Транспортная "дыра" Камчатки. Как живёт посёлок на краю земли куда добраться можно только вертолётом?
Даже если очень захотеть просто так отсюда не выбраться. По тундре и через горы ногами далеко не уйдёшь.
С одной стороны Колымское нагорье, с другой Корякское, с третьей Срединный хребет Камчатки с ледниками и на десерт Охотское море, которое не зря называют "холодильником" России.
И это мой заключительный репортаж серии про далёкое камчатское село Манилы, в котором мне довелось оказаться совершенно случайно во время перегона маленького вертолёта Эйрбас Еврокоптер из Амурской области на Камчатку по материку.
До Магадана отсюда 800 км на юго-запад, до Анадыря около 600 км на северо-восток и до Петропавловска - Камчатского без малого 1100 км на юго-запад.
Для себя я назвал это место очень просто - транспортная "дыра" Камчатки или место тотальной транспортной недоступности.
Из одиннадцати районов Камчатки Пенжинский на самом севере, самый труднодоступный и дикий. В прямом смысле этого слова, взгляните на карту.
Даже Алеутский район на Командорах несмотря на то, что самый маленький в России и то более доступный для посещения.
Пенжинский район граничит одновременно и с Колымой и с Чукоткой, а в пять посёлках здесь живут чуть более двух тысяч человек. Чтобы оценить масштабы территории о которой идёт речь, напишу одну цифру - 116 тысяч квадратных километров.
Площадь только одного этого района на Камчатке, что составляет почти четверть площади всего края. Примерно столько же занимают Волгоградская, Саратовская, Ростовская, Оренбургская или Кировская область.
Примерно столько же занимает Венгрия, Португалией или Греция.
Две трети населения района это коряки, чукчи и эвены. Потому эта территория до сих пор входит в состав Корякского округа в составе Камчатского края. Есть русские, азербайджанцы и даже узбеки.
Административный центр района - село Каменское с населением около 600 человек, но самое крупное село - Манилы. Тут уже под 700 человек и там же единственный аэропорт района, который способен принимать какие-никакие самолёты.
В остальных селах только посадочные вертолётные площадки. Каменское связано с Манилами круглогодичной дорогой.
Экономика в районе почти нулевая. Всё функционирует вокруг и около бюджетных средств и полностью на дотациях. В советское время здесь были оленеводческие колхозы, рыбные заводы, функционировал порт, геологоразведка. А сейчас ничего нет.
Коренное местное население было занято своим традиционным промыслом. Союз развалился и экономика вместе с ним.
Из разговоров с местными у меня сложилось впечатление, что все самые важные должности в администрации и ЖКХ занимают русские. Как бы получается так, что русское меньшинство управляет коренным местным большинством. Хотя могу и ошибаться.
Огороды в частных домах
Вот и в аэропорту после приземления нашей "вертушки" нас встретила Лариса Николаевна - начальник аэропорта Манилы Федерального казенного предприятия "Аэропорты Камчатки".
Поругалась на нас, что мы прилетели в воскресенье, когда аэропорт закрыт и мы отвлекли её от работы по подсобному хозяйству в выходной день.
А без своего подсобного хозяйства даже на "жирные" северные зарплаты особенно не проживешь. О зарплатах я не буду писать, но скажу, что они не такие высокие как можно себе представить. Работники бюджетной сферы получают со всем надбавками и "плюшками" в районе 100 тысяч рублей. Что очень и очень немного для местных условий. Если вспомнить сколько здесь стоит, например, бензин или доставка продуктов.
Поэтому местные жители плотно живут натуральным хозяйством. Разводят кур, выращивают зелень в отапливаемых теплицах, помидоры, огурцы, редис и картофель. В сезон занимаются рыбалкой, охотой, собирают ягоды - морошка, брусника, голубика, клюква.
Манилы несмотря на своё крайне труднодоступное местоположение вполне цивилизованное село. Дороги в селе отсыпаны скальником и камнем.
Прогулялся по берегу реки Пенжина. Полно брошенных буксиров и барж. От порта уже ничего не осталось кроме импровизированных пристаней на берегу. Но и река интересна и сама по себе. Село находится в устье Пенжины и здесь особенно ощущаются отливы и приливы.
Величина отливов в этой часто Охотского моря доходит до 12 метров и это почти рекорд для Тихого океана . Когда оказываешься на берегу это впечатляет. Как раз оказался во время отлива и смог оценить своими глазами.
Недостроенная ТЭЦ
Рядом с аэропортом возвышается зловещий остов недостроенной Мини-ТЭЦ на 4 МВт. Говорят, что деньги на строительство закончились в середине нулевых. Пока же действует старенькая дизельная ТЭЦ, есть и нефтехранилище.
В селе есть своя маленькая больница с машиной скорой помощи. Старое здание больницы навеивает тоску, но местные жители рассказали, что рядом уже возвели новое одноэтажное здание.
Больница и станция скорой помощи в Манилах
А хотите удивлю? Есть баня, настоящая баня в Манилах и это не шутка. И гостиница в которой нам пришлось остановится на ночь за 3000 рублей с человека. Трёхместные номера, общая кухня, гостиная и огромная ванная. Гостиницу построили недавно, говорят для командировочных.
Баня
Как и полагается в центре села здание почты и отделение Сбербанка. Сбер всегда рядом, но на Таймыре не в районных центрах я отделений не встречал, исключением был Диксон. А тут настоящее и деревенское.
Почта и Сбербанк
Есть и несколько магазинов с хлебопекарней. В центре села сельский клуб, импровизированный сквер и даже концертная площадка. Даже не хочу думать сколько "освоено" федерального бюджета на эти объекты.
Если обратите внимание, то заметите на фото центральное отопление - такое часто встречаешь в Якутии даже в самых маленьких посёлках и урны.
А детские площадки это уже привычное явление во многих самых отдаленных посёлках нашей страны. Детей в таких местах как правило очень много. На детской площадке встретил троих корякских подростков.
Разговорился с ребятами, рассказали, что в Манилах есть средняя школа и детский сад.
Сельский клуб и детская площадка.
Ребятишки оказались вполне смышлеными и интересными собеседниками. Самый старший собрался поступать в колледж в Палане и потом вернётся работать в родное село. Остальные ребята ещё не определились со своим будущим.
Жилой фонд в основном состоит из частных домов, но есть и несколько двухэтажных домов-бараков с советских времен.
У домов припаркованы автомобили и вездеходы. На машинах ездят по селу и в райцентр. А вездеходы для рыбалки и тундры.
Рядом с двухэтажными бараками какие - то убогенькие сараюшки. На самом деле хорошо видна разница между домами, где живут русские и где живёт коренное население.
Вообще сложилось некоторое впечатление, что на коренное население русские смотрят немного свысока. Хотя могу и ошибаться, конечно.
И пару слов о транспортной инфраструктуре. Когда-то давно из Манил летали регулярные авиарейсы до Петропавловска - Камчатского на Ан-24 да и типичный северный аэропорт как бы намекает на это.
Но самолёты сюда уже давно не прилетают, последний раз рейсы были много лет назад. Чтобы добраться до краевого центра нужно потратить недели полторы две.
Сначала вертолётом из Манил до Тиличики, рейсы раз в неделю и затем уже самолётом Як-40 или Ан-24 на Петропавловск - Камчатский, рейс всего два раза в неделю.
Нетрудно догадаться, что рейсы часто отменяют и переносят по погодным условиям. Можно "куковать" в Тиличиках в ожидании рейса в гостинице несколько дней, а то и больше.
Но проблема не в этом, а в цене. Вертолёт Манилы - Тиличики около 5 тысяч рублей, а самолёт еще около 30 тысяч рублей в одну сторону. Итого получается 35 тысяч рублей в одну сторону и столько же обратно на человека. Местным с регистрацией в Пенжинском районе положена скидка в 50%, что не особенно облегчает жизнь.
Когда-то давно в летнюю навигацию ходили теплоходы в Петропавловск-Камчатский. Но уже много лет никаких рейсов нет и только грузовые суда завозят сюда продовольствие, топливо и прочие товары. Можно как-то договориться проехать в трюме в скотских условиях, но у нас же XXI век на дворе.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Как выглядит самое "долгостройное" метро на территории бывшего Союза и чем отличается от метро Москвы?
Казахстанское метро в Алмате - второе в Центральной Азии, самое молодое, самое-самое "долгостройное" и последнее шестнадцатое на просторах огромного бывшего СССР.
"Метеорологический" суверенитет. Почему в таких условиях зимуют на полярной станции в Арктике?
Самый — самый север Якутии, неприветливое и суровое место. С богатым историческим прошлым, а ныне просто вымерший и полностью опустевший посёлок Усть - Оленек. Почти на 73 градусе северной широты и на берегу одной из великих Сибирских рек Оленек, которая несёт свои воды в ледяное арктическое море Лаптевых.
Транспортная "дыра" Камчатки. Как живёт посёлок на краю земли куда добраться можно только вертолётом?
Даже если очень захотеть просто так отсюда не выбраться. По тундре и через горы ногами далеко не уйдёшь.
С одной стороны Колымское нагорье, с другой Корякское, с третьей Срединный хребет Камчатки с ледниками и на десерт Охотское море, которое не зря называют "холодильником" России.
Дороговизна поездок на Камчатку — не миф. Или, о чём умолчал глава региона на ПМЭФ-2022 и почему Камчатка не станет массовой?
Пару недель назад вернулся из небольшого турне по Камчатке. Мне удалось пересечь этот потрясающий "остров" - полуостров на самом востоке страны с севера на юг по воздуху и побывать в самых удаленных и труднодоступных районах этого почти самого восточного региона страны. И должен сказать, увиденное меня впечатлило не только своими красотами, но и невероятной дороговизной для туристов и путешественников.
Как живут "миллионеры из степи" в Казахстане, когда до села - райцентра полдня трястись в "буханке"
Мы уже несколько часов петляли по бесконечным степным дорожкам спускаясь с мелового плато Актолагай к реке Эмба.
Впереди маячили барханы песков Тогалай и где-то там должно было находится по карте маленькое село Миялы с мостом через грязные бурные воды Эмбы.
Автотуризм на колёсах: Как взять крутую идею прицепа-капли из Америки и снова всё испортить?
Этот материал я готовил в конце прошедшей осени, когда вернулся из двухнедельного путешествия по Северному Кавказу и Черноморскому побережью Краснодарского края с прицепом - "каплей" проехав свыше 6 тысяч километров.
Но в последний момент отложил публикацию до наступления теплого сезона и как оказалось не зря - ситуация круто изменилась.
Местные в Абхазии объяснили, почему у них такая разруха и нищета. Изменилось ли мнение о стране - "заброшке"?
Тридцать лет назад Абхазия считалась чуть-ли не советским Лазурным Берегом. Но распад СССР и последовавшая за этим грузино-абхазская война превратила эту субтропическую жемчужину черноморского побережья в настоящую страну - заброшку.
Легендарный самолет - штурмовик Ил-2 нашли в болоте, где он пролежал с экипажем десятки лет. История памятника - самолета в Воронеже
Нечасто удается увидеть в виде памятников настоящие боевые машины. Как правило это либо экспонаты из музеев или складов Министерства Обороны, либо муляжи - новоделы.
Но с этим памятником лучшему советскому штурмовику Ил-2 времен Второй Мировой войны всё вышло иначе.
Досталось от СССР. Самое северное "кладбище" кораблей в Арктике
Тикси... Морские ворота Арктики и Якутии, ключевой опорный пункт Северного Морского Пути. Для некоторых же это городок где-то на краю земли в Сибири, на берегу моря Лаптевых и где десять месяцев в году зима.
Самая известная и грандиозная заброшка в «стране души». Бывшее здание Совета Министров Абхазской АССР в центре Сухум
Приезжая в Абхазию турист и путешественник удивляется не тропической красоте природы, приятному климату и людям в этой республике, а десяткам заброшенных санаториев, пансионатов, гостиниц, вокзалов и станций и даже городов.
Усть-Куйга - место на севере Якутии, где время остановилось и в разрухе и безнадёге выживают люди
Здесь уже не мощная сибирская тайга, но ещё и не арктическая тундра. Хотя до южного берега моря Лаптевых отсюда всего каких-то 400 км по извивающейся словно змее сквозь горные хребты Яне.
Как работают полярники — метеорологи на далекой полярной станции в Арктике и почему у них не бывает выходных?
С высоты птичьего полета арктическая полярная станция на самом севере Якутии выглядит маленькой черной точкой среди абсолютно белого холодного безмолвия. Но это зимой, которая здесь длится с сентября по июнь. Коротким арктическим летом это зелёная тундра с сотнями и тысячами маленьких озёр, болот и рек вокруг. Насколько хватает взгляда.
Как выглядит городок, где до развала СССР и абхазской войны жила "обслуга" советских Госдач Сталина и Горбачева?
Тотальная абхазская разруха после распада СССР не обошла даже самые живописные места в этой непризнанной республике. В этот раз я решил заглянуть в одно из таких мест, небольшой поселок - призрак в самом центре Пицундо-Мюссерского заповедника.
Как в СССР готовили лётчиков — резервистов для ВВС и как выглядит военно-воздушное "бессилие" ДОСААФ сейчас?
Насколько же в Советском Союзе всё было с "размахом". Будь - то освоение необжитых территорий, строительство мощных заводов или даже обычных аэродромов.
Дарья построила тоннель и выбралась наружу. Как выглядит стройка Московского метро силами китайцев?
Вот и всё. Проходка последнего и уже десятого тоннеля на первой очереди Троицкой линии Московского метро от станции «Новаторская» до «Бачуринской» завершена.
Как выглядит сейчас некогда самый северный и секретный аэродром подскока стратегической авиации СССР?
Когда слышишь слово Тикси - первое, с чем ассоциируется это слово - форпост стратегической авиации Советского Союза. И только потом уже с труднодоступным и затерянным на берегах моря Лаптевых небольшой арктический поселок.
Легендарный Як-42, который к месту вечной стоянки пилотировала Герой Советского Союза и летчик - космонавт Савицкая
Учебный аэродром Самарского Университета (бывшего Куйбышевского Авиационного Института) удивительное место. Из 24 воздушных судов, покоящихся здесь на вечной стоянке, три были доставлены сюда Героями Советского Союза и России.
Комментарии 1