Почему дети не умеют играть самостоятельно?
❓Или не хотят этого делать и постоянно просят родителей, бабушек и дедушек, других взрослых или сверстников поиграть с ними?
В игре ребенок познает мир, примеряет на себя разные роли, учится взаимодействовать с внешней средой. Однако в современном мире каждый (ну или почти каждый) родитель сталкивается с проблемой, когда ребенок отказывался играть сам. Часто дети это объясняют тем, что им не хочется, они не умеют и не знают, как играть. С чем это может быть связано? Разбираемся в причинах такого поведения ребенка вместе.
✅Избыток виртуальных развлечений
Первая и основная причина — избыток телевизора и гаджетов. Когда ребенок смотрит мультфильмы или играет в виртуальные игры, он является пассивным зрителем, который наблюдает за уже кем-то созданным сюжетом. При этом ребенок привыкает к готовым развлечениям, где уже все продумано за него и не нужно самому прилагать усилия для создания чего-то нового. В этом просто нет потребности: все и так готово. Именно поэтому дети теряют интерес к самостоятельной игре, где требуется фантазия, креативность и активное участие.
📌Чтобы этого избежать, следует ограничивать экранное время или даже устраивать «дни без телефонов и гаджетов» для всей семьи. Это будет способствовать не только развитию самостоятельной игры, но и укрепит семейные связи.
✅Возраст
Вторая причина — возраст. Возможно, ребенок еще слишком маленький для самостоятельной игры. Здесь нужно понимать, что у ребенка до 3 лет навык самостоятельной игры еще не сформирован. В этом возрасте дети, как правило, могут играть без взрослых всего 10–15 минут, затем им требуется смена деятельности.
📌В этом случае родителям необходимо набраться терпения и немного подождать, когда ребенок подрастет.
✅Отсутствие навыка
Третьей важной причиной может быть отсутствие навыка. Младшим детям в семье в этом плане немного проще. Чаще всего они перенимают навык игры от своих старших братьев и сестер. А вот если ребенок в семье один, то он действительно может просто не знать, как нужно играть, даже если у него много игрушек. В этом случае важным фактором становится взаимодействие с родителями, которым нужно просто научить ребенка, как играть.
📌Необходимо учитывать предпочтения ребенка, разрешить ему самому устанавливать правила, ошибаться и находить свои собственные пути решения задач. Тогда он сможет играть в то, что ему действительно нравится, и таким образом развивать свои творческие способности.
✅Переизбыток игрушек
В качестве четвертой причины можно выделить изобилие игрушек и беспорядок в игровой зоне.
Разнообразие игрушек может приводить к тому, что дети попросту не знают, с чего начать игру, теряются в выборе. Кроме того, изобилие игрушек быстро приводит к эффекту «перекорма». В таком случае детям сложно сосредоточиться на одной вещи, и они теряют интерес к игре.
📌Чтобы этого избежать, родителям рекомендуется уменьшить количество игрушек. Выбрасывать, конечно же, ничего не нужно, разве только то, что пришло в негодность. Игрушки «на вырост» лучше убрать до нужного возраста, а те из которых ребенок уже вырос, можно кому-нибудь подарить.
С остальными игрушками можно организовать «игрушечный ротационный фонд», то есть периодически убирать часть одних игрушек на время, а затем возвращать их обратно, а другие убирать. Это поможет сохранить интерес и разнообразие.
❗Важно, чтобы игрушки были в зрительном поле ребенка, и он мог их взять сам, без помощи родителей.❗
✅Слишком плотный график
Пятая причина заключается в плотном графике, при котором на игру элементарно не хватает времени. Современные родители, желая только лучшего своему ребенку, начинают перегружать его разнообразными кружками, секциями, дополнительными занятиями.
❗А ведь игра — это не менее важный процесс, который способствует развитию когнитивной сферы, креативности, социальных навыков и способности к решению проблем.
📌 Поэтому родителям стоит обратить внимание на организацию времени и стараться находить баланс между организованными занятиями и свободным временем для игры.
❗Для того чтобы ребенок умел и хотел самостоятельно играть, очень важно создать среду, которая позволит ему экспериментировать и развиваться.❗
👥📍Задача родителей — поддержать инициативу ребенка, предоставить ему свободу в игровой деятельности. А если еще замечать и поощрять его творческие идеи, то это будет его хорошо мотивировать, и он с удовольствием продолжит генерировать в игре свои нестандартные идеи.
‼В заключение хочется подчеркнуть, что самостоятельная игра — это не просто развлечение. Она не только развивает различные навыки и способности ребенка, но и выступает основой формирования его личности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев