из плена) с военной службы, однако такое положение вещей противоречит Женевской Конвенции 1949 года об обращении с военнопленными (п. 117 Конвенции), согласно которой ни один репатриированный не может быть использован на действительной военной службе.
Указанная норма международного договора (п. 117 Конвенции) обладает юридической силой и носит обязательных характер для исполнения в силу его ратификации (ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров), а также ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В свою очередь, Федеральным законом от 12.11.2019 № 368-ФЗ «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)», Протокол №1, с одной стороны, признан недействительным на территории РФ
Между тем п. 1 постановления Верховного Совета СССР от 04.08.1989 № 330-1 «О ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II)» признан не действующим на территории Российской Федерации в части, касающейся заявления, которое было сделано СССР при ратификации Протокола I (ФЗ от 12.11.2019 № 368-ФЗ).
Иными словами, указанный Дополнительный протокол являются действующим на территории Российской Федерации (в части, касающейся определения статуса военнопленных), а сама Женевская конвенция 1949 г. не денонсирована (не объявлена недействующей).
❗️Вывод (простыми словами): п. 117 Конвенции действует и сейчас, ни один вернувшийся из плена не может быть использован на действительной военной службе
❓Куда обращаться, если после плена вновь отправляют в зону боевых действий
📌В военную прокуратуру
📌Уполномоченному по правам человека
📌К Президенту РФ
К обращению необходимо приложить копию документа, подтверждающего нахождение в плену (если нет официального документа, то любые сведения, подтверждающие факт нахождения в плену: копия постановления следственных органов о проведенной в отношении военнослужащего проверочных мероприятий в связи с нахождением в плену; справки из в/ч о репатриации на территорию РФ в связи с обменом и др.)
В свою очередь не стоит строить иллюзий успеха, прокуратура может также отказать в удовлетворении ваших просьб, в части касающихся ненаправления в зону СВО и увольнения, необходимо обращаться выше и выше. Однако, нам известно о случаях увольнения военнослужащих, вернувшихся из плена по другим основаниям для увольнения, в соответствии с Указом Президента №580дсп. Что касается отправки в зону СВО, то, как показывает практика, командиры оставляют данных военнослужащих в ППД или в прифронтовой зоне, привлекают к участию в мероприятиях по охране Государственной границы, но имеются случаи отправки и на ЛБС.
http://gvsu.gov.ru/appeals-from-citizen/ .
...https://mil.ru/dgo/calculator.htm
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев