Евгений Лазарев, материалы конференции «Россия и гнозис», 26-27 марта 1996 г.
***
Когда А.Л. Никитин начал готовить к печати архивные материалы духовных орденских кружков 20-30-х годов, некоторые из этих материалов потребовали религиоведческих комментариев. В составлении таких комментариев я и принял участие. Промежуточные итоги этой работы, еще далеко не завершенной, составили основу настоящего сообщения.
Прежде всего, речь идет о довольно объемном своде легенд, которые читались на собраниях тамплиерских кружков.
Можно с уверенностью сказать, что изученные нами тексты имеют ярко выраженную гностическую ориентацию. Это не означает, что они тяготеют к какому-то конкретному направлению в древнем гностицизме; здесь можно говорит о гностической образности, гностической символике, которая используется достаточно свободно. Тем не менее, целый ряд идей, образов и символов образует некую систему, общую не только для свода тамплиерских легенд, но и для других орденских кружков.
Рассмотрим важнейшие из этих понятий.
Все орденские движения России XX века (вплоть до их бесчисленных «отголосков» в эпоху «самиздата» 60—80-х гг.) объединяет вера в перевоплощение души. Можно бы предположить тут опосредованное влияние буддизма (через теософию и Рерихов), но в контексте наших источников эту концепцию правомерно назвать гностической (в духе позднего европейского гнозиса). Буддийские мотивы в тамплиерских легендах практически отсутствуют (появляются они в архивах только тех людей, которые одновременно были связаны и с теософией). Даже слово «нирвана» у тамплиеров появляются в совершенно неожиданном варианте: Нирваны и Нирваниды – это высокие духи, обитатели одного из ангельских «космосов».
Чрезвычайно важно в плане сопоставления тамплиерских легенд с гностическим богословием то обстоятельство, что в обеих системах творцом материального мира выступает не трансцендентный Бог, а сотворенный Им дух, стоящий много ниже высшего Божественного Начала. Тамплиеры XX века называли его «Элоим» (в каноническом христианстве это одно из ветхозаветных имен Бога, буквально по-древнееврейски «Боги»), - и точно такое же имя «Отца мира» мы встречаем в системе гностика Иустина. Причем Элоиму, по Иустину, служат двенадцать высших, благих ангелов – приближенная аналогия с двенадцатью ступенями Золотой Лестница. Иногда этого творца тамплиеры называли и Иалдабаофом, чрезвычайно распространенным гностическим именем создателя материального мира.
Однако Элоим у тамплиеров стоит много выше Эонов, выше всей Золотой Лестницы. Что же касается Творца материального мира у гностиков, то он, в сущности, даже ниже человека, ибо не обладает Божественной Искрой, которая перешла от него к человеку.
Подобно гностикам, русские тамплиеры не считали Ветхий Завет столь же боговдохновенным, сколь Новый Завет. По их мнению, в Ветхом Завете в значительной степени отразилось почитание Иалдабаофа, владыки материального мира и его законов. Отсюда они выводили образ грозного, карающего Господа – в полном соответствии с законами греховного бытия.
Богословие тамплиеров было, пожалуй, апофатическим: в легендах нередко говорится о том, что истинного Бога не вполне правомерно именовать даже «Богом Великим» - это «Тот, о Ком не говорят». Наши представления о Нем, говорили тамплиеры, столь ничтожны, что Он для нас как бы «Не-Сущий». Именно такое апофатическое определение есть у гностика Василида.
Тамплиерские легенды можно по праву назвать христоцентричными, однако речь здесь идет не столько о человеке Иисусе, сколько о Предвечном Христе. Искупительная жертва Христа реальна, но реальна в мистическом смысле. Гроб Господень не таит в себе никаких вещественных реликвий, однако мистическая кровь Христа, излившаяся в чашу Грааля, свершает великое таинство – Вселенная преображается в своем восхождении к Богу Великому, к Небесному Храму. И Гроб Господень – как священный символ – тоже имеет глубочайший смысл: в учении Ордена Духа (возможно, это более «внутреннее» посвящение, чем то, которое дано в тамплиерских легендах) он означает Престол Восхождения, утвержденный Христом в глубинах нашего греховного мира, чтобы отсюда началось восстановление изначальной цельности Божественного Бытия.
Предвечного Христа русские тамплиеры называли «Светом Тихим» или Эоном – нисшедшим в наш мир с искупительной миссией Эоном Любви.
Греческое слово «Эон» чрезвычайно многозначно. Его буквальное значение – «век, эпоха»; К.Г. Юнг называет эоном двенадцатую часть великого прецессионного цикла земной оси (например, пишет, что сейчас наступает «эон Водолея»). В духовной литературе это слово всегда имеет оттенок вечности, порой ассоциируется с богом времени или вечности.
Вообще говоря, учение об Эоне (во всей совокупности трактовок), возможно, является одни из ключей в религиоведческих исследованиях древнейших связей мировых тайноучений.
Если говорить о русском своде тамплиерских легенд, то наши гностические сопоставления – это, конечно, всего лишь шаг к прояснению генезиса их западного оригинала. Но при этом необходимо учитывать, что в России был сделан не просто перевод легенд. Они здесь пересказывались и обрастали свидетельствами индивидуального душевного и мистического опыта русских «рыцарей». А при этом могли проявиться и иные традиции, уже присутствовавшие в России, в том числе, и гностические.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев