В духовном мире существует бесчисленное множество планет, называемых Вайкунтхами. На каждой из Вайкунтх правит четырёхрукое божество Вишну, которое является экспансией Кришны.
Из каждого Вишну проявляются ещё четыре формы: Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анирудхи. Таким образом, Вишну - это центр, а четыре формы - Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анирудхи - окружают форму Вишну. Каждая из этих четырёх форм, в свою очередь, расширяется в три формы, и все они носят различные имена. А также Вишну окружают слуги и преданные. Таким образом, жизнь на планетах Вайкунтхи полна разнообразия.
Самой высшей планетой Вайкунтхи является Голока (Вриндавана), на которой находится Верховная Божественная Личность Господь Шри Кришна в своей изначальной двурукой форме. Воротами в Голоку является вторая планета духовного мира - Айодхья. На Айодхье господствует Господь Шри Рамачандра
Глава 1
ДАШАРАТХА ХОЧЕТ РЕБЕНКА
Отца Рамачандры звали Дашаратха. Он носил такое имя потому, что мог сражаться в десяти направлениях одновременно. Он был настолько великим воином, что, когда боги сражались с демонами, сам Индра, царь богов, не раз звал его на помощь. И Дашаратха никогда не отвечал отказом. По первому зову он отправлялся на райские планеты и бесстрашно сражался там с демонами.
И хотя демоны эти были необычайно искусны в отношении майи – могли принимать различные формы, создавать мрак и становиться невидимыми – они никак не могли совладать с царём Дашаратхой. Тот, кому довелось наблюдать за ним в битве, видел, что в такие минуты его колесница выглядела так, словно там было десять сражающихся одновременно царей и десять колесниц. Слово «даша» на санскрите обозначает 'десять', а слово «ратха» – 'колесница'. Таким образом, имя этого кшартия, который сражался с демонами на стороне богов и праведных царей, можно перевести как 'десять колесниц'.
Когда царь Дашаратха женился на Каушалье, у неё родилась дочь. И хотя её назвали Шанти, что на санскрите значит 'мир', её рождение не принесло Дашаратхе покоя. Дело в том, что после того, как женщина выходит замуж, она переходит к роду своего мужа, так что Шанти должна была покинуть отчий дом после замужества. А что же станет с династией Икшваку? Дашаратха очень беспокоился о продолжении рода.
Потом в надежде получить наследника престола царь Дашаратха женился на Суматре. Но и здесь его постигла неудача. И если у Каушальи была хотя бы дочь, то у Суматры детей не было вообще.
С каждым днём Дашаратха всё больше чувствовал приближение старости, и постепенно он стал отказываться от мысли, что ему придётся быть продолжателем династии.
Представители рода Икшваку, который берёт своё начало от бога Солнца, всегда поддерживали могущество и славу своей династии. Дашаратха понимал ответственность, которая лежит на его плечах, и боялся, что если у него не будет наследника престола, то род, который тянется уже миллионы лет, может увянуть и после его смерти царство Кошала распадётся на мелкие части и потеряет своё могущество. (прим. Кошала, однако, не имеет отношения к роду Икшваку, а является родиной лишь царицы Каушальи, также размеры Кошалы были в реальности не так велики). Северные границы Кошалы простирались до Тибета, а на юге это государство упиралось в реку Годавари в штате Андхра-Прадеш. Фактически, Кошала занимала большую часть территории Индии.
И вот, когда царь потерял почти всякую надежду, мудрец Васиштха посоветовал ему отправиться в Кайкейю. Это царство находилось как раз на границе с Афганистаном. Сейчас этот регион называется Синд, поскольку там протекает великая река Синдху (современный Инд). Именно отсюда пошли названия «индус» и «индуизм». Греки заимствовали эти слова у персов, которые из-за того, что им было сложно произносить начальный звук «с», назвали эту реку «Хинду»
Кайкейя была единственной дочерью царя того царства, которого тоже звали Кайкейя. Когда Дашаратха пришёл к царю и сказал, что хочет жениться на его дочери, тот ответил ему:
– У тебя уже есть две царицы, и ни у одной из них нет детей. Теперь ты хочешь жениться на моей дочери. Но что случится с ней, если у других твоих жён будут дети?
Дашаратха ответил:
– Увы, этого не может быть. До сих пор мои царицы были бесплодны, а сейчас и я с каждым днём всё острее чувствую приближение старости. У моих жён больше не будет детей. Ребёнок может родиться только у Кайкейи. – Хорошо, – сказал царь Кайкейя, – но ты должен записать это на бумаге.
По правилам, когда кшатрий брал в жёны девушку, он должен был написать особое завещание – канья-сулку – где указывал, какой собственностью будет обладать его невеста, когда станет женой. Дашаратхе пришлось написать особую канья-сулку, такую, как требовал от него царь Кайкейя. Там было сказано: «Тот, кто родится у Кайкейи, независимо от того, мальчик это будет или девочка, будет управлять моим царством, даже если после этого у других моих жён появятся дети».
Тогда об этой канья-сулке знали всего три человека: Васиштха, Дашаратха и царь Кайкейя. И это неудивительно. Если бы люди узнали о том, что Дашаратха отдаёт царство детям самой младшей жены, они наверняка стали бы осуждать его. Поэтому о завещании не должна была знать даже невеста, но во время свадьбы отец Кайкейи из чувства большой привязанности посвятил её в тайну:
– Запомни, дочь моя, кто бы у тебя ни родился, только твой ребёнок будет управлять этим царством.
И Кайкейя запомнила это.
Шло время, а у Дашаратхи по-прежнему не было детей. Какие жертвоприношения он ни совершал, боги не даровали ему наследника престола. Совсем отчаявшись, он почти смирился с мыслью, что у него не будет сына. Но вот однажды Васиштха посоветовал ему совершить особую ягью:
– Этот особый вид жертвоприношения называется ашвамедха-ягья (прим. 'жертвоприношение коня'). Во время этой ягьи боги лично являются, чтобы принять дары.
Надо сказать, что, когда проводится обычная ягья, то Агни играет роль посредника между теми, кто приносит жертву, и теми, кто принимает дары. Он берёт подношения, которые попадают в огонь, и предлагает их тем богам, которым они адресованы. Во время же ашвамедха-ягьи боги лично являются для того, чтобы принять дары. Они находятся в небе непосредственно в том месте, где совершается ягья, и, когда подношения поднимаются из огня прямо им в ладони, дэвы у всех на глазах съедают их. «Когда боги явятся, чтобы лично принять подношения, – решил Дашаратха, – Я скажу им, что их царство принадлежит им только потому, что я сражался с демонами на их стороне. Так почему же теперь они не хотят благословить меня и продолжить мой род?» Это показалось Дашаратхе решением его проблемы, и он с приближёнными начал готовиться к совершению ашвамедха-ягьи. В соответствии с предписаниями карма-канды, для ашвамедха-ягьи был выбран конь, который обладал особыми качествами. Над хвостом у него был участок кожи чёрного цвета, копыта его были скошены к земле под углом 35 градусов. Кроме того, у коня должен был быть особый нос и особые уши, одним словом, это был необычный конь. Как раз такой, какой нужен для совершения ашвамедха-ягьи.
К голове коня прикрепили золотой листок, где было написано: «Этот конь принадлежит царю Дашаратхе, который готовится совершить ашвамедха-ягью. Все, кого встретит этот конь на своём пути, должны приносить щедрые подношения. Тот, кто остановит этого коня, встретится с армией царя Дашаратхи». Чтобы сообщение это не выглядела голословным, позади коня шла армия, состоящая из лучших воинов и военачальников царя Дашаратхи. Конь шёл по всей земле от двора ко двору, от государства к государству, и если бы какому-то царю пришло в голову бросить вызов процессу жертвоприношения и остановить животное, ему пришлось бы в бою доказывать, что он, а не Дашаратха, является императором мира.
Когда ашвамедха-ягья была уже в разгаре, к Дашаратхе однажды утром пришёл его министр Сумантра, который вспомнил одно очень важное предсказание:
– Когда ты был ещё неженатым принцем, о Дашаратха, – начал Сумантра, – Твоего отца посетил Санат-кумар, который сделал тогда кое-какие предсказания. С тех пор прошло много лет, и пророчество как-то забылось, но сейчас я припоминаю его. Тогда он говорил, что для выполнения твоего желания, о Дашаратха, тебе нужно совершить путра-камештха-ягью (для получения сына). Во время проведения жертвоприношения явится ягья- пуруша (олицетворение огня), который даст тебе сладкого риса. И через этот сладкий рис к тебе должен явиться Сам Верховный Господь в качестве сына.
Эта новость окончательно запутала Дашаратху.
Во времена Трета-юги ничего нельзя получить без ягьи. Чего бы ни желал человек: материальных выгод, духовной реализации или чего-нибудь другого, он должен был совершать различные жертвоприношения. Но теперь Дашаратха был в растерянности, потому что не знал, какую именно ягью нужно совершать. Тогда он пошёл к мудрецу Васиштхе и пал перед ним ниц:
– Гуру махараджа! Посоветуй, что мне делать? Мы истратили уже 60% казны на проведение жертвоприношения, и вот мы узнаем, что это не та ягья, которая нужна для этого случая, – и он рассказал о предсказании Санат- кумара.
Васиштха задумался и сказал:
– О, да! Теперь я тоже вспоминаю. Действительно, Санат-кумар сказал это. Но ты не о том печалишься. Трудность не в том, что ты истратил больше половины своей казны на проведение не той ягьи – та ягья, о которой говорил Санат-кумар, не потребует больших затрат – проблема заключается в том, что священник, который может её провести, должен быть особенным человеком. Он должен быть тем, кто до момента своей женитьбы не видел женщины. Ещё точнее: он должен быть тем, кто даже не знал, что такое женщина и никогда о ней не слышал. Вот такая великая личность должна проводить ягью. Только тогда может проводиться путра- камештха, и только тогда ты получишь сына.
Дашаратха воскликнул:
– Но где мы найдём такую личность?! Кто он?! Человек, который не знал, что такое женщина, пока не женился! По крайней мере, он должен был знать свою мать! Скажи мне, где найдём мы такую личность?
Васиштха был мудр и всеведущ, потому что прожил уже три жизненных цикла, сохраняя одну и ту же память, и никого не сыщется в этом мире, кто знал бы что-нибудь лучше Васиштхи. И Васиштха сказал:
– Есть такой человек!
– Но кто он?! Что это за человек, который никогда не слышал о женщине и всё же родился?!
https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/istorii-ramajany/
Нет комментариев