Работы известного советского живописца, графика, художника кино Юрия Ракши – яркое явление советского изобразительного искусства 60-х – 70-х годов XX века. Его произведения принадлежат к числу тех, что содержат глубокие философские раздумья о времени и о себе, в которых активно и полно представлена жизнь его современников.
Биография художника типична для послевоенного поколения советской творческой интеллигенции – голодное военное детство на окраине уральского города Уфы, где в рабочей семье родился художник. С 15 лет учеба в Московской средней художественной школе при Институте имени В.И. Сурикова. Затем художественный факультет ВГИКа, по окончании – работа в качестве художника-постановщика. Но главное – живопись, которой он отдавал большую часть своего таланта и души.
До обидного мало прожил Юрий Ракша (всего 42 года). Но сколько он сумел сделать и сколько сказать в этой своей короткой жизни! Будто знал, что время для него уплотнено.
Почти всю свою недолгую жизнь Юрий Ракша проработал на Мосфильме. При его участии как художника-постановщика созданы фильмы «Время, вперед!» (1965, реж. М. Швейцер), «Главный свидетель» (1970, реж. А. Манасарова), «Нежданный гость» (1972, реж. В. Монахов) и ещё десяток фильмов.
🎨 Параллельно с работой над фильмами Юрий Михайлович писал картины и много рисовал.
Для Юрия Михайловича Россия, Родина была понятием не отвлеченным. Он любил её в дне идущем и в чести давних веков, и умел её видеть – в судьбах современников, товарищей и в жизненном пути своей матери, в облике дочери и жены. Он писал жену и дочь на просторе русских полей и рек – будто на просторе России.
©️ Юрий Ракша говорил, что ему хочется «соединить в многозначном единстве красоту природы и человека». Эта тема многозначного единства мира природы и близких ему людей, мира чистого, возвышенного – во многих его работах: «Мой мир», «Добрый зверь и добрый человек», «Настроение», «Лукоморье», «Подснежники», Но особенно она усилена в картине «Продолжение».
©️ Ракша признавался: «Я никогда никуда не ездил «за картиной». Сначала она создавалась внутри меня (в результате пережитого), а уже потом, нащупав, сочинив ее, я ехал за тем, чего недоставало — героя ли, заката, рисунка, трав или цветов...»
Он ушёл в 1980 году, оставив людям своё глубоко эстетичное, вдохновенное искусство, заставляющее зрителя думать, понимать красоту и своё место на земле. А в 1993 году учёные-астрономы решением Российской академии наук и Международного планетарного центра (США) назвали в честь Юрия Михайловича Ракши вновь открытую ими планету №3332.
🖼 Автопортрет. 1975.
🖼 Тыл. 1970.
🖼 Моя Ирина. 1969.
Башкирский государственный художественный музей имени В.М. Нестерова.
🖼 Моя мама. 1969.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
🖼 Современники. 1970.
Калужский музей изобразительных искусств
🖼 Воскресение. 1968.
Таганрогский художественный музей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев