Николай Афанасьевич Крючков родился 6 января 1911 года в Москве, в рабочей семье на Красной Пресне.
«Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила...» — Николай Крючков.
В семье он был восьмым ребенком. И чудом выжил в младенчестве. Мама Николая на седьмом месяце беременности спустилась в погреб, где подвернула ногу. Подняться наверх самостоятельно уже не могла. Она кричала, но ее не слышали. Начались схватки. Мальчик родился недоношенным. Думали не выживет, но Коленька выкарабкался.
Он был веселого нрава, любил пошутить и выступал в художественной самодеятельности. В 18 лет без отрыва от производства начал учебу в школе-студии актерского мастерства. Судьба его решилась спустя два года, когда посмотреть одну из репетиций самодеятельного театра пришел Борис Барнет в поисках героя на главную роль в кино. Счастливый билет выпал Крючкову. Зрители тепло приняли молодого актера. И в следующем году тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря» на роль моряка Алексея. С этого момента роли сыпались на Николая как из рога изобилия. Он снялся в картинах «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и другие.
В фильме "Окраина", первом фильме Ключкова, актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек".
Пробы на роль Сеньки проходили в сапожной мастерской. Барнет был чем-то занят, и Сеньке-Крючкову было дано задание осваиваться. И он освоился. Надел фартук и подбил себе набойки. А когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: «Чего тебе?». Так родился Сенька из «Окраины» и киноактёр Николай Крючков.
Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. И содружество с Барнетом продолжилось дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на главную роль в своем следующем фильме "У самого синего моря".
В 1941-м Крючков, которому был 31 год, пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но получил отказ. Там посчитали, что известный актер принесет для страны больше пользы своим творчеством. В это тяжелейшее время кино снимали меньше, но всё равно продолжали это делать. И на экраны выходит фильм «Свинарка и пастух», где Крючков снялся в главный роли. Эта картина даже превзошла успех «Трактористов» А в 1945 г. зрители увидели картину «Небесный тихоход» .
Крючкова любили за искренность, за талант и ненавидели за то, что умел наслаждаться жизнью, и никогда не шел на компромисс со своими принципами.
Николай Афанасьевич никогда не просил и не выслуживался. Однажды актер поехал на гастроли в глубинку. А в это время из столицы по испорченному телефону шли новости о состоянии здоровья главы НКВД Генриха Ягоды: то ли болен, то ли нет, то ли умер, то ли жив. Конечно, увидев именитого артиста, зрители тут же начали расспрашивать его и о Ягоде. Крючков не растерялся, не моргнув глазом, ответил: «Ягода? Боюсь, новости неутешительные. Идет на поправку». Удивительно, но Крючкову прощали подобные выходки, его, несмотря на несоветское поведение, очень ценили и уважали вышестоящие.
Однажды, когда он снимался в фильме «Свинарка и пастух», к нему явился подвыпивший Василий Сталин и начал грубить и требовать, чтобы актер ушел со съемок и «не похабил прежние образы, любимые народом». И даже грозился сослать в Сибирь. В ответ Крючков спел ему: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля».
Утром протрезвевший Сталин-младший позвонил актеру и извинился за свое поведение. А ведь могла на самом деле быть и Сибирь. В те времена попасть туда было проще простого.
Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. "Женя, ты что? – обиделся Крючков. - Рано еще меня жалеть!" Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.
О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его жена Л. Н. Крючкова:
"Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убраться в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод. На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: "Почему?" - "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу". Я удивилась: "Что ж, ты в булочную пойдешь?" Муж: "Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет".
Николай Крючков был необыкновенно популярен как в пору своей молодости, так и в зрелые годы. Незнакомые люди обращались к актеру на "ты", его везде считали своим человеком. Ему нередко приходили письма с адресом: "Москва. Николаю Крючкову". И почти никогда не терялись...
Нет комментариев