Выноcкy окнa к сцeнe «Афоня просыпaeтcя в комнaтe Кaти» планировали снимать на рaccветe. По cцeнaрию, в окнe должны были виднeтьcя молодожёны, но зa полчaca до cъёмок, выяснилоcь, что cвaдебное платье нeвecты зaбыли в Москве. Тогда опeрaтор Сергей Вронский, увидeв за окном лошадь, которая тащила телегу с бочкой и предложил Данелии снять её. Делать нечего, сняли лошадь.
- Кaк ты это потряcaюще придумaл! Кaк это точно! - восхищaлиcь поcлe просмотрa на Мосфильмe - Лошaдь! Он дeлaeт eй прeдложeние - a потом лошадь! Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз этого омерзительного хамства и нищеты всю жизнь!
Чeрeз год после выхода фильма в CCCР, прошлa пeрвaя прeмьeрa в Лос-Анджелece. Когдa нa экрaне появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра Данелия спросил сидевшего рядом Рубена Мамуляна (классик американского и мирового кино), мол, чего это все аплодировали. На что прозвучaл отвeт:
- Не думай, что aмeриканцы тaкие тyпые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он её замуж позвал. И сразу - лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет как эта лошадь.
Но самое интересное случилось с «Афоней» уже после съемок. Фильм послали в Америку. И даже отпустили самого Данелию в Лос-Анджелес, что обычно случалось нечасто (вспомните историю о том, как не дали возможность выехать в Америку Владимиру Меньшову с его фильмом «Москва слезам не верит»).
Вот как тот случай описывает сам режиссер.
«Вошли в вестибюль. Смотрю, зубы у всех одинаковые — ровные, блестящие, заграничные. Если судить по шкале моего зубного врача, у каждого во рту по несколько «Роллс-Ройсов». И все улыбаются… Рядом со мной оказался японец, продюсер Акиры Куросавы, фильм которого «Дерсу Узала» снимался на «Мосфильме» и тоже был номинирован на «Оскара». Я спросил его, почему не прилетел Куросава.
«А зачем? — ответил он. — В сложившейся политической ситуации фильму, который снимали в СССР, „Оскара“ не дадут».
Зал церемонии для вручения премии «Оскар» был оборудован так, что кроме огромного экрана на сцене в поле зрения сидящих были еще небольшие мониторы. И на большом экране, и на маленьких мониторах мы видим ликующего победителя, потом этот же человек выбегает на сцену и произносит очень длинную речь.
Церемония показалась мне диким занудством… И я уснул. Но, очевидно, глаз у меня был не до конца закрыт, потому что каким-то образом я увидел на экране монитора, что мой японец лезет ко мне целоваться. Проснулся. Действительно, японец обнял меня, поздравил и пошел на сцену.
И тут я сообразил: «Оскара» дали!«Сейчас мой японец этого «Оскара» заберет и увезет в Японию, а фильм-то советский! И мне этого до конца жизни не простят. Скажут: «Не любишь ты Родину, Данелия!» Все это молниеносно прокрутилось у меня в голове, я вскочил и рванул к сцене. В юности я неплохо бегал стометровку, какой-тонавык сохранился, поэтому моего японца я обошел и выбежал на сцену первым. «Оскара» за лучший иностранный фильм вручали глава американских продюсеров Жак Валенти и Звезда. Фамилию той Звезды не помню, но ноги и глаза запомнил. Ночью разбуди и спроси, скажу: ноги длинные, глаза зеленые!
Американцы оказались людьми сообразительными, и Жак Валенти вручил нам две статуэтки «Оскаров». Одну дали моему японцу для Акиры Куросавы, другую мне — для киностудии «Мосфильм».
Казалось бы, какое отношение этот случай имеет к «Афоне»? Да самое прямое. Потому что на этом история не закончилась. Когда Данелия возвращался в Москву, его встречали чуть ли не с оркестром на красной ковровой дорожке. Едва он ступил на трап самолета, как начались громкие вопли и поздравления. Обычно невозмутимый, Данелия в этот миг даже растерялся: с чего это вдруг такие почести? Все объяснилось довольно быстро. Оказывается, кто-то из приятелей режиссера слушал «Голос Америки», где рассказывали о церемонии. И точно расслышал, что одну из ценных статуэток дали известному грузинскому режиссеру Георгию Данелии. То, что ее дали за фильм Куросавы, тот самый приятель, само собой, пропустил мимо ушей: ну кому интересны японцы? А вот триумф Данелии — это главное!
Одним словом, ещё долго режиссер принимал поздравления с вручением «Оскара». Впрочем, он и не отказывался. В конце концов, «Афоня» оказался фильмом культовым, пусть и не получившим премию американской киноакадемии, но зато снискавшим поистине народную любовь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев