Рассмотрим на примере звука Р. Почему именно Р.
1. это самый частый запрос у взрослой аудитории.
2. это самый трудный звук и работа над ним имеет ряд особенностей.
Ставится звук Р у взрослых вполне традиционным способом, с механической помощью. По подражанию звук практически не возможно поставить, тк взрослые клиенты имеют уже сложившийся автоматизм неправильного произношения звука Р, который нужно убирать. Плюс строение и работа артикуляционного аппарата не позволяет поставить звук без подготовки. Иначе не было бы стольких лет его неправильного произношения, и обычно нескольких попыток его неудачной постановки. Вызванный звук получается чаще всего раскатистым, удлинённый, он произносится с излишним напряжением, по другому его просто не получается произнести из-за нарушений в строении, тонусе и движениях артикуляционного аппарата. Поэтому одной из задач последующей работы, является снятие этого излишнего напряжения.
После постановки звука начинается процесс автоматизации звука. Он проводится, как обычно в слогах, словах и предложениях. И уже на этапе автоматизации в словах, я начинаю вводить звук в речь. Сначала косвенно, на занятиях больше уделяя внимания самостоятельному говорению клиента во все более сложных упражнениях. Потом поощряя говорить в быту.
Большое внимание уделяется непосредственно введению нового звука в речь. И здесь отмечается много трудностей и особенностей у взрослых людей. Изначально звук получается говорить только утрированно, удлиняя его. И это очень смущает людей. Многие не могут заставить себя начать говорить на работе, в магазине, иногда даже с родственниками и знакомыми. Люди просто стесняются. Их можно понять.
Взрослый, состоявшийся человек, вдруг начинает говорить как ребёнок, протягивая звук. Многим кажется, что их не поймут, их осудят или засмеют окружающие. Да и быстрый темп речи не даёт всегда произносить звук Р. Язык просто не успевает так быстро поворачиваться.
Что же делать? Может все само по себе встанет на место. Нет, само не встанет. Иначе бы не было столько клиентов, которым звук поставили а в речи они заговорить так и не смогли.
Зато взрослые клиенты очень мотивированы, знают чего они хотят и зачем. И часто очень добросовестно подходят к занятиям.
А у меня есть своя методика по введению в речь вновь поставденных звуков. Я из разных источников выбрала и переработала речевой материал. Так как готовых пособий для взрослых с нарушением звукопроизношения очень мало и недостаточно для работы.
Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на группу.
Записаться на консультацию можно в сообщениях
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев