Никто не спорит с тем, что во времена СССР заводов в Воронеже было много. Все они стояли на лобном месте, и по утрам можно было видеть, как на проходных толпится народ. Большинство воронежцев не представляли себе другой работы, кроме заводской. В квартирах стояли телевизоры «Рекорд» и даже видики «Электроника ВМ-12» – местного производства. И это создавало впечатление промышленного благоденствия.
Сейчас многие предприятия располагаются в пригороде или даже по области, и не заметны взгляду. Ручной труд заменили машины и компьютеры, и на заводах уже не требуется столько людей. Люди переместились в торговлю и сферу услуг. В быту мы предпочитаем импортную технику. Так, может быть, как раз в этом дело?
Для проверки гипотезы решил посмотреть официальные данные по воронежской промышленности. Нашел немного устаревшие, на январь 2020 года, но не критично.
Итак, сегодня у нас в производстве работает 4,5 тыс. предприятий и 2,5 тыс. предпринимателей. Задействовано в них 216 тыс. человек (или почти 1/5 занятого населения). Продукции производится на 600 млрд рублей в год, из них 36% приходится на Воронеж, остальное – на область. В ЦФО мы занимаем 7-е место, а в Черноземье 3-е, уступая Белгороду и Липецку (но я бы не стал на этом зацикливаться, так как основной объем у соседей дают ГОК и НЛМК).
То есть все-таки производств в Воронеже немало. Конечно, тут есть своя специфика: добрая половина – это пищевая промышленность, за ней идет химическая, затем – электроника, машиностроение, энергетика и прочие. В эпоху СССР, скажем, был другой расклад, но основные флагманы остались прежние. Например, – КБХА (теперь объединенное с мехзаводом), с 1954 года выпускающее двигатели для космических ракет. Недавно о нем снова писали в связи с визитом Алексея Гордеева – оказывается, там сейчас разрабатывают двигатели нового поколения – на водороде, кислороде и метане. Или – завод тяжелых механических прессов, основанный в 1953 году и по сей день непревзойденный в мире. Или работающий с 1948 года «Воронежстальмост» – крупнейший производитель мостовых опор. ...Воронежский шинный завод поставляет шины для мирового автопрома, «Вонежсинтезкаучук» производит сырье для этих шин, «Электросигнал» выпускает радиостанции для космоса, ВАСО делает детали для нескольких моделей самолетов, собирает 96-е Илы и планирует серийную сборку Ил-112В. Не буду утомлять перечислением всех.
Безусловно, надо признать, что часть заводов мы потеряли: «Видеофон», экскаваторный, машиностроительный им. Ленина, завод алюминиевых конструкций и ряд других. Трагедия произошла в нулевые годы, в период губернаторства Кулакова. Для Воронежа это большая утрата, которую придется восполнять еще не одному губернатору. Но вопрос в том, что на границе десятилетий как раз и случился перелом.
Комментарии 269
Михаил Дегтярёв.
Настоящий вор-единорос и сейчас балатируется в Гос.думу под крышу Путина. Его потрясти надо, если он гос.работник, то на какие шиши стал миллиардером?