Давно это было. Помню как-то мне попались воспоминания штабного офицера Великой Отечественной войны.
“Шли тяжелые бои 1941-1942 гг. не то на Карельском, не то на Ленинградском фронте. Соединение Красной Армии, где он воевал, попал в окружение. Положение было очень тяжелым, сообщение с тылом прервано. Боеприпасы были на исходе, а продовольствия почти никакого. Люди голодали, от безысходности ели фуражное зерно для лошадей —отравлялись, болели, были смертельные исходы.
Как-то командир дивизии на обходе позиции обратил внимание на солдат возле костра. Они громко шутили и чем-то увлеченно были заняты. Когда он подошел к солдатам, они быстро встали, вытянулись в стойку смирно. Генерал спросил: «Чем это вы тут были заняты?». Молодой смуглый солдат вышел из строя. «Товарищ генерал, мы жарим зерно в солдатской каске, чтобы животы не разболелись» — отрапортовал он. Генерал попробовал жареное зерно и спросил, кто это придумал. На что красноармеец, немного смутившись, ответил: «Так мы в Ойротии все так делаем». Генерал тут же приказал своим подчиненным командирам всех подразделений жарить зерно в касках как этот ойрот.
Где-то через два месяца с боями и большими потерями мы вышли к своим. Генерал приказал найти красноармейца ойрота и представить к высокой правительственной награде. Мы тогда так и не нашли смуглого солдатика и не узнали его имени и фамилии. Своей смекалкой он спас дивизию от голода, но мы все знали, что он был сыном ойротского народа! Вечная слава всем бойцам, кто отдал жизни ради мира на Земле.
Это была первая встреча, связанная с именем «ойрот». Потом в ходе Великой Отечественной войны была ещё одна. Она связана с лошадьми из Ойротской автономной области. В тяжелых невыносимых условиях войны не было равных ойротским лошадям. Они доставляли к передовым линиям фронта артиллерийские орудия, боеприпасы, различные грузы, с поля боя вытаскивали раненых. Выносливостью, бесстрашием, умом отличались они от других пород лошадей! Наши бойцы Красной Армии на лошадях совершали героические рейды глубоко в тыл врага на несколько сотен километров. Именно в этих рейдах тогда ойротские лошади показали на что они способны. В течение суток ойротские лошади преодолевали от 400 до 500 километров! А это расстояние было не по силе лошадям другой породы. Они не боялись ни взрывов, ни выстрелов, ни огня, ни дыма. Вплавь переправлялись через большие водные преграды. Среди бойцов Красной Армии лошади из Ойротии пользовались большим уважением и спросом. Они с честью и достоинством прошли огненные фронтовые дороги.Я обращаюсь к жителям Ойротии. Если у вас остались эти прекрасные создания природы – лошади, то не скрещивайте их с породами других лошадей. Сохраните своих лошадей, свое богатство, ибо нет равных им на земле!”.
Так писал в своих воспоминаниях ветеран Великой Отечественной войны, штабной офицер много лет после войны. А у нас даже нет памятника, посвященного лошадям. На Великую Отечественную войну с фашистской Германией с Ойротской автономной области было призвано 42268 человек, из них 21299 пали на поле битвы, три наших земляка стали полными кавалерами Ордена Славы, 25-ти бойцам было присвоено высокое звание Герой Советского Союза: Шуклину, Семенову, Тартыкову, Чевалкову, Елеусову, Туганбаеву. Все они сыновья Ойротии.
Да, мы были ойротами до 1949 года. И была у нас Ойротская автономная область в составе РСФСР, образованная 1 июня 1922 года с административным центром городом Ойрот-Тура (Постановление ВЦИК РСФСР). А ещё ранее, в 1635 – 1755 гг. мы входили в состав Великого Джунгарского ханства со столицей г.Кульджа, языком которого был ойротский и чагатайский.
Ойроты издревле были великолепными воинами, охотниками. Во время военных походов воины-ойроты ели, спали верхом на лошадях. Они не строили ни городов, ни замков, ни дворцов. Домом для них были необъятное кёк тенгри, просторы невидимых далей и Великая Степь. Кочевой, походный народ, привыкший к любым трудностям и климатическим условиям. Орошали засушливые предгорные долины, обрабатывали землю, сеяли просо и другие злаковые культуры, выращивали скот, охотились на диких животных.
К походным условиям ойроты приспосабливали свой быт, образ жизни. Сушили и вялили мясо, затем в ступе превращали до порошкообразного состояния. Хранили в кожаных мешочках. Использовали этот продукт, разбавляя в кипятке. А назывался он «челге эт». Также заготавливали дикоросы, корни, листья лекарственных трав, как слизун, ревень, дикий лук, чеснок, золотой и маралий корень и другие растения.
Талкан – это продукт, который широко известен и входящий в пищевой рацион бурят, тыва-урянхайцев, хакасов, ойротов. Он изготавливается из отборного зерна пшеницы или ржи. В сыром виде зерна талкана жарят, помешивая в казане. Затем в деревянной ступе отделяют шелуху и прочие примеси. В каменных зернотерках превращают до определенного помола. Во время приготовления любого из продуктов нельзя ругаться, сквернословить. Изготовление и нахождение каменных зернотерок с дитьем, а так же ступы с дитьем – это целый ритуал, которым пользовался любой ойрот. Использование и хранение орудие труда тоже требует определенных правил.
Все эти неписанные законы, требования передавались из уст в уста во многие поколения и дошли до наших дней. Талкан – продукт высококалорийный, полезный, питательный. В хранении и транспортировке в походно-полевых условиях удобный.
В настоящее время в продаже имеется продукт талкан разных производителей. В том числе из соседнего региона. Но к очень большому сожалению, не побоюсь сказать, что многие из них не соответствует национальным требованиям по качеству талкана. Любой продукт, изготавливаемый в промышленных масштабах с использованием высокоскоростной электробытовой техники теряет все вкусовые качества. А также неправильное хранение и упаковка в полиэтиленовых мешочках тоже влияет на вкус и качество продукта. С приходом индустрии и дикой коммерции мы за погоней легкой наживы утрачиваем то, что наши предки пронесли через века. Речь идет не только о приготовлении талкана, но и о других продуктов питания алтайской национальной кухни.
Почему я вспомнил о воспоминаниях фронтового офицера Великой Отечественной войны? Как-то в пути попутчица рассказала, что её племянники в настоящее время находятся на СВО. Когда она отправляла посылку из дома, помимо того, что им понадобится на фронте, она отправила им талкан собственного приготовления. Через некоторое время племянники вышли на связь с домом, что бывает крайне редко. Ребята передали от сослуживцев «большое спасибо» и особенно слова благодарности за «волшебную муку» – талкан. И теперь она в свободное время от основной работы занята приготовлением талкана для бойцов СВО. Правильно приготовленный талкан был бы хорошей поддержкой нашим ребятам на передовой. Александр Урбанов. 04.01.2025
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев