Спрашиваю: Ну чего вы ржете-то?"
Он мог сниматься в семи картинах в год, но принципиально не играл негодяев, потому что обещал внуку. Мечтал сыграть Льва Толстого, а сам попал на страницы рассказов Шукшина. При этом свою главную роль сыграл только в 63 года.
“Мое амплуа: старик. Молодым вы меня никогда не видели. Но я, товарищи, был молодым. Точно помню. Даю вам слово. Иван Рыжов”.
До 50 лет актеру в кино не везло. Свою невостребованность Рыжов объяснял невнятной наружностью. “Деревенский увалень. Где уж тут героев играть”. Позже он признавался: "Я был некрасивым и безэмоциональным. Самое главное: я не был самим собой".
Иван был крестьянским сыном. Умел пахать и сеять. В 15 лет уже работал в колхозе бригадиром. Поэтому, когда парень решил стать артистом, пришлось пойти на преступление и похитить документы.
Тогда паспортов у колхозников не было. Лишь удостоверения, которые хранились в сельсовете. Рыжов купил бутылку самогона, напоил секретаря местной комсомольской организации и выкрал документы. Позже он четыре года не мог навестить родных. Боялся, что после того, что натворил, вновь в Москву его не отпустят.
На вступительном экзамене на актерском факультете при Театре Революции (сегодня это Театр Маяковского), Иван решил показать то, что очень хорошо умел в своей крестьянской жизни.
Например: продемонстрировал, как ловят рыбу. Выглядело очень натурально. Особенно, когда абитуриент настолько вошел в роль, что на самом деле заснул за удочкой. Не разбудил его даже смех приемной комиссии. Пришлось потрясти за плечо, чтобы разбудить.
Когда Рыжов принялся читать стихи, экзаменаторы рыдали от смеха. Обычный деревенский парень плохо представлял себе основы актерского мастерства, поэтому каждое слово сопровождал жестом: ползал по полу, раскидывал руки. А чтобы совсем впечатлить комиссию, станцевал вприсядку. Позже эту плясовую он повторит в киносказке Александра Роу “Кащей Бессмертный”.
Судьба несколько раз испытывала Ивана на прочность. Но его желание стать артистом было непреклонным. Впервые это проявилось, когда он ехал на экзамен из родной деревни. Пришлось идти по бездорожью 13 километров под проливным дождем.
-Тогда шоссейных дорог не было. Я одел кожаные сапоги, “бумажные” брючки, “бумажный” пиджачок. Взглянул я себя в зеркало и думаю: Эх! Как шикарно я одет!
Когда я приехал, то был грязный и мокрый. Открыл дверь в театр. И вот тут понял: я увидел таких чистеньких, выутюженных, красивых, мне показалось, мальчиков и девочек. И понял: я не туда попал. Вот они могут быть артистами. Я посмотрел на себя в зеркало: куда ж я такой.
Иван Рыжов. Интервью 1993 года.
Но на этом испытания не закончились. От волнения Иван разыграл перед комиссией целый спектакль.
-Я никогда не видел, как читают. А когда были слова, что землю щупают, я встал на колени и стал щупать землю. Они хохочут. Я остановился. Отсмеялись. В колхозе над дураками смеются. Думаю, как над дураком смеются. Остановился на коленях, посмотрел и спрашиваю: -Ну чего вы ржете-то?
Вот прямо так и спросил. Они еще сильнее захохотали.
Иван Рыжов. Интервью 1993 года.
Карьера Ивана началась с крохотной роли полового. На подносе нужно было вынести несколько стаканов чая и поставить на стол. Делать это элегантно у работяги Рыжова никак не получалось. Да еще и ответственность. Режиссером постановки был сам Мейерхольд. Иван репетировал всю ночь. В итоге режиссер остался доволен.
Первая театральная работа определила актерскую судьбу Ивана Рыжова: следующие 30 лет ему будут предлагать только эпизодические роли. Но даже в них он будет стараться оттачивать мастерство.
Юность в Театре Революции Рыжов вспоминал как самое счастливое время. Но годы шли, а ничего стоящего ему не предлагали. В 25 лет он оставил сцену и устроился на киностудию Союздетфильм, будущую киностудию имени Горького. Однако это ничего не изменило. Снова лишь эпизоды.
Не об этом мечтал Иван Рыжов с детства.
Будущий актер родился в большой крестьянской семье. Был тринадцатым, самым младшим ребенком. Что не освобождало его от тяжелого труда. С малых лет он умел косить и управляться с бороной. В Гражданскую войну власть посчитала Рыжовых зажиточными. И их крепкий дом в Подмосковном селе Зеленая Слобода изъяли под танцы и избу-читальню.
Вся большая семья так и останется жить в селе. Но судьба Ивана изменилась после того, как он побывал в столичном Малом театре. Когда 15-летний Иван сбежал в Москву, домашние восприняли этот поступок с презрением. Они говорили: "Все делом занимаются. Хлеб сеют. А он в клоуны подался".
Скоморохом Ивана считали и интеллигентные сокурсники. На занятия он одевал самое лучшее, что у него было: кирзовые сапоги, праздничную косоворотку и модный картуз с лаковым козырьком. А разговаривал хлестко, как в родной деревне.
-У них был преподаватель русской словесности, профессор, который работал еще при царе.
Однажды Иван Петрович на уроке сказал ж… . Преподаватель спросил: -Кто сказал?
Иван: -Я.
Преподаватель: -Иван. Дело в том, что это слово говорить нельзя.
Иван: - А что же можно говорить?
Преподаватель: -Зад.
Иван: -Ха! Зад. Зад - это у лошади, а у человека ж…. . Странно, ж… есть, а говорить нельзя.
Леонид Вейтков. Звукорежиссер. Зять Рыжова.
После занятия профессор вручил Ивану тетрадку и дал задание: записать слова, которые он использует чаще всего. Прилежному студенту одной тетради не хватило. Пришлось купить еще одну.
Гордясь собой, Рыжов протянул их педагогу. Тот открыл рот и ахнул. Он так хохотал, потому что там были такие матерные выражения, которые он и не знал.
-И преподаватель сказал: -Ванечка. Вот что, мой дорогой. С этого момента все слова, которые есть в этой тетради, говорить нельзя.
- И я замолчал на месяц. И начал запоем читать книги, - вспоминал Иван Петрович.
Леонид Вейтков. Звукорежиссер. Зять Рыжова.
В 28 лет актер впервые попробовал алкоголь. И следующие шесть лет крепко пил. Возможно, он так и не справился бы с пагубной привычкой, если бы не судьбоносная встреча на пробах. Молоденькая актриса Нина Никольская так поразила Рыжова, что он бежал за ней по улице.
От растерянности повторял лишь одно слово: -Извините.
Нина казалась Ивану небожительницей. Утонченная, из аристократической среды. Отец - царский офицер. Мать - княгиня. Куда ему, деревенскому парню. Но страх упустить ее оказался сильней. Он боялся признаться ей в любви.
И зря боялся. Она сразу сказала ему: -Да что Вы, Ванечка. Вы даже не знаете, какой Вы чудесный и прекрасный.
А он с того дня и до самой смерти относился к ней бережно, как к хрустальной вазе.
В 1943 году они вместе снимались в фильме “Лермонтов”. У Никольской была заметная роль вдовы Грибоедова. Рыжов был солдатом в эпизоде. Актрисе прочили большое будущее.
Знакомые удивлялись: что интеллигентная красавица нашла в неотесанном парне. Но ради Ивана Нина отказалась от карьеры в кино. А он, в свою очередь, принял неожиданное решение. В личной жизни Иван был счастлив, а вот в работе не очень везло.
Тогда именно супруга Нина поддержала мужа в идее создать на киностудии имени Горького объединение, которое занималось бы дубляжом зарубежных, в том числе трофейных, фильмов. Артель назвали “Красный звук”. Его выбрали председателем артели. С тех пор голос стал для Ивана спасительной соломинкой. Когда не было работы в кадре, актер озвучивал коллег.
Первую полноценную роль Иван Рыжов сыграл только в 46 лет в фильме “Муму”. Постепенно и другие режиссеры рассмотрели в нем потенциал. Пошла череда знаковых фильмов. Таких как: “Тихий Дон”, “Дело было в Пенькове”, “Алешкина любовь”.
Он по-прежнему появлялся в эпизодах. Но теперь роли были такими яркими, что его начали узнавать на улицах. Карьера начала налаживаться, но вмешалась Екатерина Фурцева. В драме “Мир входящему” Рыжов играл человека, уставшего от войны.
-Там была сцена, где его бреют. Фурцева увидела, что он как две капли похож на Хрущева.
-Это же вылитый Хрущев. Разве Хрущев может быть уставший от войны? - заявила министр.
Леонид Вейтков. Звукорежиссер. Зять Рыжова.
Рыжова сняли с роли. После такого заявления режиссеры стали опасаться снимать актера, как оказалось, похожего на Никиту Сергеевича.
И снова эпизоды. Рыжов - дворник, проводник, гардеробщик, служащий конторы, отдыхающий. Он был в расцвете сил, а играл персонажей, которые значительно его старше. И зритель ему верит. Режиссеры без конца эксплуатировали его образ добродушного деда.
Семейная жизнь была полна счастья. Актер души не чаял в единственной дочери. Однокомнатная квартира была всегда полна гостей.
-А как он картошку жарил. Нина Петровна могла только яичницу приготовить. И то она подгорала. Когда Иван Петрович уезжал в киноэкспедиции, она сидела на одном мороженом.
Леонид Вейтков. Звукорежиссер. Зять Рыжова.
Когда Краснопольский и Усков начали снимать картину “Тени исчезают в полдень”, директор “Мосфильма” пригласил его к себе на “Мосфильм”. Но Рыжов отказался. Ведь на “Союздетфильме” к тому времени он прослужил уже 30 лет.
Возможно, так и остался бы верным себе, если бы не конфликт с руководством. Он замолвил словечко за дочь Татьяну, которая работала на студии киномехаником. Попросил перевести ее в звукорежиссеры. И получил отказ.
"Я никогда ничего не просил. Все. Я ухожу”. И написал заявление об уходе. Попал на "Мосфильм". И с этого момента у него началась другая жизнь.
Леонид Вейтков. Звукорежиссер. Зять Рыжова.
Семь серий в саге "Тени исчезают в полдень" сделали Рыжова популярным на весь СССР.
Но поистине судьбоносным для актеров стало знакомство с Василием Шукшиным. Рыжова в свои картины он звал без всяких проб. Знал, что человека из народа тот сыграет как никто другой. За три совместных работы они настолько сблизились, что понимали друг друга без слов.
Иван Петрович приходил на площадку и сидел в сторонке, даже когда не снимался. А Василий Шукшин то и дело поглядывал в его сторону: верит ли сцене Рыжов или нет. Случай из жизни Рыжова стал основой для его его рассказа “Волки” о деревенской жизни и человеческом предательстве.
На “Мосфильме” карьера Рыжова пошла в гору. В 1972 году он снялся в семи картинах. В следующем году - в пяти. За работоспособность коллеги прозвали его стахановцем советского кино.
Важнее, чем кино, для Рыжова была семья. В 24 года дочь Татьяна попала в аварию. Иван Петрович, не задумываясь, бросил съемки, вернулся из Крыма в Москву и целыми днями дежурил у постели дочери.
А через несколько лет дочь подарила ему самую большую любовь в жизни. Внука Алексея. Именно Алексею он даст слово никогда не играть дурных людей. И ради него с удовольствием будет сниматься в сказках.
В 1974 году талант Ивана Рыжова признали официально. Дали звание Заслуженного артиста РСФСР.
Удивительно, но первая большая работа случилась, когда Рыжову исполнилось 63. В фильме “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, он сыграл боярина Гаврилу Ртищева. Крайне обаятельного подхалима.
В 1980 году Иван Рыжов был удостоен звания Народный артист РСФСР. А вот Народного СССР так и не дождался. Чиновники решили, что эпизоднику самое высокое звание не по рангу. Но Иван Петрович не унывал. Народных артистов было много, а Всесоюзный дедушка только один.
Роль председателя в “Возвращении Будулая” станет последней заметной работой. Впереди еще 10 насыщенных лет, но удовольствия они уже не приносили. Последней актерской мечтой было сыграть Льва Толстого. Были даже фотопробы. Отказывая, режиссер сослался на его недворянские пальцы.
В жизни самый узнаваемый и самый высокооплачиваемый актер второго плана был очень скромен. Ездил исключительно на метро и жил в однокомнатной квартире. Хотя мог себе позволить и хороший автомобиль, и более просторную жилплощадь.
Испытания не обошли его стороной. Единственная любимая жена Нина перенесла инсульт. Перестала разговаривать и оказалась прикованной к постели. На реабилитацию нужны были деньги, но в 91-м все сбережения превратились в прах. Ивану Рыжову пришлось уйти из кино, чтобы полностью посвятить себя уходу за женой.
А со смертью супруги он полностью потерял интерес к жизни.
Сам мастер эпизодов утверждал, что мог бы сниматься хоть до векового юбилея. Ведь его мама прожила 102 года, старшая сестра - 94, а один из братьев - 99 лет.
Но артист ушел из жизни из-за нелепых обстоятельств. Находясь в больнице, он упал и сильно порезал руку. Врачей рядом не оказалось, и он потерял слишком много крови. Ему был 91 год.
В памяти зрителей Иван Рыжов остался таким, каким были и его образы на экране. Мудрый, искренний, широкой души человек с искрой доброго юмора в глазах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев