Основные проявления социальной инженерии:
1. Доверие к якобы важным или знакомым лицам.
2. Психологическое давление (торопят, сознательно пугают или, наоборот, приводят в состояние эйфории).
3. Манипулирование, настойчивое побуждение к быстрым действиям.
Телефонный звонок – ключевой инструмент мошенников. Они постоянно придумывают все более изощренные схемы и сценарии для звонка, чтобы заполучить доступ к деньгам. Схемы злоумышленников часто выглядят очень правдоподобно, они используют самые обсуждаемые новости или события, персональные данные, обращаются по имени отчеству, чтобы вызвать доверие. С первых минут разговора начинают давить авторитетом и должностью. Приведем некоторые распространенные способы обмана - вам звонит или пишет в мессенджере якобы:
1. Сотрудник Пенсионного фонда, соцслужбы.
2. Сотрудник поликлиники, аптеки, медицинского центра.
3. Сотрудник банка (как правило, службы безопасности).
4. Друг, родственник, коллега по работе, бывший или настоящий руководитель.
5. Сотрудник правоохранительных органов, ФСБ.
❗Сотрудники указанных организаций не занимаются обзвоном граждан❗
В чем заключается «успех» мошенников?
Формула «успеха» телефонных мошенников: неожиданность + сильные эмоции + психологическое давление и создание паники + актуальная тема = вы готовы сделать все, что от вас просят мошенники (перевести деньги, оформить кредит, сообщить личную информацию).
Как действуют мошенники, что даже очень сообразительный человек, отбросив все свои знания и опыт, все равно идет у них на поводу?
Прежде всего - эффект неожиданности. Задача киберпреступников – вывести человека из спокойного состояния и отключить у него критическое мышление. Застав Вас врасплох, они подключают к действию базовые эмоции. Положительные: радость, желание быстрее получить признание, деньги или выгоду (как правило, после таких фраз, как: «Вам положены социальные выплаты», «Вы выиграли крупную сумму денег», "Тест показал, что вы (ваш ребенок) очень способны, оформите рассрочку на обучение и вас трудоустроят, получите грант" и т.д.). Отрицательные: страх, испуг, желание помочь, спасти или родного человека, или свои сбережения (эти эмоции проявляются у человека после таких фраз, как: «Ваш сын попал в аварию», «С Вашей карты пытаются украсть деньги»). Базовые эмоции активируют быструю и необдуманную реакцию жертвы.
Как обезопасить себя?
1. Запомните главное: короткие цифровые СМС на уровне закона является аналогом собственноручной подписи финансовых документов.
2. Введите двухфакторную аутентификацию (защиту) аккаунта в браузерах, на сайтах и в телефонных приложениях: "Госуслуги", онлайн банки и т.д.
3. Не переходите по ссылкам.
4. Если разговор зашел о ваших финансах - возьмите паузу, прервите разговор. Используйте речевой прием наподобие: "Мне надо спросить у дедушки", "Извините, перезвоню".
5. Кладите трубку.
Подробнее смотрите в карточках 👉
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев