"Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов"
Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?
Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.
Важный и в то же время достаточно сложный этап развития связной речи — рассказ по картинкам. Начинать обучение можно с 3-летнего возраста. Сначала взрослый рассматривает вместе с малышом картинку, отыскивая детали, иллюстрирующие основные моменты рассказа. Поначалу преимущественно говорит взрослый, но по мере того как малыш учится всматриваться, вслушиваться, отвечать на вопросы, монолог постепенно сменяется диалогом. К четырем-пяти годам у ребёнка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объём связных высказываний. Малыш постепенно приобретает навык самостоятельного составления рассказа, в котором все части логически связаны друг с другом.
Наступает следующий по сложности этап — развитие монологической речи. Теперь задача взрослого — поддерживать интерес к составлению рассказов, учить не только понимать содержание иллюстраций, но и развивать умение связно, последовательно описывать то, что он видит, постоянно расширять словарный запас; грамматически правильно строить предложения.
Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. Главное обучения — создать творческую, доверительную атмосферу. Предложенные в этой главе сюжетные картинки будут понятны и интересны вашему малышу. Если ему предстоит описать какой-либо предмет, растение, животное или даже пейзаж, взрослый должен помочь выделить существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, придерживаться определённой последовательности при описании. Покажите, как важно использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.
После этого можно перейти к обучению ребёнка рассказу по нескольким картинкам в рамках одного сюжета (их должно быть от 3-х до 6). Малыш, опираясь на последовательно демонстрируемые картинки, будет учиться строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге сложится целостное повествование. При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Существуют разные приёмы активизации речевой активности. Для начальных этапов можно использовать совместный пересказ: взрослый начинает рассказ, а ребёнок продолжает и заканчивает.
Можно предложить малышу придумать и рассказать, какие события предшествовали тем, что изображены на картинке. С большим удовольствием дети рассказывают и о том, что произойдёт с героями дальше.
Взрослому важно помнить, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, поэтому придётся приложить немало совместных усилий, прежде чем речь ребёнка станет свободной, яркой и выразительной.
Беседуйте о самых разных сторонах жизни, особенно о пережитом и увиденном в ваше отсутствие. Предлагайте любые темы, лишь бы они были интересны малышу: новая игрушка, любимые игры, выполненные поручения, взаимоотношения с друзьями, поездка на дачу, поход в зоопарк, в цирк и т. д. Пусть ребёнок поделится своими впечатлениями о событиях в детском саду, в кружке, на детской площадке…
Не забывайте, что, занимаясь с малышом, вы готовите его к учёбе в школе. Стимулируйте будущего первоклассника рассказывать обо всём, что происходит, не только непосредственно на занятиях, но и в любой подходящей ситуации: по дороге домой из детского сада, в очереди в поликлинике, во время прогулки.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев