Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, к периоду, когда Византийская империя вела войну с сарацинами. В этот день в Константинополе (к которому уже вплотную подошли мусульмане), во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.
Особое почитание праздника связано с одной из славнейших страниц истории казачества - Азовским осадным сидением. После трехмесячной сады, изнемогая от непрерывных штурмов 150-тысячного турецкого войска, казаки (которых и в начале-то осады было всего пять тысяч человек, да еще 800 казачек, а к концу осады осталось едва тысяча человек) решили выйти из города и ударить на турецкий лагерь и пасть в бою всем до единого, но не посрамить честь казачью и не попасть в мучительный турецкий плен. Всю ночь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы молились они, а под утро, изможденные, но непобежденные, пошли в последний бой. Но, к своему великому удивлению, казаки увидели лишь, как последние турки грузится на последние корабли, готовясь отплыть восвояси - турецкая армия не вынесла тягот осады и отступила. Казаки дерзко атаковали отступающих врагов, захватив несколько их знамен, но турки не приняли боя и уплыли. С тех пор и повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и с тех пор они отмечают войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери. Также в этот день принято на Дону поминать всех усопших казаков.
К Покрову крестьяне старались завершить все сельскохозяйственные дела — убрать весь урожай, сделать заготовки на зиму. Начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. В этот день обычно нанимали работников — как правило, на срок до Крещения. Покров считался и днем расплаты — за работу и за товары.
В селах с этого дня начинались свадьбы, а незамужние девицы молились о том, чтобы скорее обручиться с возлюбленным. «Покрой землю снежком, а меня женишком», — обращались они к Богородице. Существовал и другой вариант просьбы: «Покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником».
Девушки старались как можно веселее провести праздник, так как верили: «Покров весело проведешь — дружка милого найдешь». Белый, чистый первый снег ассоциировался с фатой невесты, и по его количеству на Покров судили о количестве свадеб, которые будут сыграны.
Покров всегда считался в народе важным праздником, поэтому в этот день обязательно шли в храм всей семьей — помолиться Пресвятой Богородице, попросить ее о благополучии. К этому времени заканчивалась пора хороводов и уличных игр, начинались посиделки: девушки по вечерам собирались в одной избе и занимались рукоделием, сопровождая работу пением.
По разным приметам судили о погоде. Если ветер дул с востока — ждали холодную зиму. Если на Покров еще не выпадал снег, значит он еще долго не выпадет. Впрочем, такое случалось редко. Недаром русские люди говорили: «На Покров до обеда осень, после обеда — зима».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев