Какими были отношения детей Кшесинских
Матильда Кшесинская была известной балериной своего времени - безусловно, талантливой и яркой, но как личность она осталась в истории, по большей части, из-за своего громкого романа с представителем царской династии Романовых, цесаревичем Николаем. И кто знает, помнили бы спустя 100 лет её имя люди, далёкие от мира балета, если бы не этот факт её биографии?! Ведь о её старшей сестре, которая, к слову, тоже покоряла балетные сцены Императорских театров и тоже носила фамилию Кшесинская, мало кто помнит. А меж тем, именно её, Юлию, в программках и на фотографиях именовали как «Кшесинская I», а Матильда - всегда была второй.
Не смотря ни на что, между сёстрами никогда не было соперничества. Закулисный мир балета жесток: слёзы, интриги, даже разбитое стекло в пунктах! Но Кшесинские сумели сохранить достоинство на пути к славе. Это вообще была замечательная балетная семья, где все помогали друг другу, а о конкуренции не было и речи…
Отцом Матильды, Юлии и двух их братьев был польский танцовщик Адам-Феликс Кшесинский, любимый артист четырёх императоров — от Николая I до Николая II. Его головокружительная карьера началась в 1835 году, когда 14-летний Феликс блестяще выступил перед Николаем I в городе Калише. Особенно Кшесинскому удалась мазурка — польский национальный танец, о котором в России тогда никто ещё не слышал. Государь пришёл в полный восторг и спустя некоторое время выписал из Варшавы пять танцовщиков и танцовщиц для исполнения мазурки на петербургской сцене. В числе счастливчиков оказался и Феликс.
Как же волновался он перед первым выходом в «Крестьянской свадьбе»! Но придирчивые столичные критики осыпали его комплиментами: «С лёгкой руки Кшесинского или, как выразился один из театральных летописцев, с лёгкой его ноги, положено было начало процветанию мазурки в нашем обществе». У Феликса Кшесинского брали уроки мазурки, которая с этой даты сделалась одним из основных бальных танцев в России…
Феликс был не только талантливым танцовщиком, но и прекрасным отцом. В начале 1860-х годов он женился на Юлии Доминской, бывшей балерине, вдове французского танцовщика Леде. От предыдущего брака у Юлии было пятеро детей; Феликсу она подарила ещё четверых, один из которых скончался в возрасте 4-х лет, а трое продолжили балетную династию.
⠀
Дом Кшесинских был шумным, весёлым, полным музыки и вкусных ароматов. Феликс зарабатывал достаточно, чтобы зимой снимать просторную квартиру в самом центре Петербурга, а летом вывозить семью в деревню Красницы недалеко от Петербурга. Кшесинский своими руками отремонтировал старый двухэтажный дом, возвёл громадную светлую столовую, а внизу, на речке, организовал для детей купальню. Нередко Феликс сам вставал к плите — он обожал готовить, а его фирменными блюдами были пасхальные куличи и польская уха со сметаной. «Какую счастливую жизнь он создал нам, детям! Его заслуга в том, что он сумел построить не только карьеру и дом, но и крепкую, сплоченную семью», - вспоминала спустя годы об отце Матильда Кшесинская.
⠀
Её старшая сестра Юлия родилась в 1865 году. Она была похожа на мать — такая же разумная и спокойная, с королевской осанкой и длинными роскошными волосами. В 8 лет она поступила в Императорское театральное училище - но родители отказались отдавать её в интернат, хотя по правилам этого заведения все воспитанники должны быть жить в школе на казённом иждивении. Однако в знак уважения к заслугам маэстро Кшесинского, директор разрешил Юлии жить дома, в привычной обстановке, а в училище приходить только на занятия.
⠀
Матильда с большим уважением рассказывала о карьере сестры: «Юлия была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы; она выступала под именем Кшесинской 1-и, считалась украшением сцены, и еи всегда давали лучшие места». И это было действительно так: Юлия танцевала на сцене 20 лет в лучших партиях и танцевала бы ещё, но в возрасте 37 лет она решила покинуть сцену. В 1902 году она вышла замуж за барона Александра Логиновича Зедделера — бравого офицера Преображенского полка, который впоследствии стал полковником. Александр был младше Юлии на три года, он родился в мае 1868 года - так же как и цесаревич Николай Александрович, возлюбленный Матильды. Эти четверо в своё время очень дружили — вместе проводили время, радовались беззаботной юности…
⠀
«12 января 1894 года была объявлена давно ожидавшаяся помолвка великой княжны Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем, — вспоминала позже Матильда. — Мы отпраздновали это событие в моём доме. Приехал Наследник, была моя сестра и барон Зедделер, и мы все пили шампанское, сидя на полу».
⠀
Матильда настолько доверяла Юлии, что в революционные дни поручила ей забрать бесценные бриллианты из Казенной Ссудной Казны, где хранились все драгоценности балерины. Обеим сёстрам Кшесинским удалось сбежать от большевиков и поселиться во Франции. А вот их брата ждала другая судьба…
⠀
В семье его ласково называли Юзей.Родился он в 1868 году, и в отличие от большинства подростков, своим отцом Иосиф восхищался и старательно копировал его манеру исполнения. Да так преуспел, что однажды император Александр III перепутал его с самим Феликсом! Как и все остальные Кшесинские, Иосиф был великолепен в мазурке. Ему даже разрешили носить усы, в нарушении всех правил Мариинского театра.
⠀
Но потом его карьера пошла на спад. В 1905 году, на волне бунтарских настроений, бродивших в обществе, Иосиф возглавил группу артистов, недовольных условиями труда в театре, и разговаривал с директором в ультимативной форме. За это он был досрочно отправлен на пенсию и вернулся на сцену только в 1914 году. А потом была Первая мировая (людям уже было не до балетов и театров) и революция, которую Иосиф встретил если не оптимистично, то, по крайней мере, без особого страха. Приютил перепуганную Матильду у себя в квартире, и эта передышка спасла ей жизнь. А потом отказался бежать вместе с сёстрами за границу.
⠀
Но Матильда до последнего не оставляла попыток вывезти Юзю за границу: «Мне удалось получить для него визу во Францию, и я даже послала ему денег на проезд через Финляндию. Но брат ответил, что предпочитает оставаться в Петербурге. Он говорил, что артисты занимают исключительно привилегированное положение и их ничем не стесняют, а главное, он не желает расставаться с дорогими для него воспоминаниями, которыми он окружён у себя. Он писал, что, хотя оставил сцену, ему разрешили справить свои артистический юбилеи, и он был счастлив этим. Его дочь Целина окончила балетную школу и уже танцевала на Мариинской сцене. Судя по присланным фотографиям, она очень на меня походила. В школе, по его словам, считали, что на сцене она своими танцами напоминает меня... Затем он мне написал, что Целина вышла замуж за одного инженера, уехала в Сибирь и оставила сцену, а сын Ромушка пропал без вести. При каких обстоятельствах — он не сообщал. Последнее от него письмо я получила в самом начале 1940 года. Много-много лет спустя я узнала, что мои бедный Юзя и его третья жена погибли во время осады Ленинграда немцами в 1942 году, наверное, от голода и холода».
⠀
Сама Матильда была самой младшей в балетной семье Кшесинских и практически с младенчества оказалась в театре. Феликс брал её с собой на все репетиции и спектакли. Девочка восхищённо следила за игрой отца, любовалась декорациями и сказочными световыми эффектами. А в возрасте 4-х лет получила свою первую роль в балете «Конёк-Горбунок», где так же танцевал её отец. Кшесинские вообще очень часто выходили на сцену вместе, и эти моменты запомнились им навсегда. «Было бесчисленное множество балетов, в которых выступал мои отец за время своей долгой артистической карьеры, — вспоминала Матильда, — но мне ближе всего были те балеты, в которых я выступала с ним вместе, — «Пахита», «Дочь фараона», «Эсмеральда». Он вдохновлял меня своей игрой, и я ощущала себя вместе с ним не артисткой на сцене, а той, которую я должна была воплощать».
⠀
Феликс Кшесинский прослужил на сцене 67 лет и умер в 82 года ещё до всех страшных событий, случившихся в России в начале ХХ века. А вот обе его дочери в Россию больше не вернулись, хотя прожили очень долгие жизни. Юлия Феликсовна дожила до 103 лет, пережив своего мужа на 45 лет, а Матильда - всего несколько месяцев не дожила до своего столетия.
* На первом фото Матильда Кшесинская с балериной Верой Трефиловой в балете «Пробуждение Флоры» (1894 год)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев