Это участие в богослужении. Это – литургическая молитва. Это некий наш общий с вами университет. И мы должны учиться в нем, может быть, даже до смерти, никогда не считая себя достаточно образованными в этих вопросах.
Скажу вам о некоторых моментах Божественной Литургии (их мы слышим постоянно) для того, чтобы с большей любовью и вниманием присутствовать на службе. Здесь мы можем вымолить у Бога все. И твердый знак причастности к Небесному Царству – это жаркое желание участвовать в божественной службе. Не отстоять службу, не побыть на службе, а именно участвовать в службе. Мы приносим жертву Богу умную и словесную. Богу Слову – словесную службу. Уму Превечного Отца – приносим умную службу.
Литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». И уже в этот момент каждый пришедший на службу может смело говорить себе: «Господи, не лиши меня Царствия Твоего. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Хочу быть в Царствии Твоем! – просите этого у Бога уже в первую секунду. Это такая центральная тема.
С чего начинает молиться Церковь? С прошения о мире. Мирная ектения. Длинные прошения, в которых, по возможности, охватывается судьба всего мира. Мы пытаемся молиться о всех. О всем мире. Главное, всему миру быть в мире. Потому что больше всего нам не хватает именно мира. Христос – мир наш. Он пришел примирить – дальних, и ближних, Ангела и человека, Отца и творение. Как Иоанна Кронштадтский говорил: «Умири мятущуюся душу мою». Какие правдивые слова. Душа дергается всю жизнь. А надо мира душе. Умири!
Потом – внимание! Антифоны поются на Литургии. Это псалом сто второй и псалом сто сорок пятый. Хвалебные псалмы. «Благослови, душе моя, Господа!» и «Хвали, душе моя, Господа». Литургия – это праздник. Надо знать их наизусть.
Дальше – когда Евангелие читают, что можно в сердце сказать? Слова Самуила. Когда Господь призывал его в служение, Он звал его по имени. Самуил... Самуил... И Самуил отвечал: «Говори, Господи. Слушает раб Твой». И вы говорите эти простые слова: «Говори, Господи. Слушает раб Твой. Сейчас диакон развернет Евангелие, и Бог будет со мной разговаривать». А что мы читали в Евангелие? Надо напрягать свой внутренний слух.
Потом – ектения сугубая, где мы говорим по три раза: «Господи, помилуй». Там можно представить земную жизнь Христа, который был единственный здоровый человек посреди лепрозория и сумасшедшего дома. Там слепой, там – горбатый, там – прокаженный, там – скрученный, там – бесноватый... Это был какой-то ужас. И все ходили за Христом, хватали Его за руки, касались Его ризы. Мы, когда говорим: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй», можем представить ту картину, когда Господь был окружен этим народом. И нам можно войти в эту гущу больных людей и сказать: «И я такой же. И мою дочку вспомни. И моего сына помяни. И меня распрями, ибо я скрюченный. И мою проказу отними, ибо я прокаженный. И мои глаза открой, ибо я тоже слепой». Это все тоже про нас.
Если на службе есть ектения о оглашенных, о некрещенных, о не могущих молиться, то мы с вами имеем ответственность за весь мир. На Христиан Бог положил ответственность за всю вселенную. В этом мире много миллиардов людей некрещенных. И эти массы некрещеных людей требуют молитвы. Молитесь за всех. Поверьте, молитва бесплодной не бывает. Не бывает бесполезных молитв, не услышанных и не исполненных. Может быть, не сразу. Может быть не сейчас. Но когда-нибудь непременно исполнится.
Потом «Херувимскую» поют... Это единственная песня. Короткая по словам и длинная в исполнении. За ней трудно уследить умом, и в это время рассеиваются мысли. Чтобы мысли не бегали, вы все должны в это время прочитать псалом покаянный. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И вы почувствуете, как хорошо на службе читать покаянные псалмы, как сердце хочет покаяния, как оно чувствует, что здесь Христос.
И когда уже приносится бескровная жертва, когда священник восклицает: «Горе имеем сердца», думайте, где наши сердца. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А где наше сокровище? Сокровище наше одесную Отца, на Небесах. И мы ждем Его на Страшный Суд. И наш ответ восклицающему священнику: «Сердце наше у Господа. Не переживайте».
«Благодарим Господа!» Некоторые святые говорят, что в это время, когда священник умоляет о схождении Духа, во-первых, мы должны помочь священнику. Мы тоже можем сказать: «Не отвергай нас от лица Твоего. Дай нам Духа Твоего святого». Любую молитву скажите. Вы участвуете в евхаристии. Вы тоже участники литургии. А еще в это время можно преклонить колени и помолиться о самых стыдных, самых страшных, самых подлых своих грехах. Потому что в это время Небо – открывается. Все соединяется – небесное и земное, и мы близки-близки Господу. И Сам Господь здесь, на Престоле лежит. Как младенец в яслях. Проверьте и увидите. Именно во время евхаристического канона душа окатывается самой чистой и самой свежей водой.
Ну а дальше остается только собраться и готовиться к причастию. При этом алтарь это закрытый камнем Гроб Господа Иисуса Христа. Елика-елика... Еще минутка-другая ... Ангел Господень отвалит камень от гроба, и к нам снидет Христос. Лично Христос. Сам Христос на руках архиерейских, на руках иерейских в Чаше вам преподастся для еды и питья. Будете есть и пить Плоть и Кровь Сына Божия, который стал Сыном Человеческим. Съедите, потом поцелуете нижний край чаши, как ребро пробитое. Как то ребро, из которого потекла кровь и вода, как то ребро, из которого Церковь родилась. Из ребра Адамова Господь жену сотворил. А из ребра Иисусова Сам Иисус Церковь родил.
И дальше уже совсем последнее. Нужно будет унести Христа с собой туда. В холодный, суетный, дерганый, слякотный, безумный (этот безумный, безумный, безумный мир!)
Потому что там Христа не хватает. Здесь Христа много. Как воды в море. А там Христа не хватает. Там злоба, зависть, осуждение, суета, сплетни. И вы должны (и я – должен) принять Христа в сокровищницу сердца, как в дароносицу. Унести его туда. Чтобы и там был Христос. Там нет Христа. Как же жить? Надо, чтобы и там Он был. Поэтому, мы споем. «Видехом Свет истинный. Прияхом Духа Небесного». Уносим Христа в мир и достойно благодарим Господа. Не сквернословим. Не празднословим. Не клевещем. Не осуждаем. Не завидуем. Ерунду по телевизору не смотрим. Псалтирь наизусть учим.
Любим Бога и в Боге любим ближнего. Это будет достойное благодарение искупителю Нашему. Надо жить по Божьему. У Христианской Церкви есть только одна проблема. Это христиане. Мы сами не такие, какими должны быть. И это единственная проблема христианской Церкви. Все остальное – ерунда. Вплоть до дьявола. Если бы мы были тем, кем мы должны быть, никого не страшно. Но проблема остается.Потому что мы не совсем те, что должны быть. А тем, что мы должны быть, сделает нас Он – воплотившийся от Девы, крестившийся во Иордане, распятый на Голгофе, восставший в третий день по Писанию из мертвых и преподающий Себя в пищу верным. Аминь. И Богу слава.
Протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев