Эта девушка не замужем. И вряд ли аристократка. Но откуда такие красивые и дорогие наряды? Для нашего времени модный наряд незамужней девушки никого не смущает. Это вообще в порядке вещей.
Но в 1883 году это сразу бросалось в глаза. И даже было причиной того, что Павел Третьяков отказался приобретать картину. Хотя он очень любил творчество Ивана Крамского (1837-1887). Но не до такой степени, чтобы купить портрет неизвестной.
Итак, в чем подвох.
Вот портрет замужней дамы Веры Николаевны Третьяковой, купчихи, супруги знаменитого мецената. На ней скромное черное платье с белым воротником. То есть все максимально скромно.
Иван Крамской. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879.
Дело в том, что замужние дамы из приличного общества модные вещи почти не носили. Это было дурным тоном. И даже если Вы аристократка, то тоже было странно надевать броские украшения. Ниже – портрет княгини Марии Васильевны Воронцовой. Обратите внимание, что на ней нет ни одного украшения!
Сергей Зарянко. Портрет княгини М.В. Воронцовой. 1851. Третьяковская галерея. Фото из личного архива
То есть быть одетой по последней моде, да ещё и надеть на себя яркие украшения – значит заявить о себе особым образом. А если ещё и сидеть в экипаже одной, так это точно всем понятно: Вы содержанка или любовница! Ни купчиха Третьякова, ни княгиня Воронцова никогда бы не сели одни в экипаж! Тогда приличная женщина могла появиться на улице только в сопровождении кого-то из семьи или прислуги. Но кто же эта женщина?
Претендентки на роль Неизвестной Крамского:
Возможно главная (но не точно) княгиня Юрьевская. Она была… супругой Александра II. Но, возможно, на момент начала написания портрета она ещё была его любовницей (уже на протяжении 14 лет). Будучи самой известной в стране содержанкой, она позволяла себе и модные наряды, и яркие украшения. Стать женой Александра II она смогла только после смерти императрицы Марии Александровны. А в официальном браке они прожили меньше года до трагической гибели царя от бомбы террориста. Есть сведения, что царь заказал портрет возлюбленной как раз Крамскому. Но когда художник ещё работал над портретом, заказчик погиб. Княгиню Юрьевскую откровенно не любили при дворе. Александр III, вступив на престол, сделал все, чтобы она покинула и Зимний дворец, и Россию навсегда. Крамской предположительно НЕ оставил портрет недописанным. Но, конечно, изменил черты модели. Павел Третьяков превыше всего ставил семейные ценности. Поэтому ни за что на свете не приобрёл бы портрет содержанки. Какой бы выдающейся не была картина с ней. В результате «Неизвестная» попала в Третьяковскую галерею уже после смерти ее создателя. Конечно, это всего лишь версия. Прямых доказательств нет.
Фото Княжны Долгоруковой
По одной, самой распространенной версии, на ней изображена курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
Многие думают, что это иллюстрация знаменитой «Незнакомке» Блока. К слову, я тоже так думаю)
И ещё одна версия, что это дочь художника - Софья Крамская.
Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы называлось имя модели.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Поддержать Живой гвоздь:с карт российских банков https://pay.cloudtips.ru/p/7edd7c0eс карт иностранных банков https://www.donationalerts.com/r/zhivgvozdBoost...
Нет комментариев