Покровский собор (Старобельск)
#покровскийсобор Покровский собор в Старобельске был построен одновременно с основанием Бельского военного городка, то есть возможно ещё в 1600 году, и сначала он был деревянным. Название было выбрано не случайно: праздник Покрова Божьей Матери говорил о победах русских над татарами. Место первой оборонительной крепости, где располагался деревянный собор, называли «Красный городок», так он и остался Красным городком до нашего XXI века. В первые 130 лет своего существования наш город пережил по крайней мере два разрушения, но каждый раз возрождался. В каком состоянии был Покровский собор в этот период — трудно сказать, но к концу XVIII века он стал совсем ветхим. Принимая во внимание то, что центр города перемещался от бывшей крепостицы к югу, а также учитывая весенние затопления Красного Городка, который соединялся тогда со слободой перешейком, основание нового каменного собора было положено южнее, на более возвышенном месте, куда не достигал разлив Айдара. Основан и построен был собор во время царствования Екатерины ІІ, заложен в 1789, освящён в 1794 году. Это было величественное сооружение: макушка креста на колокольне возвышалась почти на 45 метров (точных данных пока нет), а это высота 15-этажного дома! Сам собор был двухэтажный, о шести куполах. Согласно описанию, сделанному в середине XIX века, на первом этаже был исключительно богато и художественно отделанный иконостас с двумя притворами, с центральными изумительной красоты «царскими вратами». На втором этаже — церковь с иконостасом святого Митрофания. В соборе было два клироса — верхний и нижний, с хорами певчих. Во время богослужения одновременно пели два хора, мелодично и музыкально сочетая хоровое исполнение. Пол был выложен мраморными плитами, расцвеченными разными оттенками, а панели под мрамор.
Постройка храма осуществлялась на народные пожертвования. История сохранила некоторые имена наиболее щедрых жертвователей. Богатые купцы заказали серебряные ризы на иконы Спасителя, Божьей матери, Преображения Господня и храмовой Покрова Божьей матери на сумму 685 рублей. Коллежский секретарь Алексей Островерхов пожертвовал великолепный серебряный ковчег, стоимостью 429 рублей «в благодарность к милости Божьей, продлившей ему жизнь до 77 лет». В 1833 году икона Благовещения Божьей матери украшена серебряной ризой в 475 рублей церковным старостой Фёдором Бойчевским в память умершей жены его. Особенную память оставила о себе Агафья Фоминична Синельникова — вдова (или сестра?) сотника Ивана Синельникова, который в 1732 году возглавлял возрождение Старой-Белой слободы. Она много содействовала своими средствами в деле построения и украшения храма. Была похоронена во дворе собора, где хоронили священников и наиболее выдающихся жителей города. Одной из могил в ограде собора была могила старосты Фёдора Осиповича Бойчевского. (1801 — 29.04.1872) На ней была следующая эпитафия:
Честный гражданин,
Староста примерный,
Нежный семьянин,
Слуга храма верный,
Тридцать пять лет в храме сем служил,
Благолепие и красоту,
Удалив мирскую суету,
Душею и сердцем в нём возлюбил.
Вне сомнения, рядом с собором был похоронен протоирей Покровского собора Пётр Никифорович Аристов (1786—1850), и, возможно, его сын протоиерей Пётр Петрович Аристов. В этой династии священнослужителей были по крайней мере ещё два священника. Василий Аристов фигурирует в документах Шульгинской Троицкой церкви в 60-х годах XIX века. Еще один Арестов был старобельским священником уже в XX веке. Наверное, последним в ограде собора был похоронен в 1926 году наш знаменитый врач-окулист Василий Андреевич Шафрановский — основатель Старобельской глазной больницы.
Увы, могилы этих старобельчан постигла та же участь, что и Покровский собор. Началась эпоха лихих «воинствующих безбожников». Разрушение древних святынь представлялось им важным мероприятием в деле построения светлого будущего. В 1930 году прекратилась служба, а в 1934 году собор взорвали, хотя и с большим трудом — древние стены рухнули только со второй или третьей попытки. Таким образом, собор простоял 140 лет. Планировалось использовать кирпичи разрушенного собора для постройки железнодорожного вокзала. Но, по рассказам очевидцев, их удалось получить очень мало: старинный раствор скреплял кирпичи так прочно, что взрывы их не рассоединили. В итоге от собора осталась куча щебня, которую школьники разгребли на субботниках.
******************************************************************************************
"Сам собор был двухэтажный, о шести куполах. Согласно описанию, сделанному в середине XIX века, на первом этаже был исключительно богато и художественно отделанный иконостас с двумя притворами, с центральными изумительной красоты «царскими вратами». На втором этаже — церковь с иконостасом святого Митрофания."
У меня есть определенные сомнения . Дело в том, что сначала собор был одноэтажным — это хорошо видно на снимке собора со стороны ул. 3-го Интернационала. На эту деталь в своё время мне указал Володя Ромашко. А второй этаж был надстроен позже, когда именно — не знаю.
Меня мучают сомнения, что именно эта фотография была сделана позже 19 века, хотя все может быть.
Собор не на месте, а в центре парка КИО. Построен в 1870 году. Перед ним (со стороны ул. 3-го Интернационала была Соборная площадь)
Снесли его в 1934 году — нужен был кирпич для строительства ж-д вокзала.
stb.loga.gov.ua/district/history/Мне мой дедушка рассказывал, что на нём был огромный колокол и когда он бил, то было слышно в Белокуракинском районе.
Да…красота…жаль не достоял до наших времён…
При строительстве железной дороги Москва-Донбасс в 1934 году на строительство железнодорожного вокзала в городе Старобельске использовался кирпич из разрушенного ХРАМА ПОКРОВА СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Печально, но это факт истории, подтвержденный архивными данными.
******************************************************************************************
Комментарии 1
Иконы в храме были размещены не только на иконостасе, но и на стенах и аналоях. Особо почитаемые образа: «Спасителя, Божией Матери, Преображения Господня и храмовой Покрова Божией Матери были облачены в серебряные ризы ценою в 685 руб. серебром – приношение местного купеческого сословия благоговейного к Божию посещению 1833 г.». Икона Благовещения Божией Матери была украшена серебряною ризою стоимостью в 475 руб. серебром. Это было подношение церковного старосты Фёдора Бойчевского, в память умершей жены его. Ещё две иконы в киотах были пожертвованы уже ранее упоминавшимся купцом Мягковым. Одна из них была с изображением Святых, имена коих носили Члены Августейшего Семейства, а другая – с ликами Святых, празднуемых Церковью 17-го октября. Иконы эти были посвящены событиям произошедшими 17-го октября 1888 года. В этот день в 50 километрах от Харькова между станциями Бортки и Тарановка потерпел крушение Императорский поезд, в котором в это время за завтраком находились Александр III, его жена Мария Федоровна с детьми и свитой. И лишь по счастливой случайности царская семья и сопровождавшие её лица вышли из этой переделки целыми и невредимыми.
Среди предметов церковной утвари был «великолепный серебряный ковчег в 429 руб. серебром пожертвований коллежским секретарём Алексеем Островерховым, в благодарность милости Божией, продлившей жизнь его до 77 лет».
И ещё один необычный предмет церковной утвари - деревянная статуя Христа. Необычность её заключалась в том, что «развитие русской деревянной скульптуры сдерживалось органами Русской православной церкви. Указ Священного Синода от 1722 года требовал запретить в храмах резные изображения и статуи как «неисправность», поскольку ваятели не обладают искусным мастерством, а их творения не совершенны, «благолепию противны» и «безобразны».