Почему славянки считались самыми дорогими рабынями в Европе.
Из книг и фильмов все мы знаем про славянских рабынь, которые высоко ценились в восточных гаремах, а порой и играли немаловажную роль в государственной политике. Взять хотя бы знаменитую Роксолану. Но и в цивилизованной Европе наши соотечественницы всегда были ценным товаром. Недаром набережная в Венеции называется Скьявони, что в переводе означает «славянская» -именно здесь располагался большой невольничий рынок. А самый крупный действовал на французском Юге в Руссильоне, куда приезжали богатые сеньоры со всей Европы...
Столетиями население сначала русских княжеств, а потом - Московского царства и Российской империи страдало от набегов кочевников. Степняки не ограничивались ежегодным грабежом приграничных территорий, а громили и московские предместья. Во время набегов десятки тысяч людей попадали в рабство и продавались на невольничьих рынках Крыма. Однако часть полонян оказывалось в Европе, где особенно ценились русские девушки.
Крым, расположенный на перекрестке торговых путей, ведущих из Рима и Византии (а позднее - Османской Турции) в Россию и на Восток, всегда был привлекательным местом для ведения международной торговли, одной из важнейших составляющих которой была работорговля. Самые ранние упоминания о продаже невольников в бассейне Черного моря восходят к античности. В XIII-XV веках этот бизнес вели в основном итальянцы, хотя главными поставщиками «живого товара» для них были крымские татары. Они устраивали постоянные набеги на русские земли, откуда привозили пленников, в том числе и молодых девушек. И зачастую спрос на них превышал предложение.
Многочисленные опубликованные данные и архивные источники свидетельствуют о том, что наиболее важную роль в торговле рабами и военнопленными играли приморские города Каффа (современная Феодосия) и Гёзлеве (Евпатория). Еще один крупный центр работорговли был расположен в Карасубазаре (Белогорске).
Интересно, что в современной Феодосии и сегодня есть район под названием «карантин». Во времена Средневековья в нем из-за страха перед эпидемиями невольники содержались перед их перепродажей.
Кочевники по невысоким ценам отдавали пленниц генуэзцам, а те продавали их в Европу. Раб в глазах продавцов прекращал быть человеком. В генуэзском морском статуте от 1588 года говорилось: «… если кораблю угрожает гибель, то для спасения его следует выбросить: золото, серебро, лошадей, рабов и других животных».
Однако к рабыням, особенно красивым молодым девушкам, отношение было иное. Русские невольницы очень ценились и приносили их хозяевам огромные деньги. Шрам на теле, свежая рана или истощенный вид могли заметно снизить цену и привести к убыткам - поэтому красавиц берегли.
⠀
В эпоху Средневековья важным центром работорговли стал регион Руссильон на юге Франции. Чаще всего здесь продавали невольников, которых использовали для сельскохозяйственных нужд, но важной частью товарообмена стали и молодые рабыни. В XIX веке этот вопрос в своей работе «Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV вв.» подробно изучил киевский историк Иван Лучицкий.
Русинские невольницы, а именно так западные европейцы называли девушек, привезенных из России, Польши и Литвы, стоили дороже остальных несчастных. Согласно нотариальным актам того времени средняя цена за негритянку доходила до 40 ливров, эфиопку – 50, а вот за русскую - не менее 60 ливров.
Если в Турции русские девушки становились наложницами, то в Европе их использовали как временных жен и кормилиц для детей из благородных семей. В своей работе Иван Лучицкий писал: «Рабыню русскую, всегда молодую покупали безусловно, и затем по истечении известного времени ее ребенок или дети продавались или отсылались в приют, а она сама уступалась во временное пользование другому лицу в качестве, большею частью, кормилицы… Это было делом крайне выгодным для рабовладельца. Покупая за высокую плату русскую рабыню, рабовладелец легко выручал свои затраты путем найма ее на время. Особенно улучшились в этом отношении его шансы, когда в Перпиньяне (столице Руссильона) вошло со второй половины XV в. во всеобщую моду держать русских кормилиц».
Российский историк Василий Ключевский писал, что по берегам Чёрного и Средиземного было множество рабынь, укачивающих хозяйских детей под польские и русские колыбельные песни.
Абсолютный рекорд покупки рабыни зафиксирован в нотариальном акте от 1429 года. На невольничьем рынке в Русильоне за русскую девушку Екатерину отдали 2093 французских лиры. В XV веке 2 тысячи ливров были колоссальной суммой: для сравнения за 1 ливр в центре крупного города можно было на полгода снять дом с питанием, прачкой и конюшней. Постройка среднего замка со всей инфраструктурой обходилось в 45 тысяч ливров. А весь государственный бюджет Франции в 1407 году составил 750 тысяч ливров.
Главная причина такой огромной цены — красота русских девушек, которая покупала итальянских, испанских и французских дворян. Во флорентийском архиве сохранилось письмо матери своему сыну, в котором она пишет: «Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую… Татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все её соплеменники здоровьем и силой, или русскую, то есть из России, которые выдаются своей красотой и сложением…».
В документах того времени встречается термин «белых татарок» - девушки с именами Евдокия, Марфа, Ефросинья... Скорее всего, под этим названием купцы понимали женщин, привезенных с востока — Тартарии. А белые они, потому что были европейками.
⠀
После того, как турки завоевали Крым, работорговля не исчезла. Ее монополизировали местные татарские купцы. Для крымского хана и его мурз торговля русскими невольниками стала основной статьей дохода. Литовский путешественник Михалон, посещая средневековый Крым, писал, что возле единственных ворот на Перекопе он увидел бесконечные вереницы рабов. Один из приезжих еврейских купцов, пораженный зрелищем, спросил у литовца, остались ли люди в тех странах, откуда ведут рабов?..
Изучив нотариальные акты Руссильона и итальянских городов, историки пришли к выводу, что доля русских невольниц на этом рынке составила 22%. По подсчетам историков ежегодно в Крыму продавалось не менее 10 тысяч славянских невольников. За всю историю работорговли на полуострове в неволю продали 3 млн человек из России, Польши, Белоруссии. И более половины из них были девушками.
Русские правители понимали масштаб бедствия, но сил для военной борьбы со степняками еще не хватало. Для выкупа хотя бы части несчастных соотечественников с XV в. собирались «полоняничные деньги».
С 1551 г. по решению Стоглавого собора этот сбор стал регулярным налогом, взимаемым до 1679-го. Сумма подати определялась, исходя из расхода на ежегодный выкуп невольников. Позднее зафиксировался – 2 рубля с сохи в год.
⠀
Только к XVII в. торговля русскими рабами в Европе стала почти нелегальной. Их считали схизматиками, но и не могли отрицать того факта, что невольники были христианами, а следовательно братьями во Христе. И продавать или покупать своих единоверцев считалось грехом.
⠀
С начала XVII века историки взялись фиксировать рассказы полонянок, которые чудом возвращались на Родину. Записывали их в монастырях, куда бывших рабынь направляли для исповеди и прохождения церковных таинств. Православные священники и монахи расспрашивали женщин об их прошлом на чужбине, узнавали, грешили они всё это время или нет, и изменили ли православной вере...
Интересна судьба одной невольницы, девушки Екатерины. В 1606 г. ее выкрали ногайские татары и продали в Крым. Через 15 лет рабства полонянку освободили запорожские казаки, и она пешком дошла до Путивля. После пребывания в монастыре женщина вернулась в свою родную деревню Речки рядом с Коломной. Оказалось, что дома ее считали мертвой, и муж Екатерины женился вот второй раз. В монастырских документах записано:
«…Катерина сказала веры татарской не держала, по середам и по пятницам и в великие посты мясо едала…, вышла на Путивль в великий пост в нынешнем году, и той вдове Катерине выискался муж Богдашко Елизарьев, и ему велено жить с первой женою Катериною, а с другою женою, на которой после ее женился, велено ему распуститься».
Другая бывшая рабыня, Феодора, вернувшись домой, рассказала, что в 17 лет ногайцы увезли ее в Крым и продали в Царьград (Стамбул), где она жила у еврея. Веры чужой она не держала, но пила и ела с ними. Хозяин продал ее армянину, а тот - турку, который склонял ее принять ислам. Согласно монастырским записям девушку из рабства выкупил русский парень Никита Юшков, с которым она обвенчалась в христианском квартале Стамбула. Родилось у них два сына – Афанасий и Фрол, оба крещены в православную веру русским попом из царского посольства.
В 1783 армия Российской империи завоевала Крым. Казалось бы, история работорговли должна была закончиться сразу, но Северный Кавказ еще долгие годы был оплотом торговли «живым товаром». Даже в начале XIX века в Османскую империю переправлялось от 3 до 4 тысяч невольников. Как и в средние века, тогда больше всего ценились молодые красивые женщины славянской внешности.
⠀
Пресечь это явление удалось благодаря русскому флоту, который не допускал вывоза невольников по морю. В результате работорговля стала невыгодна. Об этом упоминал и английский путешественник Эдмонд Спенсер, который в 30-х годах XVIII века ехал через Кавказ. Европеец писал:
«В настоящее время, вследствие ограниченной торговли между жителями Кавказа и их старыми друзьями, турками и персами, цена женщин значительно упала… поэтому получить жену стало слишком просто, этот прекрасный товар уже не стоит, как сотня коров».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Женщина, родившая девочку, пожаловалась на «бабу». Это слово имеет мало значения у славян, совсем другое, чем сейчас. Часть "ба" не имела смысла - "быть", "быть здесь и сейчас", буквально "жить". Еще одно значение слова "ба" - более древнее - "ворота жизни".
Тысячи лет назад божественный город Вавилон (Вавилон) назывался Вавилон, что означает "Врата Божии"... Если женщина стала воротами в другие ворота (девочка, которая вырастет, чтобы родить новую жизнь), то она дважды ба-ба. В этом слове есть какая-то загадка.
Баба - это женщина, которая дает жизнь другой женщине, которая в будущем даст жизнь и другому человеку. Это короткое, но такое сильное слово символизирует некий непрерывный цикл ...ЕщёПосле рождения первого ребенка славяне называли замужнюю женщину либо «молодухою», либо «бабушкой» — в зависимости от пола младенца. Если родился мальчик, то его мама автоматически становится «молодой человек», то есть молодой мамой.
Женщина, родившая девочку, пожаловалась на «бабу». Это слово имеет мало значения у славян, совсем другое, чем сейчас. Часть "ба" не имела смысла - "быть", "быть здесь и сейчас", буквально "жить". Еще одно значение слова "ба" - более древнее - "ворота жизни".
Тысячи лет назад божественный город Вавилон (Вавилон) назывался Вавилон, что означает "Врата Божии"... Если женщина стала воротами в другие ворота (девочка, которая вырастет, чтобы родить новую жизнь), то она дважды ба-ба. В этом слове есть какая-то загадка.
Баба - это женщина, которая дает жизнь другой женщине, которая в будущем даст жизнь и другому человеку. Это короткое, но такое сильное слово символизирует некий непрерывный цикл рождений.
Баба - уважаемая женщина, благодаря которой не ломается род и вся жизнь на земле.
Именно по этой причине пожилых матерей называют «бабушками» — основателями целого вида.
Елена Денисова (с)