Известность к ней пришла в 1971 году благодаря роли Соньки в фильме «Бумбараш» Абрама Народицкого. Другими известными ролями Васильевой стали мадам Бопертюи из «Соломенной шляпки» (1974) Леонида Квинихидзе, Баюшкина из «Ключа без права передачи» (1976) динары Асановой, Рубцова из известной ленты Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976).
Особое место в кинокарьере актрисы занимает роль Эмилии из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978). Зрители помнят её Анюту, жену главного героя Тимченко из первого советского фильма-катастрофы Александра Митты «Экипаж» (1979), а также непримиримую Киру Шемаханскую из ленты «Чародеи» (1982) Константина Бромберга или зловещую Клару Цаханасьян в «Визите дамы» Михаила Козакова. Эти и многие другие роли прославили актрису.
Личная жизнь же у неё выдалась непростой. Она настолько разочаровалась в своём образе жизни, что отказалась от мирской суеты.
Сергей Соловьёв и Екатерина Васильева поженились неожиданно не только для окружающих, они и сами от себя такого не ожидали. Молодые люди познакомились в середине 60-х во ВГИКе, где Катя училась на актёрском, а Серёжа на режиссёрском факультете. Как-то девушка попросила Соловьёва помочь ей с ролью — она хотела играть Сарру в чеховском «Иванове». Будущий режиссёр влюбился по уши!
— Катю какие-то дикие люди считали некрасивой, — делился Соловьёв. — Говорили, что она даже «хуже Раневской»! Но я вам объективно скажу, а не потому, что был влюблён: Васильева была женщиной неслыханной красоты. Юная, рыжая, высокая и стройная! С неизменной «Шипкой» в зубах. А ещё она была необыкновенно умной и внутренне свободной.
Они очень сблизились, так как «Иванова» решили показывать в качестве общей дипломной работы, и репетиции продолжались три года. Но Катя нравилась не одному Соловьёву, своими обаянием и раскованностью она привлекала и других студентов. На третьем курсе Эдуард Володарский, отчаянно влюблённый в Васильеву, решился сделать ей предложение.
— Кать, выходи за меня!
— Эдик, ты что, сбрендил, что ли? Что ты мелешь?
— Да нет, я серьёзно. Мы, Катюха, так заживем!
— Отстань, хватит глупостей!
— Тогда выходи за Сережу, – от отчаяния, верно, брякнул Эдик. – Серёжка, я чувствую, в тебя влюблен. Пошла бы за него замуж?
Катя подумала и сказала:
— Пожалуй, да.
Соловьёв был знаком только с Катиной мамой, которой, по его словам, ужасно надоели компании и пьяные гулянки дочери. Она позвонила ему и плача, благословила брак. Папе, известному поэту-песеннику Сергею Васильеву, Екатерина показала паспортную фотографию жениха, так как сам жених панически боялся знакомиться с таким важным человеком. Но папа, как и мама Кати, считал, что дочери пора создать семью, поэтому буквально через три дня Соловьёв и Васильева стали жить вместе.
Родители Васильевой развелись, когда ей было 12 лет, а её младшему брату Антону — четыре года. Когда в 1962 году Екатерина поступила во ВГИК, квартира превратилась в проходной двор — там всё время гуляли Катины друзья и знакомые.
— Мы жили в коммуналке, — вспоминал брат Васильевой Антон. — Наши с мамой две комнаты соединялись в одну, а Катя жила в отдельной крохотной комнате. Катины друзья в шутку называли эту трёхметровую каморку «Два восемьдесят семь» (в честь водки за 2 рубля 87 копеек). В этой легендарной комнатке собиралась московская богема, все сидели друг у друга на головах, спали, не раздеваясь, поперёк кровати.
Антон рассказывал, что окружение сестры было диссидентским. Слушали запрещённую музыку, читали самиздат, рассказывали политические анекдоты, ругали советскую власть. Когда мама уезжала, стоял дым коромыслом — гуляли в большой комнате, танцевали, пели и даже дрались. Алкоголь лился рекой.
— Я моложе Кати на восемь лет, и под влиянием её друзей уже в детстве стал диссидентом! — делился воспоминаниями Антон Васильев. — В пионерлагере под моим предводительством ребята портили плакаты с дядьками из Политбюро!
Компания съедала всё из соседских холодильников, стоявших в общем коридоре, а потом Катя возмещала убытки, покупая в придачу тортики пострадавшим соседям. Перед приездом мамы на помощь вызывался сосед, полировавший стол, залитый вином, а Антон сдавал бутылки. Деньгами снабжал обеспеченный папа, но их категорически не хватало, утекало всё на пирушки.
Вот почему мама так обрадовалась, когда узнала, что дочь выходит замуж за Соловьёва. Невесте было 20 лет, жениху — 21 год. Свадьбу играли в коммуналке с родными, друзьями и всеми соседями. Сергей — ленинградец, в Москве он жил в общежитии. Молодые немного пожили в Катиной каморке, затем сняли жильё, а потом папа Кати добился для них отдельной квартиры.
Теперь уже эта квартира на Юго-Западной стала легендарной, так как там перебывали все знаменитые актёры, режиссёры, операторы... Мама напрасно надеялась, что Катя остепенится в браке, поскольку Соловьёв был такой же любитель шумных застолий, но теперь она хотя бы не видела эти гулянки. Брак продлился восемь лет, однако, пара всё равно развелась.
— Откуда я знаю, когда и в связи с чем это закончилось? — вздыхал Соловьёв. — Быт у нас был специфический, работала в основном Катя, а я сидел дома в ожидании идеального сценария. Денег катастрофически не хватало! Зато однажды мы выиграли в лотерею мотоцикл, билетик нам друг подарил. Взяли деньгами и расплатились с чудовищными долгами! Катя всё тратила до копейки, чем-то обживаться я уже без неё начал. Но быт нас мало волновал.
Брат Кати, похоже, шутил, рассказывая в интервью, что она развелась с Соловьёвым из-за Горького! Мол, была такой диссиденткой, что устроила ему скандал, когда он решил снимать «Егора Булычёва», ибо, пролетарский Горький — позор для богемы.
— По Катиному мнению, честный художник должен был сидеть в тюрьме или умереть под забором, на худой конец — повеситься, — утверждал Антон. — Как Гена Шпаликов. «Конъюнктурщик!» — вынесла непримиримая Катя приговор Соловьёву, «изменившему» её идеалам с Горьким, и ушла...
Но до окончательно разрыва они то разбегались, то вновь сходились. Как-то Катя привела к матери Геннадия Шпаликова и объявила, что он — её новый муж. Мама упала в обморок, так как Гена еле стоял на ногах. Полгода Екатерина жила со Шпаликовым, таская его, пьяного, на себе до дома, а потом он с ней порвал. Кстати, много лет спустя Васильева на пару с Никитой Михалковым взяли шефство над дочерью Шпаликова, страдающей психическим расстройством. Ну а тогда Екатерина вернулась к Соловьёву.
И всё-таки пара рассталась, чему неожиданно поспособствовал Михалков, взявшийся помирить супругов. Он позвал Катю в Центральный дом литераторов и начал увещевать наладить отношения с Сергеем. Васильева же посматривала на соседний стол, не в сил отвести взгляд от незнакомца, сидевшего с Олегом Ефремовым и его женой Аллой Покровской.
Это был драматург Михаил Рощин. В первом браке он овдовел, его жена погибла, разбившись на мотоцикле. А со второй супругой, актрисой Лидией Савченко он недавно развёлся. Каждая жена родила ему по дочери.
— Никита мне два часа втолковывал, как я должна вести себя с Серёжей, — улыбалась Васильева. — Серёжа был талантливый, его все любили, а я мучила. Никита мне поставил ультиматум, и я дала честное пионерское, что больше так не буду. И когда уходили из ЦДЛ, он всё тянул меня за руку: уйдём вместе. Я говорю: «Я ухожу, ну что ты, в самом деле, видишь, стоят люди, надо же попрощаться». Он ушёл. А мы поехали сначала к Олегу Ефремову, потом – в ночной ресторан во Внуково…
Так начался тайный роман Васильевой и Рощина, тайный, потому что она была замужем и было неудобно перед Михалковым: честное пионерское слово дала! Думала, что всё, возможно, быстро закончится, но... забеременела от Рощина.
Антон вспоминал, что Сергей очень драматично переживал развод с Екатериной, даже рыдал. Васильева вышла замуж за Михаила, родился сын Дмитрий, артистке на тот момент было 28, её мужу — 40.
— Рощина Катя полюбила за то, что он диссидент, — иронизировал Антон Яковлев. — Он написал повесть «Бунин в Ялте», что в то время было подвигом. «Вот это человек!» — восхищалась сестра. Михаил писал пьесы для МХАТа, как когда-то Чехов. Он был очень дружен с Олегом Николаевичем Ефремовым. При этом он был убеждённым коммунистом и верил в социализм с человеческим лицом.
Рощин трезвенником не был, пил много, и Екатерина от него не отставала: гости, рестораны, застолья. Но супруги были уже не юны, и пьянство перестало быть весёлыми попойками. Тяжёлая зависимость от алкоголя на то и тяжёлая, что со временем приобретает уродливые формы.
— Я увидел, что сестра спивается, — вздыхал брат Васильевой. — При Рощине это стало болезненным алкоголизмом. Катя катилась по наклонной, я уговаривал её бросить пить и возил в больницу, скандалил с Мишей. Видел, что она погибает и боялся, что кончится всё петлёй, и маленький Митя её не остановил бы. Катя кричала в пьяном угаре: «Я от всех вас уйду! Ребёнок меня не остановит!»
Васильева с Рощиным расходились, сходились, скандалили, он мог её ударить, и в такой атмосфере рос маленький сын. Разошлись они, когда Екатерина застала мужа с домработницей Ириной. На ней он позже женился. А Васильева влюбилась в художника Андрея Ларионова, познакомившись с ним на съёмках фильма «Ключ без права передачи». Он стал её последним мужем.
К слову, актриса всегда была бессребреницей, оставляла квартиры бывшим мужьям, стояла выше материального. С Рощиным они вместе купили квартиру, но на неё Екатерина не претендовала. МХАТ после её развода с Михаилом выделил ей комнату в подвале общежития, куда въехал её брат.
— Мы продержались лет 5. Катя оказалась сумасшедшая, да еще и сильно пьющая. Жить было невыносимо, — рассказывал в интервью Рощин. — И всё равно больно было, что всё так получилось. Олег Ефремов, утешая, сказал мне: «Миша, чего ты плачешь? У неё нет органа, которым любят».
С Ларионовым Васильева даже обвенчалась, но этот брак долго не продлился. Актриса действительно была на грани самоубийства, переживая крах личной жизни, борясь с пагубной зависимостью и не чувствуя больше удовлетворения от работы. Спасла её религия, Екатерина решила покреститься и ощутила в церкви такое спокойствие и умиротворение, что всем сердцем обратилась к вере.
Она продолжала сниматься в кино и служить в театре, только обсуждала с батюшкой, можно ли соглашаться на ту или иную роль. В монастырь она ушла в 2021 году в 76 лет.
Любопытно, что винила актриса в своей грешной жизни эмансипацию и Клару Цеткин!
— Клара Цеткин придумала 8 марта на горе всем женщинам, — объясняла Екатерина. — Эмансипация разрушила всё! Мужчина должен быть главой семьи, защитником и кормильцем, а женщина — лишь помощницей. А у нас отняли радость семьи!
Ещё в школе, в девятом-десятом классах, мы уже прилично выпивали, это считалось шиком, нормой жизни, а главное – мы, девчонки, уравнивали себя с мальчиками. И я пила наравне с мальчишками, материлась и травила анекдоты. Ко времени поступления во ВГИК я была уже как бы готовенько-развращённой.
Я считаю, что меня развращал, к примеру, Хемингуэй и еще два-три писателя, которых, наравне с Кларой Цеткин, я могу назвать болящими. Портрет Хемингуэя висел, точно икона, чуть ли не в каждом красном углу. Мы — московская «золотая» молодёжь — никакого отношения к тому истинному, чем жила Россия, не имели, мы были сплошным уродством, помойкой…
Сын Екатерины Васильевой и Михаила Рощина окончил ВГИК, а потом... стал священником! Он женат, и у Екатерины Сергеевны уже восемь внуков. Есть и девятый, сын Елены Кориковой, но его Дмитрий Рощин не признал своим ребёнком.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев