История о корове сынов Израиля передаётся по разному, но мы здесь привлекаем ваше внимание к некоторым сказаниям и к священному Корану .
Один добродетельный человек очень уважал своих родителей. Однажды этому человеку подвернулась очень выгодная сделка, касающаяся продажи некоей вещи, которая находилась у него в лавке. Однако его лавка была закрыта, а ключи от неё находились в кармане у его отца, а тот в этот момент спал, и для того, чтобы достать ключи, нужно было разбудить отца. Этот добродетельный человек ради того, чтобы не потревожить своего отца, отказался от сделки, которая принесла бы ему 70 тысяч дирхемов прибыли, и его клиент ушёл. Проснувшись, отец узнал о случившемся, поблагодарил своего милосердного сына, и подарил ему одну корову, сказав: «Я надеюсь, эта корова принесёт тебе много милости и добра».
В это же время произошла другая история. Некий молодой праведный человек из сынов Израиля посватался к одной девушке, и она ответила ему согласием. Сын дяди этого юноши, известный своим греховным поведением, тоже посватался к той же девушке, но получил отказ и затаил в своём сердце ненависть к двоюродному брату. Как-то ночью он коварно напал на него и убил, а тело бросил в одном из кварталов города. На следующий день он как ни в чём не бывало подошёл к телу и стал плакать, рыдать и потребовал выплаты крови своего двоюродного брата, сказав: «Тот, кто его убил, должен выплатить мне за пролитую кровь, а если убийца не найдётся, то люди этой местности должны дать мне выкуп за убитого!»
Дело было запутанным, и среди людей возникли сильные разногласия, ведь найти убийцу, используя средства, обычные для того времени, было невозможно. Развитие этой ситуации могло привести к серьезным волнениям и беспорядкам среди иудеев. Люди обратились к Мусе (да будет мир с ним), чтобы тот нашёл убийцу.
Муса обратился к Аллаху за решением этой проблемы. Получив от Всевышнего указ, его светлость передал этот указ своему народу следующим образом:
«Повелевает вам Господь заколоть корову, затем ударить по убитому какой-либо частью коровы, чтобы мертвый воскрес и указал вам убийцу, тогда волнения прекратятся».
Сыны Израиля сказали: «Должно быть, ты насмехаешься над нами?»
Муса воскликнул: « Упаси меня Господи оказаться одним из невежд!»
Если бы иудеи немедленно принялись исполнять веленное, то быстро достигли бы результатов, но они принялись задавать вопросы, усложняя дело. Они спросили у Мусы: «Попроси у Господа разъяснения, какая должна быть эта корова?»
Муса ответил: «Господь сказал, что она должна быть ни старая, ни телочкой, а нечто средним между тем и другим. Выполняйте же по быстрей то, что вам велено!»
Сыны Израиля снова спросили: «Спроси у Господа, какого она должна быть цвета?»
Муса ответил: «Господь говорит, что эта корова желтого цвета. Цвет её радует тех, кто глядит на неё».
Сыны Израиля: «Скажи Господу, чтобы он поподробнее разъяснил нам, ведь нам непонятно, какая она должна быть. Если Господь пожелает, мы будем на верном пути».
Муса: « Господь говорит, что эта корова не приучена к пахоте и орошению, она не имеет изъянов и без отметины».
Сыны Израиля: « Теперь нам стало ясно, ты принес истину нам».
Они начали искать корову с указанными свойствами. В конце концов, такую корову они нашли в доме у того добродетельного человека, который уважал своих родителей, и которому отец подарил ее за проявленное почтение. После того, как они поторговались, корова была продана за очень высокую цену. По приказу Мусы (да будет мир с ним) эта корова была заколота, затем её хвостом дотронулись до убитого парня, и, с соизволения Аллаха, он ожил и сказал: «Сын моего дяди, который потребовал выплаты моей крови, является моим убийцей».
Проблема, возникшая среди иудеев, была решена, убийца был наказан, а воскресший юноша женился на той девушке и долгое время с ней прожил. А добродетельный мужчина, почитавший своих родителей, получил огромную награду за свою нравственность.
Пророк Муса (да будет мир с ним) сказал: «Посмотрите на добродетельность, ведь она для того, кто её вершит, несёт огромную награду».
Секрет прозвища Мусы «Калимуллах»
Имам Садик (да будет мир с ним) сказал: «Господь Мусе, сыну Имрана, (да будет мир с ним) ниспослал откровение: «О, Муса! Знаешь ли ты, зачем Я тебя избрал своим собеседником?!» (т.е. с тобой разговаривал и одарил тебя званием «Калимуллах»)
Муса ответил: «Нет, я эту тайну не знаю!»
Господь ему сказал: «О, Муса! Я своих рабов полностью проверил и испытал, среди них Я никого не нашёл скромней и смиренней передо Мной, чем ты».
А также Всевышний сказал: «О, Муса! Каждый раз, совершая молитву, ты припадал лицом к земле».
Из этого мы можем сделать вывод, что наилучшая степень поклонения – смирение и осознание своей ничтожности перед Господом.
Совершенная справедливость Господа
Однажды Муса (да будет мир с ним) проходил мимо одной горы, увидел на ней источник воды и совершил ритуальное омовение, затем поднялся на вершину горы и начал молиться.
В этот момент Его светлость увидел, как некий всадник остановился у источника и испил воды. Всадник имел при себе мешочек золота, однако забыл его у источника и уехал.
После его ухода к источнику подошёл пастух, чтобы напиться воды, он увидел мешочек золота взял его и ушёл.
Затем к источнику подошёл утомлённый старик, неся на себе связку дров. Он положил дрова на землю и стал отдыхать.
Всадник в поисках своего золота вернулся к источнику, однако, не найдя мешочка, он подошёл к спящему старику и сказал: « Ты подобрал мой мешок с золотом, потому что кроме тебя здесь никого нет». Старик покачал головой: «Мне ничего не известно о твоём золоте». Всадник начал кричать на старика, спор быстро перешел в драку. Тогда всадник убил старика и уехал оттуда.
Муса с вершины горы увидел эту несправедливую историю и обратился к Господу:
«Господи! Где же справедливость?»
Господь ниспослал Мусе (да будет мир с ним) откровение: «Тот старик дровосек, когда-то давно убил отца всадника, и сегодня сын убитого отомстил за отца. Отец всадника был должен такую же сумму денег, как та, что находилась в мешочке, отцу пастуха, и сегодня пастух приобрел то, что принадлежало его отцу. Таким образом, возмездие свершилось, и долг был возвращён. Воистину, Я являюсь справедливым судьёй».
Ценность удерживание от зла (греха) и наставление на истинный путь
Имам Садик (да будет мир с ним) рассказывает: «Среди сынов Израиля жил некий благочестивый человек, он никогда не грешил и постоянно поклонялся Господу. Иблис был очень недоволен этим, он собрал вокруг себя всех дьяволов и объявил: «Кто из вас сможет совратить и сбить с истинного пути одного благочестивого человека, ибо его безгрешность сильно удручает меня?!»
Каждый из дьяволов выдвинул своё предложение, например, один сказал: «Я через женщин смогу совратить его». Иблис сказал: «Твое предложение бесполезно, он не обманется на женщинах».
Другой сказал: «Я с помощью спиртного и других одурманивающих напитков собью его с пути». Иблис сказал: «Это тоже бесполезно, он не обманется на мирских удовольствиях».
Третий сказал: «Я смогу его совратить». Иблис спросил: «Каким образом?» Тот сказал: «Посредством богослужения». Иблис сказал: «Это хорошее предложение, так что действуй таким образом».
Тот дьявол в виде человека вошёл в молельню праведника и начал молиться, он днём и ночью молился, не зная отдыха.
Праведник удивился и сказал сам себе: «Этот праведный человек только начал здесь поклоняться, а уже имеет огромное желание к поклонению». Он задал вопрос сатане, но тот не обращал на него внимания и продолжал молитву. Праведник несколько раз спросил его: «О, раб Аллаха, скажи, что стало причиной того, что ты так много молишься?!»
Сатана ответил праведнику: «Я совершил один грех, и каждый раз, когда я вспоминаю о нём, от страха начинаю молиться с большим рвением, чтобы этим поклонением полностью отдалиться от совершенного греха».
Муса выполнил приказ Аллаха.
Женщина, потонувшая в нечестии, из-за призыва к добру и удерживания верующего от греха, так щедро была одарена Господней милостью, что Всевышний сделал её обитателем Рая и Мусе, одному из Своих великих Пророков повелел, чтобы он вместе с людьми с почестями похоронил эту женщину!
Тайна исполнения молитв
Как-то Муса (да будет мир с ним) проходил по одной местности и увидел рыдающего человека, который многократно твердил: «О Господи! Исполни моё желание!» Муса прошёл мимо, а через неделю, вновь вернувшись туда, снова увидел того же человека, который по-прежнему молился и просил у Господа исполнения своего желания. Всевышний Аллах Мусе (да будет мир с ним) ниспослал откровение: «Если бы даже он молился до такой степени, что его язык выпал наружу, Я бы всё равно не исполнил его мольбы, потому что он взывает ко Мне не тем способом, которым Я установил. Ведь он молится без веры в твоё пророческое руководство».
История Мусы и Хезра
Одним из интереснейших историй в жизни Пророка Мусы (да будет мир с ним), является происшествие, которое случилось с его светлостью и Пророком Хезром (да будет мир с ним). Эта история, упоминаемая в священном Коране в суре «Пещера», столь поучительна, что мы не можем не привлечь к ней внимание дорогого читателя:
Проповедь Мусы
Когда Фараон и его сторонники были потоплены и уничтожены в красном море, сыны Израиля после многих лет борьбы под руководством Мусы (да будет мир с ним) одержали победу, и бразды правления перешли в руки Мусы.
Однажды Его светлость на одном большом собрании (праздник в честь победы над Фараоном) читал проповедь сынам Израиля, вдруг один человек спросил: «Знаешь ли ты кого-нибудь, кто был бы знающей и сведущей тебя?»
Муса ответил: «Нет».
Согласно другой версии, после ниспослания Торы и разговора Господа с Мусой, его светлость про себя сказал: «Господь никого не создал сведущей и умней меня». Всевышний Аллах ниспослал Джабраилу откровение, в котором говорилось: Муса оказался над пропастью гибели, поспеши к нему на помощь (т.е. Муса на мгновение оказался над пропастью себялюбия, и Джабраил должен был помочь ему удержаться и не пасть в нее...)
Господь ниспослал Мусе (да будет мир с ним) откровение: «Существует человек, более знающий и умный, чем ты. Это – Наш раб и слуга Хезр, он сейчас находится между слиянием двух морей у большой скалы».
Муса сказал: «Как мне можно его найти?»
Господь сказал: «Возьми одну рыбу, положи её в свою корзину и отправляйся до слияния двух морей. Где ты потеряешь рыбу, там и находится этот учёный».
Муса в поисках учителя
Муса, который любил знания, сказал: «Я нe ocтaнoвлюcь, пoкa нe дoйдy дo cлияния двyx мopeй, xoтя бы пpoшли гoды».
Муса избрал в попутчики своего друга, храброго, мужественного и верующего человека из сынов Израиля Йушу ибн Нуна. Его светлость положил в корзину одну рыбу и взял собой немного дорожных припасов, и вместе с Йушой направился к слиянию двух морей. Дойдя до некоего места возле скалы, они немного отдохнули и, отправляясь в путь дальше, забыли там свою рыбу. Потом стало известно, что рыба из-за того, что вода попала в корзину, выпрыгнула в море и исчезла.
Муса со своим попутчиком ушёл оттуда и после длительной дороги, устав и проголодавшись, сказал Йуше: «Неси наш обед, ведь мы сильно устали и проголодались в пути».
Йуша ответил: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Там я забыл рассказать тебе о том, что мы потеряли рыбу, наверное, это сатана заставил меня не вспомнить о ней. Она же отправилась в путь по морю чудесным образом».
Тогда Муса (да будет мир с ним) понял, что произошедшее с рыбой было знамением, связанным с поисками ученого. Его светлость сказал: «Это именно то, чего мы желали и искали». Они поспешили вернуться на прежнее место и, дойдя до слияния морей, увидели Хезра (да будет мир с ним). После приветствий, Муса сказал ему:
«Пocлeдoвaть ли мнe зa тoбoй, чтoбы ты нayчил мeня тoмy, чтo cooбщeнo тeбe o пpямoм пyти?»
Хезр ответил: «Tы не выдержишь, и станешь задавать вопросы, если произойдет что-либо, непонятное тебе».
Муса: «Tы нaйдeшь мeня, ecли yгoднo Aллaxy, тepпeливым, и я нe ocлyшaюcь ни oднoгo твoeгo пpикaзaния».
Хезр: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом».
Муса обязался быть терпеливым в пути со своим учителем, и они отправились в путь.
Муса стал свидетелем трёх странных происшествий
Муса, Йуша и Хезр все вместе направились в сторону моря, а затем сели на судно, наполненное пассажирами. Когда судно немного отплыло от берега, Хезр встал с места и продырявил судно, затем заткнул это место тряпкой с глиной, чтобы вода не протекла в судно.
Когда Муса увидел это зрелище, грозящие опасности жизни пассажиров, сильно разгневался и Хезру сказал: «Tы пpoдыpявил судно, чтoбы пoтoпить нaxoдящиxcя нa нeм?! Ты совершил предосудительный поступок».
Хезр сказал: «Paзвe я тeбe нe гoвopил, чтo ты станешь задавать вопросы?!»
Муса сказал: «He yкopяй мeня зa тo, чтo я пoзaбыл, и не будь со мной суров за то, что я возразил».
Они слезли с судна и продолжили свой путь, на своём пути Хезр увидел мальчика играющего со своими сверстниками, Хезр набросился на мальчика и убил его.
Муса не выдержал этого страшного зрелища и с гневом закричал Хезру: «Зачем ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил предосудительный поступок!» От сильного возмущения, он набросился на Хезра и повалил его на землю, вопрошая: зачем ты совершил это?
Хезр сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты никогда не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»
Муса сказал: «Если я после этого спрошу тебя еще о чем-либо, то не продолжай путь вместе со мной. Ты уже заранее получил от меня извинения».
И они продолжили свой путь дальше, ночью они дошли до селения Насира. Муса и Хезр попросили у жителей этого селения пищи и воды, но те не дали им пищи и отказались принять их в гости. Тогда Хезр посмотрел на одну стену, готовую развалиться, и велел Мусе: «Поднимайся. С дозволением Аллаха, отремонтируем эту стену, чтобы она не разрушилась».
Муса уставший, утомленный и голодный, а главное, обиженный неправильным поведением жителей этого селения, снова позабыл о данном обещании и начал возражать. Однако на этот раз возражение было более мягким, чем в прошлых случаях. Он спросил: «Хочешь получить за это вознаграждение?»
Тогда Хезр Мусе сказал:
«Теперь настало время нам расстаться, но сначала я поведаю тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением».
Толкование трёх удивительных происшествия.
Его светлость Хезр объяснил тайну трёх этих случаев, таким образом:
«Чтo кacaeтcя cyднa, тo oнo пpинaдлeжaлo бeднякaм, кoтopыe paбoтaли на нём в море. Я захотел повредить его, ибo зa ними плыл цapь-злодей, силой захватывающий все неповрежденные корабли. Благодаря пробоине, которую я сделал, судно не представляло для царя ценности и он не отнял его у бедняков.
Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их из-за своего неверия и греховной натуры, поэтому мы хотели, чтобы Господь вместо него одарил тех родителей хорошим и милосердным ребёнком.
Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города, и под ней зарыт их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я отремонтировал стену, чтобы она не обрушилась раньше времени, и клад не был бы виден и не попал в чужие руки. Я поступал не по своему усмотрению. Все это – толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением».
Эти объяснения Хезра Мусу полностью удовлетворили.
Наставления Хезра и плита с надписью
Когда наступило время расставания Хезра с Мусой, Муса попросил его: «Увещевай меня своими наставлениями». Хезр открыл ему некоторые знания и в том числе сказал: «Отдались от трёх вещей: 1. От упрямства. 2. От бесцельной и не нужной ходьбы. 3. От смеха без удивления. Вспомни о своих ошибках и не ищи в людях недостатки и ошибки».
От Имам Резы передают, что кладом, зарытым под стеной, была золотая плита и на ней было написано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Я удивляюсь над тем, как может веселиться тот, кто знает о существовании смерти? Я удивляюсь над тем, как может огорчаться и печалиться тот, кто убежден в Господнем предопределении? Я удивляюсь над тем, как тот, кто видит, как этот мир и его обитатели изменчивы, и снова продолжает верить и доверять ему…»
Встреча Иблиса с Мусой
Пророк Ислама Мухаммад (да благословит его Аллах и род его) сказал: «Как-то Муса (да будет мир с ним) сидел в некоем месте, и вдруг сатана в длинной и цветной шапке на голове подошёл к его светлости, из уважения к нему снял шапку и поздоровался с ним. Между ними произошёл следующий разговор:
Муса: «Ты кто такой?»
Иблис: «Я сатана».
Муса: «Иблис – это ты? Да обречёт тебя Господь на скитания и блуждания».
Иблис: «Я пришёл к тебе из-за твоего положения, которое ты занимаешь возле Господа, чтобы поздороваться с тобой».
Муса: «Что эта за шапка у тебя на голове?»
Иблис: «Блеском и разными цветными узорами, что на этой шапке, я ворую сердца людей».
Муса: «Расскажи мне о тех грехах, которые должен совершить человек, чтобы ты начал властвовать над ним».
Иблис: «В трёх случаях я начинаю властвовать над человеком: 1. Когда он доволен собой. 2. Когда он воображает свои деяния большими и великими. 3. Когда он свой грех считает мелким и незначительным».
Созерцания червя, находящего пищу внутри камня
Когда Муса (да будет мир с ним) был направлен Аллахом призвать Фараона к поклонению Господу, Муса, чувствуя опасность, задумался о своей семье и спросил Аллаха: «Господи, кто будет заботиться о моей семье?!»
Тогда Всевышний приказал ему: «Ударь своим посохом о камень».
Моисей посохом ударил о камень, тот сломался, и внутри него оказался ещё один камень. Муса ударил посохом о меньший камень, тот сломался и в нем обнаружился ещё один камень. Муса в третий раз разбил камень и увидел в нём червя, который что-то ел.
С дозволения Господа, Муса услышал, как червь говорит: «Свят тот Господь, который слышит и видит меня, Он осведомлён о моём нахождение здесь, и помнит обо мне и не забывает меня».
Таким образом, Муса понял, что Господь заботится о пропитании Своих рабов и дела того, кто надеется и полагается на Него, наладятся.
Раскаяние, из-за которого пошёл обильный дождь
Как-то во времена Мусы (да будет мир с ним), случилась длительная засуха, и весь урожай высох. Люди пришли к Мусе и стали умолять его, чтобы он прочитал намаз о ниспослании дождя. Муса вместе с людьми, которых насчитывалось семьдесят тысяч человек, пошел в пустыню и прочитал намаз, но, сколько бы они не молились, дождь не шёл. Муса обратился к Господу: «О Господи! Я и семьдесят тысяч человек усердно молимся Тебе, а дождь все не начинается, в чём причина? Разве моё положение перед Тобой уже не то, что раньше?»
Господь ответил Мусе: «Один человек среди вас уже сорок лет подряд совершает грехи. Скажи ему, чтобы покинул это собрание и тогда ваша молитва исполнится».
Муса (да будет мир с ним) сказал: «Мой голос не смогут услышать все семьдесят тысяч человек». Господь сказал: «Ты объяви людям, Я до всех донесу твой голос». Муса объявил людям волю Аллаха, и все услышали. Тот грешник увидел, что никто не вышел из толпы, понял, что эти слова относятся к нему, и подумал: «Если я встану и уйду отсюда, то покрою себя позором перед людьми, а если буду сидеть здесь, то дождь не пойдёт». Тогда он, находясь там, искренне раскаялся в содеянных грехах, и в ту же минуту пошёл обильный дождь. Муса удивился: «О Господи! Никто не покинул это собрание, так почему же дождь пошёл?»
Господь сказал: «Из-за того человека Я не посылал вам дождя, и из-за него же Я одарил вас им». (Т.е. его раскаяние стало причиной ниспослания дождя)
Муса (да будет мир с ним) сказал: «Господи! Укажи мне того человека, я хочу навестить его». Всевышний сказал: «Когда он грешил, Я его не опозорил, разве теперь, когда он раскаялся, опозорю? Ведь доносчик – враг Мой, и никогда Я не буду доносчиком. Ведь Я – скрывающий пороки, Я никогда не раскрою чьих-то недостатков и не опозорю грешника».
Передача ковчега Завета Йуше
В 248-ом аяте суры «Корова» говорится о «Табуте» (ковчег Завета Мусы) следующим образом:
«Пророк (Ишмуил) сказал сынам Израиля: «Знамение власти и Царствия Талута состоит в том, что к вам прибудет «Табут» (ковчег Завета), несущий ублаготворение от Господа вашего и воспоминания от семьи Мусы и семьи Харуна. Принесут его ангелы. Воистину, в этом для вас – знамения, если вы – уверовавшие».
В последние дни своей жизни Муса (да будет мир с ним) вложил в ковчег скрижали с начертанной на них Торой, свои доспехи и другие памятные вещи и передал ковчег своему преемнику Йуше ибн Нуну.
Этот ковчег, как было сказано в аяте, обладал для сынов Израиля особым величием и являлся для них залогом уверенности и покоя.
Согласно высказываниям Ахль бейта (да будет мир с ними) и толкователям Корана, этот ковчег был тем самым сундуком, в который мать Мусы положила младенца и отправила плыть по водам Нила. Когда этот сундук доплыл до дворца Фараона, он был выловлен служащими дворца и доставлен правителю. Какое-то время сундук хранился при дворе Фараона, но потом оказался у сынов Израиля и так как он служил хорошим напоминанием о спасении Мусе, сыны Израиля очень дорожили и берегли его. Они ожидали от этого ковчега помощи, и всякий раз, отправляясь на сражение с врагами, брали его собой, и он поднимал их моральный и боевой дух. Однако в одном из этих сражений враги отобрали ковчег, и этот случай очень опечалил и ослабил сынов Израиля, потому что они считали его своим знаменем и лозунгом.
Таким образом, Муса (да будет мир с ним) в последние дни своей жизни передал ковчег своему преемнику Йуше и в рассказе про Пророка Ишмуила говорится о возврате этого сундука сынам Израиля.
Спокойная и лёгкая смерть Мусы
Когда Мусе (да будет мир с ним) было 240 лет, ангел Азраиль пришёл к его светлости, чтобы забрать его душу. Азраил сказал Мусе: «Да будет мир с тобой, о собеседник Аллаха (Калималлах)».
Муса поздоровался и побеседовал с ним и в этой беседе выразил нежелание умирать. Тогда Аллах сказал Азраилу: «Не забирай его душу, пока он сам не захочет».
Азраил ушёл и Муса прожил ещё несколько лет. Как-то Муса позвал к себе Йушу ибн Нуна, оставил ему свои заветы, а затем отправился на гору Синай. На своём пути он встретил человека, роющего могилу, подошёл к нему и сказал: «Хочешь, я тебе помогу?» Тот согласился, и Муса помог ему. Когда они закончили копать могилу, Муса лёг в нее, чтобы проверить её размер и глубину. В тот момент Господь показал Мусе его великое положение в Раю, тогда его светлость обратился к Господу: «О Господи, забери мою душу к себе». В это мгновение Азраил забрал его душу и эта могила стала гробницей Мусы (да будет мир с ним). Человек, роющий могилу, был сам Азраил в виде человека.
Тогда глашатай истины громким голосом воскликнул: «Муса Калималлах умер, кто же не умирает на этом свете?»
Согласно некоторым преданиям, могила Мусы (да будет мир с ним) расположена на горе Синай (в городе Наджафе или на территории Сина).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1