Сегодня, когда научный прогресс достиг небывалых высот, а космические корабли бороздят просторы вселенной, полет над Северным полюсом не кажется чем-то серьезным, для опытного пилота –пустяковое дело, но каких-то сто лет назад, когда в небе господствовали гигантские дирижабли, такой полет казался настоящим подвигом, и таил в себе множество опасностей. Но человек всегда стремился к открытиям, жажда знаний и честолюбие –это атомный коктейль, способный свернуть горы и покорить полюса.
В который раз ,героем нашей статьи становится норвежец Руаль Амундсен -человек, которому жизнь — не в жизнь, если он вынужден бездействовать. В 1911 году он первым достиг Южного полюса, преодолев безжизненный континент и не потеряв ни одного человека. А ровно за год, до того как Амундсен пересек Ледовитый океан и пролетел над Северным полюсом, он попытался достигнуть полюса на самолете. Это едва не стоило жизни ему и всем его спутникам. Можно сказать, что спаслись чудом, а надо говорить — только благодаря своей воле и мужеству.
Тогда Амундсен и пять его спутников вылетели на покорение полюса на двух гидросамолетах. Один из них разбился при вынужденной посадке, второй был сильно поврежден. Но исследователям удалось вернуться живыми. Весь мир приветствовал их как подлинных героев. Истек год — это слишком большой срок для Амундсена, чтобы оставаться на месте, и он решает покорить Северный полюс на дирижабле. Дирижабля, однако, не было. Все, к кому Амундсен обращался за помощью, благоразумно и предусмотрительно отказывали. Еще неизвестно, как бы все обернулось, если бы не Линкольн Элсуорт, его верный товарищ по прошлогодней сорвавшейся экспедиции и по совместительству сын миллионера. Папе нравилось, что на сына падают отсветы славы Асундсена, и он раскрыл кошелек.
Для этого предприятия был выбран полужёсткий дирижабль, построенный в 1923—1926 годах в Италии.
Дирижабль N-1 имел объём 19 000 м³. На то время это был самый совершенный воздушный корабль полужёсткой системы. Корпус приобрёл более обтекаемую форму, все выступающие наружу детали корабля стали более обтекаемой формы, что давало меньший коэффициент лобового сопротивления, чем у предшественника дирижабля модели Т-34 .В длинной застеклённой гондоле под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трёх моторных гондолах были установлены три двигателя «Майбах» Mb.IVa мощностью по 250 л. с.
После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в «Норвегию», экспедицией руководили норвежец Руаль Амундсен и американец Линкольн Элсуорт. Капитаном корабля стал итальянец Умберто Нобиле- тот самый Нобиле, который на Дирижабле «Италия» потерпит крушение во льдах Ледовитого океана.
10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Норфолк, Англия), затем в Экберг (Осло, Норвегия) и, сделав дополнительные остановки в Гатчине (Ленинград, СССР) и Вадсё (северная Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8:50 по Гринвичу дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 13:30 (по Гринвичу) 12 мая. На борту 16 человек, каждый занят своим делом.
«Полет на север проходил блестяще. Если бы взгляд в окно не убеждал тебя в том, что ты в воздухе, то этого нельзя было бы заметить. Лед в этом году лежал значительно дальше на юг, чем в прошлом, — почти до широты острова Амстердам. Но если в прошлом году мы видели разломанный лед у самого 82° с. ш., то в этом году на той же широте мы летели уже над сплошным полярным льдом. Но торосы были такие же самые — совершенно такие же!» (Фрагмент из книги «Первый дирижабль на полюсе. Перелет Амундсена — Элсуорта — Нобиле.) Через 15 часов и 30 минут полета дирижабль выплыл на полюс. Открыв дверь гондолы, Амундсен сбросил на лед флаг своей страны, точно так же поступили американец Элсуорт и итальянец Нобиле. Все они с трудом верили в то, что мечта их свершилась.
Обратный путь пролегал через Полюс недоступности — точку, расположенную на равном расстоянии от берегов, омываемых Ледовитым океаном. До Аляски, куда воздухоплаватели правили свой путь, было около 400 миль. В том краю тоже никогда не бывал человек, велико же было всеобщее удивление, когда обнаружилась цепочка ровных медвежьих следов..
Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха. Потом были потеря курса, шторм и… полный триумф! На дирижабле они пересекли всю Америку, встречая неизбежный восторг, а когда Амундсен со своими спутниками на пароходе прибыл в Норвегию, их встретили орудийный салют и необъятная флотилия из разномастных судов, украшенных цветами.
9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте. Однако впоследствии достижение Бэрда и Беннета подвергалось сомнению, споры о том, достигли они полюса или только приблизились к нему, продолжались вплоть до середины 1990-х годов.
После полёта между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса — конструктору и пилоту дирижабля Нобиле, или Амундсену, как начальнику экспедиции. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттолкнула Амундсена и норвежцев. Бенито Муссолини произвёл Умберто в генералы и почётные члены правящей фашистской партии, Нобиле стал итальянским национальным героем, а впоследствии возглавит трагическую экспедицию на дирижабле
«Италия».
Нет комментариев