____
Анри Мишо, из к/ф Мертвец
Никогда не путешествуйте с мертвецом. Вам, живым, с ним не по пути. Иначе вы разделите его участь.
Но правило верно только для живых.
Джим Джармуш своим фильмом приглашает нас в общество мертвых. Где мы уже, по большому счету, и находимся.
Человек лишь постольку обретает себя (пусть и не навсегда, а на короткое мгновение), поскольку он преступает самого себя, свое эмпирическое существование, покидает пространство собственного бытия (т.е. забывает себя) и ощущает свою причастность к бытию Другого.
Картина представляет собой некую цепь перерождений героя, перехода его из одного состояния в другое, постепенного превращения из живого (но при этом очень слабого, неживого) в мертвого (подобно тому, как во время его железнодорожной поездки меняется публика, заполняющая вагон поезда).
Уильям по закону рока попадает в тягучее пространство между жизнью и смертью. И приводит туда за собой целый ряд фигур: бывшую шлюху, а ныне продавщицу бумажных роз, сына хозяина металлургической фабрики, шерифа с его помощником, троих киллеров, индейца по имени Экзебиче («Тот, кто говорит громко, не говорит ничего») и прозвищу Никто. Все они живые и для них верно правило, выбранное в качестве эпиграфа фильма. Последние из них — те, что наиболее близко стояли к черте между жизнью и смертью, бродили по этой границе, — в финале фильма погибают, резко переступив через нее.
Мертвец же продолжает свое путешествие — естественное его состояние…
______________
из фотоальбома «Гностические мотивы в кино»: https://vk.com/album-49701622_202539233
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев