Поскольку конструкция двигателя спорткара и условия его эксплуатации отличаются от обычных легковых моторов, подход к выбору масла также должен быть иным. В этой статье мы разберемся, какими ключевыми характеристиками должно обладать моторное масло, чтобы обеспечить максимальную защиту двигателя спортивного автомобиля.
Так как двигатель спортивного автомобиля испытывает огромные нагрузки, этот аспект крайне важно учитывать при выборе моторного масла.
Особенности спортивных масел
Силовой агрегат спорткара – это всегда форсированный двигатель с кратковременной активной работой. Следовательно, масло для спортивных машин должно максимально защищать двигатель и сохранять свои свойства при жесточайших условиях эксплуатации в сравнительно коротком промежутке времени. В отличие от обычных масел, специальные масла для спортивных автомобилей не предназначены для работы на протяжении 10–15 тысяч километров. По сути, срок службы спортивного масла – это одна-две гонки. Однако требования к такому материалу предъявляются высочайшие, ведь от его качества во многом зависит результат всей команды!
Вязкость спортивных масел
В высокооборотных агрегатах масло должно создать довольно толстую масляную пленку за минимальное время – пока оно не успеет прогореть на отрезке между стартом и финишем. Поэтому в спорткарах, как правило, используют масла с высокой степень вязкости:
SAE 5w50 – отличается совместимостью со всеми катализаторами и повышенной теплопроводностью, а также обеспечивает подвижность поршневых колец при минимальном объеме продуктов сгорания. Обеспечивает отличную компрессию, экономию топлива и высокий КПД мотора при повышенных нагрузках.
SAE 10w60 – всесезонное масло с усиленными защитными и очищающими свойствами, увеличенной стойкостью к высоким температурам. Оптимальный вариант для коротких заездов при повышенном расходе масла.
Чем выше вязкость масла для спортивного автомобиля, тем лучше оно герметизирует и смазывает закрепленные и подвижные части двигателя в условиях экстремальных температур.
Качество спортивного масла
Как правило, в спортивных автомобилях используются синтетические масла с пакетами присадок. Такие компоненты обеспечивают:
Низкую окисляемость масла при высоких температурных нагрузках;
Высокую устойчивость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига для продления срока службы мотора;
Эффективную очистку от продуктов сгорания.
При этом, в отличие от обычных синтетических масел, в спортивных маслах объем присадок увеличен более чем вдвое. Для сравнения, стандартный показатель количества присадок в масле для городского автомобиля – 500–800 ppm (частей на миллион). Тогда как в спортивном масле этот показатель доходит до 1300–1500 ppm, а в масле для суперкаров – до 1500–3000 ppm.
В среде автогонщиков большой популярностью пользуются так называемые эстеровые масла, которые имеют репутацию самых надежных и выносливых. В таких маслах содержатся сложные эфиры, получаемые путем соединения жирных органических кислот со спиртами – эстеры.
Тут надо остановиться и заметить, что у эстеровых масел есть два больших достоинства и два больших недостатка.
После запуска двигателя маслонасосу нужно несколько секунд, чтобы накачать масло в двигатель. Получается, что некоторое время подвижные части трутся друг об друга всухую. Однако в случае с эстеровыми маслами сухое трение исключается. В молекулярной структуре таких жидкостей присутствуют анионы – отрицательно ионизированные атомы. При контакте с металлом анионы притягиваются к его катионам. Получается эффект магнита, когда эстеровое масло моментально создает защитную пленку на рабочих узлах двигателя – причем даже в то время, пока агрегат вообще заглушен.
Второе преимущество эстеровых масел – в прочности самой масляной пленки. Сравните эти показатели:
минеральное масло – 900 кг/кв. см;
обычное синтетическое масло – 6500 кг/кв. см;
эстеровое масло – 22 000 кг/кв. см.
Таким образом, масляная пленка не разрушается даже при самых высоких нагрузках на двигатель, например во время форсажа или дрифта.
Теперь к недостаткам:
Высокая цена – из-за сложности изготовления стоимость эстерового масла превышает синтетическое в 5–10 раз.
Конфликт с неметаллическими деталями – эстеровое моторное масло для спортивных автомобилей способно разрушать резину и пластик. Поэтому после каждой гонки приходится смотреть, не разъела ли смазочная жидкость прокладки и уплотнители в двигателе. Как правило, гонщики вынуждены регулярно сливать эстеровое масло и промывать агрегат от его остатков, чтобы избежать разгерметизации двигателя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев