КОНСТИТУЦИЯ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ФСССР
Глава 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 1. Федерация Суверенных Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Вся власть в ФСССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу ФСССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию ФСССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.
Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.
Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально - культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 10. Экономическая система ФСССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.
Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Статья 11. Собственность гражданина является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.
В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.
Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.
Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.
Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.
Статья 13. Государственной собственностью является общефедеральная собственность, собственность суверенных республик, краев, областей и других административно - территориальных единиц (коммунальная собственность).
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно - технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика ФСССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья, общественного производства, распределения и обмена на территории страны.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В ФСССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно - ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в ФСССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА
Статья 19. Социальную основу ФСССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей ФСССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В ФСССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В ФСССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В ФСССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В ФСССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
Глава 4
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Статья 28. ФСССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.
Внешняя политика ФСССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в ФСССР, защиту государственных интересов Советской Федерации, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
В ФСССР пропаганда войны запрещается.
Статья 29. Отношения ФСССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных ФСССР международных договоров.
Статья 30. ФСССР как составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда.
Глава 5
ЗАЩИТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОТЕЧЕСТВА
Статья 31. Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы ФСССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Долг Вооруженных Сил ФСССР перед народом - надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.
Статья 32. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы ФСССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 6
ГРАЖДАНСТВО ФСССР. РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН
Статья 33. В ФСССР установлено единое гражданство. Каждый гражданин республики в составе ФСССР является гражданином СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик.
Статья 34. Граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 35. Женщина и мужчина имеют в ФСССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно - политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 36. Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей ФСССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов ФСССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 37. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в ФСССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории ФСССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию ФСССР и соблюдать советские законы.
Статья 38. ФСССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально - освободительном движении, за прогрессивную общественно - политическую, научную или иную творческую деятельность.
Глава 7
ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН СССР
Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально - экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией ФСССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально - экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно - просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально - технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно - просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 47. Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 48. Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 50. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 51. Граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 52. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в ФСССР отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 53. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 54. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 55. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 56. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 58. Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 59. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию ФСССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.
Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 61. Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать интересы Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 63. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил ФСССР - почетная обязанность советских граждан.
Статья 64. Долг каждого гражданина СССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 65. Гражданин СССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР.
Статья 69. Интернациональный долг гражданина СССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. НАЦИОНАЛЬНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФСССР
Глава 8
ФСССР - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья 70. Федерация Суверенных Советских Социалистических Республик - единое федеральное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Суверенных Советских Социалистических Республик.
ФСССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.
Статья 71. В Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик объединяются:
Русская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Украинская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Белорусская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Узбекская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Казахская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Грузинская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Азербайджанская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Литовская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Молдавская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Латвийская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Киргизская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Таджикская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Армянская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Туркменская Суверенная Советская Социалистическая Республика,
Эстонская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Башкирская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Бурятская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Дагестанская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Кабардино-Балкарская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Калмыцкая Суверенная Советская Социалистическая Республика
Карельская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Коми Суверенная Советская Социалистическая Республика
Марийская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Мордовская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Северо-Осетинская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Татарская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Тувинская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Удмуртская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Чечено-Ингушская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Чувашская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Якутская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Адыгейская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Горно-Алтайская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Еврейская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Карачаево-Черкесская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Хакасская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Агински Бурятская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Коми-Пермяцская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Корякская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Ненецкая Суверенная Советская Социалистическая Республика
Таймырская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Усть-Ордынская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Ханты-Мансийская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Чукотская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Эвенкийская Суверенная Советская Социалистическая Республика
Ямало-Ненецкая Суверенная Советская Социалистическая Республика
Каракалпакская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Абхазская Суверенная Советская Социалистическая Республика. Аджарская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Нахичеванская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Юго - Осетинская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Нагорно - Карабахская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Горно - Бадахшанская Суверенная Советская Социалистическая Республика.
Статья 72. За каждой суверенной республикой в составе ФСССР сохраняется право свободного выхода из ФСССР.
Статья 73. Ведению Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие в состав ФСССР новых республик; утверждение образования новых областей в составе суверенных республик в ФСССР;
2) определение государственной границы ФСССР и утверждение изменений границ между суверенными республиками в ФСССР;
3) установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
4) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории ФСССР, установление основ законодательства Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик и законодательства в суверенных республиках в составе ФСССР;
5) проведение единой социально - экономической политики, руководство экономикой страны; определение основных направлений научно - технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития ФСССР, утверждение отчетов об их выполнении;
6) разработка и утверждение единого государственного бюджета ФСССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета ФСССР, определение политики в области цен и оплаты труда;
7) руководство отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями федерального подчинения; общее руководство отраслями федерально - республиканского подчинения;
8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории ФСССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами ФСССР;
9) обеспечение государственной безопасности;
10) представительство ФСССР в международных отношениях; связи ФСССР с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка и координация отношений суверенных республик ФСССР с иностранными государствами и международными организациями; внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии;
11) контроль за соблюдением Конституции ФСССР и обеспечение соответствия конституций суверенных республик Конституции ФСССР;
12) решение других вопросов общефедерального значения.
Статья 74. Законы ФСССР имеют одинаковую силу на территории всех суверенных республик. В случае расхождения закона суверенной республики с общефедеральным законом действует закон ФСССР.
Статья 75. Территория Федерации Суверенных Советских Социалистических Республик едина и включает территории суверенных республик.
Суверенитет ФСССР распространяется на всю его территорию.
Глава 9
СУВЕРЕННАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Статья 76. Суверенная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими суверенными советскими республиками в Федерацию Суверенных Советских Социалистических Республик.
Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции ФСССР, суверенная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
Суверенная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции ФСССР и учитывающую особенности республики.
Статья 77. Суверенная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению ФСССР, на Съезде народных депутатов ФСССР, в Верховном Совете ФСССР, Президиуме Верховного Совета ФСССР, Совете Федерации, Правительстве ФСССР и других органах ФСССР.
Суверенная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий ФСССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления ФСССР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, суверенная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций федерального подчинения.
Статья 78. Территория суверенной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между суверенными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих суверенных республик, которое подлежит утверждению ФСССР.
Статья 79. Суверенная республика определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно - территориального устройства.
Статья 80. Суверенная республика имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
Статья 81. Суверенные права суверенных республик охраняются ФСССР.
Глава 10 (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 82. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 83. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 84. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 85. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Глава 11 (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 86. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 87. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
Статья 88. (утратила юридическую силу после 17 марта 1991 года).
IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
Глава 12
СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ
Статья 89. Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов ФСССР и Верховный Совет ФСССР, Съезды народных депутатов, Верховные Советы суверенных республик, краевые, областные и других административно - территориальных единиц - составляют единую систему представительных органов государственной власти.
Статья 90. Срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет.
Выборы народных депутатов ФСССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий Съезда народных депутатов ФСССР.
Сроки и порядок назначения выборов народных депутатов суверенных и местных Советов народных депутатов определяются законами суверенных республик.
Статья 91. Важнейшие вопросы общефедерального, республиканского и местного значения решаются на заседаниях Съездов народных депутатов, сессиях Верховных Советов и местных Советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы.
Верховные Советы суверенных республик избираются непосредственно избирателями, а в тех республиках, где предусматривается создание Съездов, - Съездами народных депутатов. В соответствии с Конституцией ФСССР, конституциями суверенных республик формируются Президиумы Верховных Советов и местных Советов народных депутатов, избираются председатели Советов.
Советы народных депутатов образуют комитеты, постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд.
Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей.
Статья 92. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Органы народного контроля проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.
Статья 93. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 94. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы общегосударственного и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Глава 13
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 95. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Часть народных депутатов суверенных республик, если это предусмотрено конституциями республик, может избираться от общественных организаций.
Статья 96. Выборы народных депутатов от избирательных округов являются всеобщими - право избирать имеют граждане СССР, достигшие 18 лет.
Народным депутатом ФСССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.
Гражданин СССР не может быть одновременно народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров ФСССР, Советов Министров суверенных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан СССР является недопустимым и наказывается по закону.
Статья 97. Выборы народных депутатов от избирательных округов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 98. Выборы народных депутатов от избирательных округов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 99. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 100. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Органы и организации, имеющие право выдвижения кандидатов в народные депутаты от общественных организаций, определяются соответственно законами ФСССР, законами суверенных республик.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Кандидаты в народные депутаты участвуют в избирательной кампании на равных основаниях.
С целью обеспечения равных условий для каждого кандидата в народные депутаты расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся соответствующей избирательной комиссией из единого фонда, создаваемого за счет государства, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, граждан.
Статья 101. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей, избранных собраниями (конференциями) трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам СССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, военнослужащим по воинским частям гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами ФСССР, законами суверенных республик.
Статья 102. Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 14
НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
Статья 103. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, интересы, выражаемые избравшей его общественной организацией, добивается претворения в жизнь наказов избирателей и общественной организации.
Статья 104. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время заседаний Съездов народных депутатов, сессий Верховных Советов или местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.
Статья 105. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на Съезде народных депутатов, сессии Верховного Совета, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 106. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами ФСССР и суверенных республик.
Статья 107. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Съезда народных депутатов, Верховного Совета или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, или перед избравшей его общественной организацией.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей или общественной организации, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей или избравшей его общественной организации в установленном законом порядке.
V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ ФСССР
Глава 15
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ФСССР И ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ФСССР
Статья 108. Высшим органом государственной власти ФСССР является Съезд народных депутатов ФСССР.
Съезд народных депутатов ФСССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению ФСССР.
К исключительному ведению Съезда народных депутатов ФСССР относится:
1) принятие Конституции ФСССР, внесение в нее изменений;
2) принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению ФСССР;
3) определение государственной границы ФСССР; утверждение изменений границ между суверенными республиками;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики ФСССР;
5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общефедеральных программ экономического и социального развития ФСССР;
6) избрание Верховного Совета ФСССР и Председателя Верховного Совета ФСССР;
7) утверждение Председателя Совета Министров ФСССР;
8) утверждение Председателя Комитета народного контроля ФСССР, Председателя Верховного Суда ФСССР, Генерального прокурора ФСССР, Главного государственного арбитра ФСССР;
9) избрание Комитета конституционного надзора ФСССР по представлению Председателя Верховного Совета ФСССР;
10) отмена актов, принятых Верховным Советом ФСССР;
11) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).
Съезд народных депутатов ФСССР принимает законы ФСССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов ФСССР.
Статья 109. Съезд народных депутатов ФСССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:
750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;
750 депутатов - от суверенных республик в равном количестве от каждой;
750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов ФСССР.
Статья 110. Съезд народных депутатов ФСССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов ФСССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Съезд народных депутатов ФСССР созывается Верховным Советом ФСССР.
Очередные заседания Съезда народных депутатов ФСССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета ФСССР, по предложению одной из его палат, Президента ФСССР, не менее одной пятой народных депутатов ФСССР либо по инициативе суверенной республики в лице ее высшего органа государственной власти.
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов ФСССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов ФСССР, а затем - Председатель Верховного Совета ФСССР.
Статья 111. Верховный Совет ФСССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти ФСССР.
Верховный Совет ФСССР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов ФСССР Съездом народных депутатов ФСССР и ему подотчетен.
Верховный Совет ФСССР состоит из двух палат: Совета Федерации и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета ФСССР равноправны.
Палаты избираются на Съезде народных депутатов ФСССР общим голосованием депутатов. Совет Федерации избирается из числа народных депутатов ФСССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов ФСССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в суверенной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов ФСССР от национально - территориальных избирательных округов и народных депутатов ФСССР от общественных организаций в равном количестве от каждой суверенной республики.
Съезд народных депутатов ФСССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Федерации и Совета Национальностей.
Каждая палата Верховного Совета ФСССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Федерации и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета ФСССР либо поочередно председатели Совета Федерации и Совета Национальностей.
Статья 112. Верховный Совет ФСССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета ФСССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.
Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета ФСССР по его инициативе либо по предложению Президента ФСССР, суверенной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета ФСССР.
Сессия Верховного Совета ФСССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета ФСССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.
По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов ФСССР Верховный Совет ФСССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов ФСССР нового состава Верховного Совета ФСССР.
Статья 113. Верховный Совет ФСССР:
1) назначает выборы народных депутатов ФСССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов ФСССР;
2) назначает по представлению Президента ФСССР Председателя Совета Министров ФСССР;
3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров ФСССР состав Совета Министров ФСССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров ФСССР образует и упраздняет министерства ФСССР и государственные комитеты ФСССР;
4) избирает Комитет народного контроля ФСССР, Верховный Суд ФСССР, назначает Генерального прокурора ФСССР, Главного государственного арбитра ФСССР; утверждает коллегию Прокуратуры ФСССР и коллегию Государственного арбитража ФСССР;
5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;
6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории ФСССР, устанавливает основы законодательства ФСССР и суверенных республик;
7) осуществляет в пределах компетенции ФСССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;
8) дает толкование законов ФСССР;
9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;
10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов ФСССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общефедеральных программ экономического и социального развития ФСССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития ФСССР, государственный бюджет ФСССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;
11) ратифицирует и денонсирует международные договоры ФСССР;
12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;
13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил ФСССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
16) учреждает ордена и медали ФСССР; устанавливает почетные звания ФСССР;
17) издает общефедеральные акты об амнистии;
18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров ФСССР;
19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров суверенных республик в случае несоответствия их Конституции ФСССР и законам ФСССР;
20) решает другие вопросы, отнесенные к ведению ФСССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов ФСССР.
Верховный Совет ФСССР принимает законы ФСССР и постановления.
Законы и постановления, принятые Верховным Советом ФСССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов ФСССР.
Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов ФСССР и в Верховном Совете ФСССР принадлежит народным депутатам ФСССР, Совету Федерации, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета ФСССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета ФСССР, Президенту ФСССР, Совету Министров ФСССР, Комитету конституционного надзора ФСССР, суверенным республикам в лице их высших органов государственной власти, Комитету народного контроля ФСССР, Верховному Суду ФСССР, Генеральному прокурору ФСССР, Главному государственному арбитру ФСССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук ФСССР.
Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета ФСССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.
Закон ФСССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета ФСССР за него проголосовало большинство членов палаты.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета ФСССР, принятым по его инициативе или по предложению суверенной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Статья 116. Каждая палата Верховного Совета ФСССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета ФСССР.
Рассмотрению прежде всего в Совете Федерации подлежат вопросы социально - экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики ФСССР; обороны и государственной безопасности ФСССР.
Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства ФСССР, регулирующего межнациональные отношения.
По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.
Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета ФСССР.
Статья 117. В случае разногласия между Советом Федерации и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Федерации и Советом Национальностей на совместном заседании.
Статья 118. Для организации работы Верховного Совета ФСССР создается Президиум Верховного Совета ФСССР во главе с Председателем Верховного Совета ФСССР. В состав Президиума Верховного Совета ФСССР входят: Председатель Совета Федерации и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета ФСССР, другие народные депутаты ФСССР - по одному из каждой суверенной республики.
Президиум Верховного Совета ФСССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета ФСССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета ФСССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов ФСССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.
Президиум Верховного Совета ФСССР обеспечивает публикацию на языках суверенных республик текстов законов ФСССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов ФСССР, Верховным Советом ФСССР, его палатами, Президентом ФСССР.
Статья 119. Председатель Верховного Совета ФСССР избирается Съездом народных депутатов ФСССР из числа народных депутатов ФСССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов ФСССР.
Председатель Верховного Совета ФСССР подотчетен Съезду народных депутатов ФСССР и Верховному Совету ФСССР.
Председатель Верховного Совета ФСССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета ФСССР, по другим вопросам - распоряжения.
Статья 120. Совет Федерации и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета ФСССР, других народных депутатов ФСССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета ФСССР, а также для содействия проведению в жизнь законов ФСССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов ФСССР и Верховным Советом ФСССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
В этих же целях палаты Верховного Совета ФСССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета ФСССР.
Верховный Совет ФСССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета ФСССР ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.
Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов ФСССР, Верховного Совета ФСССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета ФСССР.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров ФСССР, Комитета народного контроля ФСССР, Верховного Суда ФСССР, а также коллегий Прокуратуры ФСССР и Государственного арбитража ФСССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета ФСССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета ФСССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.
Статья 122. Народный депутат ФСССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов ФСССР и сессиях Верховного Совета ФСССР к Совету Министров ФСССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов ФСССР и Верховным Советом ФСССР, а к Президенту ФСССР - на заседаниях Съезда народных депутатов ФСССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета ФСССР не более чем в трехдневный срок.
Статья 123. Народные депутаты ФСССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов ФСССР, в Верховном Совете ФСССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.
Народный депутат ФСССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета ФСССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета ФСССР.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев