Так говорил о нем Василий Шукшин. Санаев сумел вынести на экран черты тех людей, среди которых вырос. Тульских мастеров. С виду скромных и неприметных, но обладающих мудростью и заряженных жизненной правдой.
Но были у Санаева и личные качества: душевное обаяние и надежность, прочность.
Всегда спокойный и неторопливый Всеволод Санаев производил впечатление человека, у которого все в жизни хорошо. И мало кто знал о его личной драме. Жена актера сильно болела, страдала затяжными депрессиями. Это делало семейную жизнь просто невыносимой.
Когда жена впервые попала в больницу, близкий друг и коллега сказал Санаеву: -Сева. Дальше будет хуже. Оставь все Лиде и уходи.
Актер презрительно посмотрел на советчика: -Дурень ты! Она родила мне двух детей. Отдала молодость и красоту. Ты предлагаешь мне совершить подлость в отношении родной жены?
Больше Санаев никому не позволял говорить с ним на эту тему. Все переживания держал в себе.
Санаеву был 71 год, когда он сыграл роль в фильме “Белые Росы”. Съемки в этом фильме он воспринял как бесценный подарок судьбы. Редкому актеру в таком возрасте выпадает шанс сыграть главную роль в кино. И Санаев сделал настоящий шедевр.
Будущий Народный артист СССР родился на рабочей окраине Тулы в многодетной семье. Учился Сева из рук вон плохо и много хулиганил. Успел закончить всего 4 класса, когда отец взял сына подмастерьем к себе на фабрику, где делал гармони.
Неожиданно для Севы это занятие его очень увлекло. Из лоботряса он превратился в прилежного ученика и вскоре стал великолепным мастером-половинщиком. Абсолютный слух передался от отца к сыну. К тому же у Севы были актерские способности. Когда к ним приходили гости, отец, ко всеобщему восторгу, просил Севу спародировать общих знакомых. Этим талантом Санаев будет удивлять коллег и годы спустя.
Жизнь Севы полностью перевернулась, когда в конце 20-х в Тулу с гастролями приехал МХАТ. Каким-то чудом его занесло на спектакль, после которого Сева тут же записался в заводской драмкружок.
Он старался не пропускать ни одного спектакля в Тульском театре. Однажды узнал, что туда можно устроиться рабочим сцены. Его взяли. Теперь, отработав смену на фабрике, по вечерам Санаев спешил в театр. Был и осветителем, и шумовиком, изображая грозу с помощью листа железа.
Спустя год режиссеры начали доверять ему роли в массовке. Старые актеры начали говорить, что ему нужно учиться мастерству. Дерзкому желанию стать актером Санаев и сам испугался. Что уж говорить о родителях.
-Родители были люди строгих правил. Детей в семье было много. Родителей почтительно называли на “Вы”. И когда он сказал, что поедет в Москву учиться на актера, они решили, что он просто не хочет работать. Причем родители сказали, что ты умрешь, как собака под забором.
Елена Санаева.
Перед отъездом сына в Москву в доме разгорелся скандал. Мама громко плакала. Отец, накричав, спрятал зимнее пальто и теплые вещи, надеясь, что без них сын далеко не уедет. Однако с тремя рублями в кармане, краюхой хлеба, куском сала и парой помидоров Сева сбежал на вокзал.
Позже, получив место в общежитии, вместо обратного адреса сообщал: “Главпочтамт. До востребования”. Дело в том, что общежитие было в районе Арбата, на Собачьей площадке. И дома могли решить, что он обитает в какой-то конуре.
Родители так и не смирились с поступком сына, пока из столицы не стали приходить письма, где Сева рассказывал о своих успехах в учебе. Сначала Санаев поступил на учебу в рабфак. У него за плечами было всего 4 класса. Днем учился, вечером разгружал вагоны.
За два года, наверстав школьную программу, он подал документы в театральный техникум, куда его приняли как человека с пролетарским происхождением. Курс вел вахтанговец Николай Плотников. Приглядевшись к талантливому пареньку, он подготовил Севу для поступления в ГИТИС.
В 1937-м, в год окончания Санаевым ГИТИСа, МХАТ объявил конкурс о приеме на работу молодых актеров-мужчин. Станиславский и Немирович-Данченко лично отбирали претендентов. Из 720 взяли троих. Среди них был Всеволод Санаев.
Актер никогда не думал, что доживет до преклонных лет. Его профессия оказалась неожиданно опасной.
В 1938 году на съемках знаменитой комедии “Волга-Волга” Санаев первый раз едва не погиб. В этой картине он запомнился сразу в двух ролях: безбородого музыканта и бородатого музыканта.
26-летнему актеру приклеили бороду, подложили под рубаху подушку и подвели к режиссеру Александрову. Он остался доволен: “Какое великолепное несоответствие между молодыми глазами и этой бородищей!”
Эта роль чуть не стоила ему жизни. В сцене, где пароход садится на мель, Санаев должен был вылететь за борт в тулупе и сапогах. Эпизод снимали в октябре на реке Чусовая, быстрой и коварной. Едва оказавшись в воде, Санаев начал быстро тонуть. А катер, который должен был его подхватить, не подъехал вовремя.
Актера вытащили, когда он почти потерял сознание. Растерли спиртом и дали коньяка. Первое, что услышал Санаев, когда пришел в себя: команду режиссера “Еще дубль”. И так шесть раз.
Однако в итоге эпизод в картину не вошел.
И все же к съемкам в кино молодой актер относился как к приключению. Но атмосфера на площадке зависела от режиссера. Вскоре Санаеву пришлось столкнуться с другим режиссером, который навсегда изменил его отношение к работе в кино - Иваном Пырьевым. Иван Пырьев был человеком строгим и даже жестким. Никакого ребячества во время съемок он не позволял.
Будущую жену Санаев встретил во время гастролей в Киеве в 1938 году. Лидия была студенткой филологического факультета. Случайно познакомившись, Сева был потрясен ее красотой и понял, что влюбился с первого взгляда.
Гуляя по городу, он видел, как прохожие оборачиваются, чтобы еще раз бросить взгляд на его спутницу, и тут же начинал ревновать. Гастроли продлились месяц. И этого времени хватило, чтобы Сева и Лида приняли решение пожениться.
Родные невесты были категорически против: "Лидуся! Одумайся!" Молодые тогда никого не послушали. Им суждено было прожить вместе больше 55 лет.
Санаев привез молодую жену в свою 9-метровую комнату в коммуналке. Вскоре родился их сын Алеша. Казалось, их счастью не будет конца, когда началась война.
В июне 1941 года, простившись с женой и сыном, Всеволод уехал в военкомат. На фронт не попал. Его направили в город Борисоглебск, недалеко от Воронежа. Там Санаев участвовал в съемках фронтовых киносборников и выступал с концертной бригадой перед отправкой военнослужащих на передовую.
Лиду с двухлетним Алешей эвакуировали в Алма-Ату. Всеволод ничего не знал о семье. А в это время в переполненном беженцами холодном спортивном зале школы в Алма-Ате на полу от кори и дифтерии умирал Алеша.
Похоронив сына, Лидия, исхудавшая и почерневшая от горя, отправилась разыскивать мужа.
По гастрольным афишам МХАТа она нашла своего Севу. Через 9 месяцев, в октябре 1942 года, у Санаевых родилась дочь Елена. После войны семья вернулась в свою комнату в коммуналке. Всеволод пропадал в театре и на съемках день и ночь.
Лидия не могла устроиться на работу из-за дочери. Лена была очень худенькой и постоянно болела.
-Она была активной, живой, тонкой, умной, остроумной. Считалось, что ее жизнь совершенно не удалась. Папа всегда говорил: Лида. Всем, что у меня есть, я обязан тебе.
Елена Санаева.
Лене не было и шести лет, когда она подобрала во дворе кусочек сахара, съела и заболела гепатитом в тяжелейшей форме. Второй раз Лидия наблюдала, как смерть забирает ее ребенка. Все ее помыслы сконцентрировались только на стремлении спасти дочь.
Еще недавно Лида была очаровательной молодой женщиной. Но стала неузнаваемой: замкнутой, с отрешенным взглядом. Дочь поправилась, но Санаев начал беспокоиться за жену.
Однажды на общей кухне Лидия рассказала, как ей казалось, безобидный анекдот. На следующий день в квартиру пришли люди в штатском, поговорили с женой актера и ушли. Но с того дня Лидия потеряла покой. На улицах и в трамвае ей казалось, что за ней кто-то следит.
Дома все время ждала ареста. Не выдержав напряжения, через несколько дней сама отправилась в приемную НКВД, чтобы еще раз оправдаться. Сопровождать себя попросила друга семьи Сергея Михалкова. Он пришел в ужас, но отказаться не смог.
В приемной, отведя Михалкова в сторону, один из офицеров сказал: "Эта женщина больна". Сергей Михалков тут же позвонил в Ленинград, где в это время на съемках был Санаев, и велел срочно приехать. После этого Лидия в первый раз оказалась в психиатрической больнице с диагнозом: мания преследования.
Переживания за здоровье жены не прошли для Санаева даром. В 1947 году он поехал на съемки фильма “Алмазы”. В далекий поселок Чемал на Алтае отправился с семьей. И прямо на съемочной площадке 35-летнего актера сразил инфаркт. Оказать помощь на месте оказалось невозможно. Пришлось ехать за сотни километров в большой город.
-Через речку Бий его переправляли на носилках. А потом везли на грузовике. Сделали люльку из ватного одеяла. Мы с мамой поместились в кабине грузовика. Довезли до Бийска. Дальше его на носилках привязали к легковой машине, и мы все на этой легковой машине ехали в Свердловск. Он на крыше, на носилках. Причем его прилично окатил дождь.
Елена Санаева.
Придя в себя и немного окрепнув, Санаев был вынужден раньше времени выписаться из больницы. Съемочная группа ждала его возвращения.
Фильм нужно было закончить, но зимняя натура ушла. Поэтому оставшиеся сцены доснимали в павильоне. Соорудили сугробы из ваты, посыпав все нафталином. Дышать было невозможно. Отработав несколько смен, с острым отравлением Санаев снова угодил на больничную койку.
Поворотом в судьбе для Санаева оказалась картина Калатозова “Первый эшелон”. Нещадно изуродованная цензурой лента о покорителях целинных земель стала заметным событием в первые годы оттепели.
К тому моменту, когда режиссеры стали предлагать Санаеву интересные роли, ему исполнилось 43 года. Все предложения обсуждались дома. Лидия Антоновна принимала в этом самое активное участие. От ее слова зависело, будет Санаев сниматься в очередном фильме или нет.
После премьеры “Оптимистической трагедии”, в которой Лидия категорически не хотела, чтобы он снимался, Санаев был мрачен. Жена была на грани очередного нервного срыва. Настроение Лидии постоянно менялось. Она часто замыкалась в себе и молчала, оставаясь равнодушной ко всему. Порой наоборот, ее все раздражало.
Совместный быт с соседями по коммунальной квартире был мучительным. При этом она оставалось бережливой и рациональной женщиной. Лидия Антоновна аккуратно копила заработанные мужем деньги. Но все равно скопить на отдельную квартиру, чтобы спрятаться от посторонних глаз, долго не получалось.
Первый взнос за кооперативную квартиру был сделан, когда Всеволоду Санаеву исполнилось 47 лет. Боясь не выплатить оставшийся долг, он настоял на покупке не трех, а двухкомнатной квартиры, в которой они и прожили с женой до конца дней.
Должность Санаева была еще одним поводом для семейных ссор. Около 20 лет Санаев был секретарем Союза кинематографистов. “Другие секретари едут в Лондон, в Париж, а тобой все дыры затыкают", - доставалось ему от жены. Сколько ни просила Лидия Антоновна воспользоваться служебным положением, он этого не сделал ни разу.
27 января 1996 года. Тяжелобольной раком легких Всеволод Санаев лежал на постели в квартире дочери и зятя Ролана.
-Так получилось, что я прилегла рядом с ним и говорю: -Папочка. Я тебя всегда очень-очень любила.
А он говорит: -Доченька. Да я тоже тебя всегда очень любил.
Вот такое объяснение в любви произошло, потому что мама часто на меня нападала, а папа, чтобы с ней не ссориться, в пререкания не вступал. То, что мы признались друг другу в любви - это очень важно для меня.
Елена Санаева.
Когда Елена познакомилась с Роланом Быковым, родители были категорически против: “Связался черт с младенцем!” Доброжелатели в подробностях информировали Санаевых в том, что избранник дочери - тот еще ходок.
Впервые увидев Елену и Ролана вместе а “Ленфильме”, Всеволод Васильевич вывел дочь в коридор и по-киношному резюмировал: "Леля. Не монтируетесь. Совершенно не монтируетесь".
Лидия Антоновна разругалась с дочерью, а неприязнь к новоявленному зятю демонстрировала открыто. А еще вела душеспасительные беседы с бывшей женой Быкова Лидией Князевой. Вскоре стало понятно: Ролан оказался хорошим мужем для Елены и помог вернуть взаимопонимание с мамой.
-Он все время сглаживал острые углы. Переключал мамино грустное и печальное настроение.
Елена Санаева.
Мир в семье восстановился, а вот состояние здоровья Лидии Антоновны ухудшалось. Именно в этот момент судьба подарила актеру роль, которой суждено было стать одной из самых любимых зрителями. Это была лирическая комедия “Белые Росы”.
На главную роль пробовалось несколько народных артистов: Никулин, Дуров, Лапиков. Но худсовет решил, что наиболее убедительным в образе Федоса будет Санаев.
Однако творческая жизнь Санаева не закончилась “Белыми Росами”. Он снялся еще в нескольких фильмах, получивших признание зрителей. Но когда ушла из жизни Лидия Антоновна, показалось, что иссяк источник, который подпитывал актера все эти годы.
-Он на 10 месяцев ее пережил и сказал: Леля, не хочу жить без Лили.
Елена Санаева.
Вечером 27 января 1996 года Елена уехала в дежурную аптеку за кислородной подушкой. Всеволод Санаев остался с Роланом Быковым. Елены не было 15 минут. За это время Санаев прикрыл глаза и тихо ушел.
Постскриптум
В последнюю смену, когда Всеволод Санаев и Борис Новиков озвучивали своих героев для фильма “Белые Росы”, актеры, словно сговорившись, просили сделать все новые и новые дубли. Только позже режиссер понял, что немолодые актеры не хотят, чтобы все заканчивалось, и просто боятся команды: Стоп. Записано. Всем спасибо.
Зрители в этот момент счастливее актеров. Ведь мы можем вновь и вновь пересматривать любимые фильмы. Для зрителя ничто не кончается навсегда. Остается живым полковник Лукин в киноэпопее “Освобождение”. Ловит убийцу полковник милиции Зорин. Улаживает дела непутевых сыновей Федос Ходас.
Они остаются живыми и родными для нас. Благодаря Всеволоду Санаеву. Человеку, сумевшему сохранить любовь и преданность, несмотря ни на что.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев