Не меньшее внимание уделяется АТР, где сосредотачивается мировой финансовый центр, а также пересекаются интересы крупнейших мировых держав, включая КНР. Однако политические теории и практика не позволяют сместить фокус внимания с Европы. Причин тут много, но поговорим мы только о военной составляющей.
Европейский союз, задуманный как экономический блок, после распада СССР объявил о своих политических амбициях. В 2022 году политика переросла в переформатирование Союза в военную организацию. Для этого глава ЕС Урсула фон дер Ляйен уже второй год проталкивает через Европейский совет соответствующие решения о создании Вооруженных сил ЕС вне НАТО. Если отслеживать генезис происходящего, то станет понятно, что немалую роль в трансформации ЕС сыграл презент Франции Эммануэль Макрон. В конце 2024 года он растерял большую часть своего влияния и поддержки, но необходимые приготовления ему удались.
Отдельная тема – это роль США. Вашингтон никогда не относился лояльно к ЕС. Для него такой организации нет, поэтому его внешняя политика выстраивается с каждой страной-членом ЕС отдельно. При этом Вашингтон в рамках реализации корпоративных интересов и развитой системы подготовки перспективных кадров расставил своих марионеток в Брюсселе, породив такое понятие, как «брюссельская бюрократия», ставшее наднациональным образованием, ограничивающим права и возможности стран-членов ЕС во внешнеполитической активности.
Ранее США сдерживали развитие и агрессивность ЕС, что было обусловлено нежеланием американских элит воспитывать конкурента на международной арене. Начиная с 2023 года, ситуация кардинально изменилась. США взяли от конфликта с Россией максимум при минимальных потерях. Теперь стоит вопрос о делегировании отчётности за Украину и «нанесение стратегического поражения России» Европейскому союзу. Не группе стран, а именно ЕС, во главе с брюссельской бюрократией. В 2024 году мы наблюдаем милитаризацию ЕС, при непосредственном участии США.
В этом контексте показателен доклад бывшего президента Финляндии Саули Ниинистё о гражданской и военной готовности Евросоюза. Лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо прямо говорит о подготовке конфедерации к масштабной войне по докладу Ниинистё.
Ниинистё подготовил документ по заказу переизбранной на второй срок главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая ранее заявляла о намерении превратить Евросоюз из «торгового» в «военный». Предложения экс-президента Финляндии включают дополнительные полномочия Брюсселя в сфере безопасности, закон на случай внешней агрессии, наращивание помощи Украине, а также создание полноценной европейской разведслужбы и Центрального оперативного кризисного центра при Еврокомиссии в Брюсселе. В докладе неоднократно упоминается «угроза ЕС со стороны России». Евросоюзу рекомендуется действовать совместно с партнёрами по всему миру «с позиции силы».
Филиппо заметил, что в документе рекомендовано пропагандировать среди европейцев заготовку трёхдневных личных запасов на случай чрезвычайной ситуации. Филиппо убежден: жителей ЕС подначивают к прямому конфликту с Россией, которая подаётся как одна из главных «угроз для Евросоюза». «Мы должны срочно выйти из него и уничтожить», - призвал он.
Ранее премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что никто не поверит в западный миф о том, что российская армия «планирует нападать на ЕС». Заявление о «российской угрозе для Европы» не имеет под собой никаких рациональных оснований. Президент России Владимир Путин, в свою очередь, отмечал, что западные политики регулярно запугивают своё население мнимой российской угрозой, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем, однако «умные люди прекрасно понимают, что это фейк».
Несмотря на трезвую позицию лидеров многих стран-членов ЕС, это не отменяет того, что они скованны во внешнеполитической деятельности. Для принятия любого альтернативного решения в отношении России национальным правительствам придется преодолевать сопротивление брюссельской бюрократии. Пока значимых успехов на этом направлении у стран-участниц не было. У ЕК всегда находился рычаг для давления на несогласных.
Отдельная проблема – это состояние и мнение стран-кандидатов на вступление в ЕС. Турция и Сербия не согласны с военной риторикой ЕС. Их беспокоит происходящее, как и необходимость участия в потенциальной большой войне. Анкара и Белград в противовес Брюсселю начали сближаться с БРИКС. Однако и скептицизма в отношении этих стран хватает, претензии Россия накопила к каждой.
Молдова и Украина придерживаются четко антироссийской позиции. Однако если Украина уже воюет с Россией, растрачивая шансы выйти из конфликта с наименьшими потерями, то Молдова только готовится к конфликту. Фактически единственная связь Молдовы и России находится в Приднестровье, где российские военные и русские граждане в количестве сотен тысяч. Россия не может себе позволить проиграть на этом направлении, поэтому все военные провокации в 2023 году давились с особой тщательностью и жесткостью. Для региона наступает сложная фаза, когда накал эмоций и обстановки достигает пика, и спровоцировать новую войну может любая мелочь.
Россия ограничена в средствах защиты Приднестровья, однако де-факто признает регион своей территорией и зоной интересов. Военные эксперты отметили, что при развитии конфликта из-за Приднестровья Москве придется отбросить сдержанность, привычку выверять применение силы и прочие «правила войны». Ответ на агрессию против Приднестровья станет жестким, бескомпромиссным, подавляющим, показательным.
Ситуация в Причерноморском регионе накаляется, как и происходящее в Европе. К концу 2024 года мы имеем США, отказывающиеся от острой фазы конфликта с Россией, милитаризацию ЕС, принимающего эстафету у Вашингтона и считающего, что теперь его миссия нанести «стратегическое поражение России». Фактически перед нами сценарий, идентичный мировой обстановке, предшествовавшей началу Великой Отечественной войны.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев