Прав на золотоордынский престол он не имел. По словам автора «Истории Увейса», Узбек при помощи одного из влиятельных эмиров (нойонов) Кутлуг-Тимура убил сына Тохты Ильбасмыша и захватил престол Золотой Орды. С первых же дней Узбек-хан взял определённый и твёрдый курс. Посадив Узбека на престол, Кутлуг-Тимур начал играть большую роль в государственной жизни страны, прежде всего в качестве наместника Хорезма. По словам ал-Айни, первое время он «распоряжался управлением государства, устройством дел его и сбором податей его».
Благодаря советам Кутлуг-Тимура, Узбек-хан быстро освободился от ряда соперников и врагов, убив самым коварным образом наиболее сильнейшего из них. Как Берке-хан, Узбек твёрдо и решительно повёл политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки. Через два года после прихода к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану ал-Мелику ан-Насиру Мухаммеду, что в его государстве осталось немного неверных. Это, конечно, не соответствовало действительности. Узбек-хан имел в виду не народные и, тем более, кочевые массы, а господствующие классы.
Огромное значение Узбек-хан придавал городской жизни. С его именем связаны новые постройки, рост и украшение Сарая Берке, куда он официально и перенёс столицу Золотой Орды из Сарая Бату. Несомненно, что шаг этот был чрезвычайно благоприятен для дальнейшего подъёма производственной и культурной жизни Сарая Берке. С Узбек-ханом связано огромное строительство. По его приказанию возводились в Сарае Берке мечети, медресе, мавзолеи, дворцы, от которых остались, к сожалению, только скрытые ещё в земле фундаменты, да главным образом элементы декоративного убранства – мозаичные и расписные глазированные изразцы.
***
Узбек-хан строил не только в Поволжье, но и в Крыму. До наших дней в Старом Крыму (Солхате) сохранилась мечеть с великолепным каменным порталом, с датой постройки и именем самого Узбек-хана. При нём в Ургенче строил и его родственник, всемогущий наместник Хорезма Кутлуг-Тимур. Наряду с тем, во внешней политике Узбек-хан продолжал старую традицию. Как и при его предшественниках, Золотая Орда была в постоянных торговых, культурных и дипломатических сношениях с мамлюкским Египтом. Сношения эти ничего нового по сравнению с предыдущим периодом не представляли, и интересным в них является лишь длительная история сватовства и женитьбы египетского султана ал-мелика ан-Насира на одной из золотоордынских царевен из рода Чингисхана. По этому вопросу оба дома начали обмен послами и подарками.
Узбек-хан запросил за невесту Золотого рода большой калым. В течение нескольких лет шли по этому поводу переговоры, причём египетский султан одно время готов был даже отказаться от женитьбы на чингизидской царевне, так дорого ордынские власти обставили выдачу замуж дочери Тунаджи-Тулунбай – так звали невесту. Переговоры о женитьбе начались ещё в 1314 году. Как-то из Египта пришло очередное посольство в Золотую Орду. Узбек-хан сказал, что он уже всё устроил и что теперь дело только за выкупом и предсвадебными пирами. Посол был смущён, стал извиняться и заявил, что в данный момент он не имеет ни даров, ни денег. Тогда Узбек-хан предложил занять у золотоордынских купцов, по одним сведениям двадцать тысяч, а по другим – тридцать тысяч динаров. Посол согласился и достал ещё сверх этого семь тысяч на устройство пира.
***
В 1320 году большое свадебное посольство Узбек-хана было отправлено в Египет. По дороге посольство имело остановку в Константинополе, где император Ласкарис устроил в честь его ряд блестящих празднеств. 10 мая 1320 года царевна прибыла в Александрию. «Когда Хатун, – пишет ал-Айни, – сошла с корабля, то её усадили в позолоченную палатку на повозке, которую мамлюки повезли во дворец султанский в Александрии. Султан выслал к услугам её множество хаджибов и восемнадцать женщин из гарема султанского... Потом был заключён [брачный] договор [...] на основании [т.е. с уплатой] тридцати тысяч мискалей, за вычетом из них прежних двадцати тысяч динаров».
Судьба чингизидской царевны Тулунбай, отправленной в жёны египетскому султану, оказалась тяжёлой. Не прошло и пяти лет, как «до царя Узбека дошло [известие] от лиц прибывших [к нему], что султан сочетался с ней, но через несколько дней прогнал её от себя и выдал замуж за одного из своих мамлюков». Узбек-хан был чрезвычайно возмущён и просил словесно через посла передать всё своё недовольство, ибо «не подобает допускать [лицу] подобному тебе, чтобы погибали такие [лица], как дочери ханские». Ал-Мелик ан-Насир ответил на это полным отрицанием. «Всё это, – сказал он, – ложь, Хатун не была обижена и прогнана, и никто не виноват, если Аллах её взял от жизни».
Не раз темой переговоров Узбек-хана с султаном Египта была война с Хулагуидами. Войска Узбека в разных комбинациях действовали не только на границе, но и на самой хулагуидской территории. Однако сколько Джучиды не старались, Азербайджана они так и не получили. На протяжении почти ста лет Азербайджан не выходил из рук ильханов (вторая половина XII – первая половина XIV веков). Уже к годам царствования Узбек-хана относится первое упоминание об узбековцах (узбекиан). Ими персидский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини называет воинов Узбек-хана во время его похода в Азербайджан в 1335-1336 годах. Там же он именует и Золотую Орду Мамлякат-и-Узбеки, т.е. Узбекским государством.
***
https://zen.yandex.ru/video/watch/62b7754be807153b41e346f2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев