Александр Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине.
Когда мальчику было 2 года, его родители развелись и мать с детьми - старшим Олегом и младшим Сашей - уехала к брату в Ригу.
Там Александр и вырос.
С детства он был невысоким и довольно слабым, однако мечтал стать военным.
Но мама уговорила мальчика заняться балетом.
Так 9-летний Саша попал в Рижское хореографическое училище, где подружился с Михаилом Барышниковым.
Неожиданно для всех он всерьёз увлёкся хореографией и уже скоро стал лучшим на курсе, а по окончанию училища получил приглашение от Игоря Моисеева в Москву, в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет».
Но руководство училища отказывалось отпускать талантливого парня из Латвии и он получил распределение в Латвийский театр оперы и балета.
И, несмотря на явный и огромный талант, занять его соглашались только в кордебалете - из-за маленького роста.
И тогда он проявил характер и самовольно сбежал в Москву, к Моисееву.
Но маленький рост действительно очень мешал - на многие интересные балетные партии невысокий артист не мог рассчитывать.
И Годунов решил переломить судьбу.
Он выполнял специальные упражнения, занимался йогой, висел на турнике, ел курагу и кальций...
Действительно ли что-то из этих действий помогло или просто пришло время - но он сумел подрасти и к 20 годам его рост был уже 183 сантиметра - вполне достаточно для успешной балетной карьеры!
А карьера и вправду складывалась успешно.
4 года он танцевал в "Молодом балете", где стал солистом.
Он мечтал выступать в Большом - и прошел творческий отбор в этот знаменитейший театр.
Его партнёршами были лучшие балерины Советского Союза (а, значит, и мира), в том числе и Майя Плисецкая.
Восторженный, упрямый, наивный и ранимый - он был большим ребенком во всем.
Интриги Большого (а там всегда с интригами всё было в порядке) страшно выбивали артиста из равновесия.
Он хотел просто танцевать, а не участвовать в закулисных играх.
А танцевать удавалось меньше, чем хотелось бы - и это угнетало.
Зато Большой подарил ему жену - Людмилу Власову.
Об их любви в театральных и околотеатральных кругах ходили легенды.
Впрочем, это была даже не любовь - это была настоящая одержимость.
Он постоянно старался быть рядом с любимой женщиной и страшно тосковал, когда им всё-таки приходилось расставаться.
Периодически приходится читать, что Годунова, дескать, сильно зажимали, не давая танцевать.
Это не совсем так.
В Большом он танцевал партии Спартака, Вронского, Пастуха из "Весны священной", Ивана Грозного, Хозе из "Кармен-сюиты"...
А партия Тибальда из "Ромео и Джульетты" создавалась балетмейстером Большого Театра Юрием Григоровичем специально для Александра Годунова.
Не был артист обойдён и наградами.
Так, в 1973 году он стал лауреатом Московского конкурса артистов балета, а уже в 1976 получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
А в 1978 году режиссёр Леонид Квинихидзе снял музыкальный фильм-фантазию "31 июня", где получили роли (и отнюдь не эпизодические) и Александр Годунов и его жена, Людмила Власова.
Потом роль музыканта Лемисона, страдающего от неразделенной любви, назовут пророческой.
В августе 1979 года Александр Годунов и Людмила Власова в составе труппы Большого отправились на гастроли в США.
У Александра было 3 дня выходных и он встретился с давним приятелем, давно осевшим в Штатах Михаилом Барышниковым.
На самом деле, компания собралась довольно большая, в том числе был там и поэт Иосф Бродский, сыгравший в судьбе Годунова не последнюю роль.
Сейчас невозможно уже выяснить точно, что именно произошло на той встрече, известно лишь, что обратно в отель Александр больше не вернулся.
Много позже он признается Людмиле, теперь уже бывшей жене, что его обманули и шантажировали, воспользовавшись тем, что он наговорил каких-то глупостей, которые, как оказалось, записывали.
Как бы то ни было, уже на следующий день "друзья" Годунова связались с государственным департаментом США и было заявлено, что "советский артист попросил политического убежища и выбрал свободу".
Людмила Власова твёрдо заявила, что оставаться в США не собирается и хочет вернуться домой, в Москву.
Её поспешили перевезти в аэропорт, опасаясь провокаций - вокруг отеля уже собирались какие-то странные личности с плакатами "Свободу Людмиле Власовой", а в ее номер дважды пытались проникнуть.
Но американская сторона не дала разрешения на взлёт.
Дальше было 3 суток настоящего кошмара.
Она сидела в самолёте и раз за разом отказывалась "выбирать свободу", а рядом со взлётной полосой в пикапе бился в истерике ее муж, кричавший "Отпустите меня, я не могу без неё жить!".
Трое суток - вдумайтесь!
Позднее журналисты назовут их "Ромео и Джульеттой времен Холодной войны".
Забегая вперед скажу, что через 3 года, в 1982 году, их заочно разведут через посольства.
Но всё когда-нибудь заканчивается и самолет наконец поднялся в воздух.
А Александр остался - и на 3 месяца погрузился в глубокую депрессию.
Он и раньше мог позволить себе рюмку-другую, но всегда останавливался вовремя.
Теперь же останавливаться у него не было ни повода, ни желания.
Жизнь "на свободе" нужно было как-то отрабатывать и он, не глядя и не читая, подписывал сочинённые журналистами интервью с самим собой - ему было всё равно.
Потом всё постепенно наладилось.
Михаил Барышников принял его в свою труппу, назначив огромный гонорар.
Но отношения с бывшим приятелем не сложились, к тому же, Годунов умел и хотел танцевать только классический балет, а Барышников требовал от него переучиваться на балет современный - категорически Годунову не интересный.
Через 3 года Михаил Барышников просто отказался продлевать контракт.
Но к этому времени Александр Годунов уже успел обзавестись собственными связями и организовал свою балетную труппу "Годунов и его друзья".
Они с успехом гастролировали по всем Соединённым Штатам, хотя, конечно, сравнивать эту труппу с Большим даже не смешно.
Появилась в его жизни и новая женщина - британская актриса Жаклин Биссет.
Именно она уговорила Годунова попробовать продолжить карьеру киноактёра.
Он оставил балет и снялся в итоге в нескольких голливудских фильмах - в ролях даже не эпизодических, а микроскопических и однотипных - "плохого русского".
Это было совершенно не то, к чему стоило стремиться.
Известно, что Годунов через знакомых просил Наталью Трубникову, сыгравшую главную роль в фильме "31 июня", достать для него копию фильма - мечтал показать продюсерам, как он на самом деле может играть.
Трубникова, кинокарьера которой тоже была загублена из-за его побега, зла на Годунова всё же не держала и помочь постаралась - но копию положенной на полку картины достать не сумела.
И эта ниточка оказалась оборванной.
Годунов всё чаще и всё больше пил, месяцами пребывая в черной меланхолии.
Через несколько лет романа он расстался и с Жаклин.
Уже после его смерти она в Москве встретится с Людмилой Власовой и скажет ей "Я любила его, а он всю жизнь любил только тебя".
В апреле 1995 года он побывал в Риге и пообщался с матерью и старшим братом.
Но эта встреча не принесла радости никому.
А в мае того же года 45-летний артист был найден мёртвым в Калифорнии, в собственной квартире.
Все стены комнаты были завешаны картинами с русскими пейзажами, а на лоджии стояли кадки с березами, закрывающими знаменитую памятную надпись HOLLYWOOD на Голливудских холмах.
Обстоятельства его смерти непонятны до сих пор.
Было заявлено, что он скончался от приступа гепатита - но никакого обследования проведено не было.
Кремация была проведена в сильнейшей спешке, а прах развеян над Тихим Океаном.
На похоронах Годунова Иосиф Бродский сказал: "Он умер от тоски, так и не прижившись здесь".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Но в те годы в Кировском на первых ролях был Сергей Викулов.