26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки великого русского святителя, архипастыря-мученика, архиепископа Тверского Фаддея.
Священномученик Фаддей считал главным местом воспитания храм Божий, а средством – богослужение. Публикуем «Слово священномученика Фаддея, произнесенное при освящении храма в станице Новопавловской Терской области в 1916 году».
Сегодня у вас, братие, светлое духовное торжество по случаю освящения нового дома Божия. Как отрадно бывает на душе человека, когда он после долгих трудов и забот может, наконец, из прежнего тесного, неудобного дома перейти в новый, поместительный, со всеми удобствами для жизни! А ведь храм есть тоже дом Божий, в котором хозяином является невидимо обитающий там Бог, а священнослужители храма - «домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1), и самое спасение души часто уподобляется созиданию дома духовного (1 Пет. 2, 5). Как в добром хозяйстве все собрано, что необходимо для жизни, так все, необходимое для жизни души, можно найти в доме Божием.
Нужна для души пища - и храм Божий обильно дает ее. Здесь непрестанно слышится слово Божие, которым утоляется голод и жажда души, самые молитвы и песнопения церковные подобны разнообразным, приятным яствам, из которых душа может выбирать все, что ей наиболее привлекательно. Даже когда не слышно в храме никакого чтения и пения, сколько в нем можно найти духовной пищи! Куда бы ни обратился взор, всюду он встречает духовное назидание: посмотрим ли на святые иконы, и без слов воспоминаем всю жизнь Господа и святых Божиих; взглянем ли на дым кадильный, возносящийся к небесам, и хочется возносить молитву к небу, как жертву благоуханную Господу; видим ли множество возжженных свечей и лампад, вспоминаем, как необходимо и в душе теплиться свету Христову, гореть елею любви Божественной; обратим ли взоры свои вверх, видим купол, часто усеянный звездами, и мысль несется в небеса, где обитает Бог, Ангелы и святые. Все назидает и питает душу.
Нужно для тела одеяние, и опять в храме Божием дается оно для души. Едва человек явится на свет Божий, его несут в храм Божий для того, чтобы облечься в самого Христа, одеться одеждою Христовых добродетелей. И человек уже не чувствует себя нагим и неприкрытым, как некогда Адам, согрешив, почувствовал, что он наг. В «снегосветлой» одежде крещения человеку не стыдно явиться пред самое лице Господа и святых Его. На самом Страшном Суде Господа он безбоязненно может предстать, и ему отворят двери чертога Христова, и никто не спросит: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Не будет он молчать и ожидать страшного приговора: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 11-13). Если же и будет запятнана и осквернена одежда, данная в Святом Крещении, если человеку сохраниться от пятен и греха так же трудно, как сохранить одежду незапятнанною от пыли, дождя, грязи, то и тогда святая Церковь, как заботливая Матерь, дает человеку в таинстве святого покаяния омыть и очистить одежду души своей слезами, так что она снова становится «паче снега чистейша»(Канон Великий Андрея Критского).
Не может жить человек без крова и жилища, без которых будет страдать от холода, непогоды, ветра и т. д. И святая Церковь вводит его в жилище духовное - храм Божий, где душа отогревается, возвращается к жизни, иззябшая, как бы совсем замерзшая от холода, «зимы страстей». Кругом человека холодное себялюбие людей, а в храме Божием духовная теплота любви Христа и святых Его: как друга, как брата, принимают там исстрадавшуюся от холода ненависти и злобы душу. В жизни так много невзгод, душа волнуется, бросается, как бурею, во все стороны, в храме же Божием, как в тихом уютном доме или тихой, спокойной пристани, находит защиту и покой. И сколько еще благ для души человек находит в храме Божием! Устала ли душа от печалей и трудов, здесь находит отдохновение, болеет ли страстями, здесь открыта для нее «врачебница покаяния». Небесный хозяин дома Божия не мог не позаботиться, не запасти там всего необходимого для души. Недаром страдал Христос и стяжал ценою крови Своей Божественной устроение этого дома (Деян. 20, 28), чтобы в нем было все нужное: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).
Но если Бог так щедр и многомилостив, то достойны ли милостей Его мы, приходящие в дом Его и ожидающие здесь «великие и богатые милости»? Ведь в церковь Божию собираются и люди недостойные, как в невод попадают рыбы годные и негодные, и Господь терпит до времени худых и добрых, как оставляет плевелы расти вместе с пшеницею до жатвы. «В большом доме, т. е. в Церкви Божией, говорит святой апостол Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении (2 Тим. 2, 20), не всякий сосуд в Божией церкви есть сосуд «в чести, освященный и благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело» (2 Тим. 2, 21). Ведь некогда Израиль хотя приходил в храм Господень, но то было неугодно Господу: Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных... праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 12-16). А когда Господь пришел в храм Иерусалимский, то Он взял бич и изгнал оттуда торгующих, потому что «ревность о доме Божием» снедала Его, когда видел Он, что дом молитвы обратили в дом торговли, а впоследствии в вертеп разбойников. Как же нужно беречься нам, чтобы не оказаться в дому Господнем недостойными и подлежащими изгнанию из него! Ведь так часто приходим мы, как и ветхозаветный Израиль, в дом Господень лишь попусту «топтать дворы Господни», с душою, полною страстей нечистых, и Господь отвращается тогда от даров тщетных, видя, что Ему приносят жертву нечистую. Так часто душа наша, когда и придем мы в храм, наполнена бывает шумом и суетою житейских помышлений и забот, как бы на базаре, и как нужно бояться, чтобы Господь не простер на нас невидимо гнева Своего за то, что и в храме даем место наполнять душу не молитве, а торговле и суете житейской! Конечно, Он долго молчит и терпит наши недостатки, но ведь настанет время, когда и долготерпеливый может прогневаться.
Однако, если мы и недостойны того, чтобы являться в храм Божий, будем спешить в него, потому что без него совсем погибнет душа, как тело погибает без пищи, одежды, жилища. Будем только очищать душу свою, идя в храм явиться пред лице Божие, как умываем руки и лице, желая явиться к людям. А если и обременены мы грехами, есть
средство войти в храм Господень чрез чудную дверь смирения. Вспомним, как чрез эту дверь вошел мытарь и вышел оправданным более, нежели фарисей. Вспомним, как преподобная Мария Египетская, «в бездне зол погружаемая», не могла войти в храм поклониться Животворящему Кресту Господню, но когда воззвала со смирением Пречистой Богоматери, то неведомая сила уже не отталкивала ее и она свободно вошла в храм. Особенно же, имея храм Господень, не пренебрежем им, но будем спешить туда чаще и не оставаться на шумных улицах и базарах, слыша призывный благовест. Пусть душа наша, пренебрегая домом Божиим на земле, не заградит себе чрез то и свободный вход в чертог Царствия Небесного, ибо ведь не привыкшие и не возлюбившие первого, как привыкнут и возлюбят второе? Пусть стремится душа наша «во дворы Господни», как душа псалмопевца, который в пустыне сильно томился по дому Божиему, - как лань стремится к источникам вод, так душа его «жаждала к Богу крепкому, живому, когда придет он и явится лицу Божию» (Пс. 41, 2-3). Да будет стремление нашей души к храму Господню столь же пламенно, как и псалмопевца, который с восторгом восклицал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой» (Пс. 83, 2-4). Аминь.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Книга 1. Тверь, "Булат", 2002 год
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев