Особенно эффективным он оказался при устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем.
В своем критическом обзоре занятий, проводимых в Канаде, Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия, и способность устно выражать свои мысли и чувства. Только недавно Тим Гилмор завершил метаанализ предыдущих исследований, подтверждая заключения Стутта.
Центр Томатиса в Торонто (Канада) изучал результаты «слуховой терапии» на более чем 400 детях и подростках. Все они показали хорошие результаты во время психологического и образовательного тестирования. В этом испытании 95% родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%
На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.
На протяжении нескольких лет метод Томатиса использовался в некоторых французских школах Были выбраны дети с наиболее серьезными проблемами в обучении. Несмотря на то, что условия проведения программы в учебном учреждении далеки от идеала, результаты были достаточно успешными, поэтому многие родители и преподаватели настаивали на необходимости ежегодного проведения подобных программ.
В 1983 Де Бруто провел ряд серьезных экспериментов, чтобы исследовать эффективность метода Томатиса в работе с людьми, отстающими в развитии. Тридцать человек из реабилитационного центра в Южной Африке, в возрасте от 4 до 14 лет, с предварительным диагнозом «отстающий в развитии», но способные сидеть и ходить, были произвольно разделены на три группы, которые прошли:
Группа A: слуховую стимуляцию (Томатиса) и сенсорную программу возбуждения.
Группа B: музыкальную стимуляцию (без эффекта Томатиса) и ту же самую сенсорную программу возбуждения.
Группа C: никакого воздействия.
Результаты показали, что в экспериментальных группах, А и В наблюдался рост умственных способностей, но изменения в группе, А были значительно выше, чем в группе B. В группе С не наблюдалось никаких изменений. Одним из позитивных изменений, зафиксированных в группе, А, было существенное сокращение непроизвольных (спонтанных) ответов и увеличение осознанных целенаправленных ответов.
В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса в работе с детьми, страдающими аутизмом. Доктор Джоан Рой посвятила целую работу исследованию этого вопроса. Вероятно, в ближайшее время она будет издана. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании, беспокойстве и депрессии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев