Ограничим своё изследование лишь одним документом – совместным заявлением по итогам встречи с папой римским в Гаване (Куба) 12 февраля 2016 года. Этот документ опубликован на официальном сайте РПЦ МП:
http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html В пункте 2 заявления указано: «мы обращаем наше слово ко ВСЕМ НАРОДАМ Латинской Америки и ДРУГИХ КОНТИНЕНТОВ», то есть, текст заявления – это обращение к людям всего мира. Слово архипастыря к людям – это проповедь, а слово к неограниченному кругу людей, ко всем людям, - открытая проповедь.
Содержит ли эта открытая проповедь ересь? Давайте разберёмся.
В пункте 1 патриарх Кирилл признаёт папу римского своим «братом по христианской вере». Бывают братья по плоти, и бывают братья по вере. Кто такие братья по вере? Чтобы понять это, приведём цитату из Евангелия:
«И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:47-50).
Христос назвал братьями Своих учеников. И православные христиане называют братьями и сестрами тех, кто является верными учениками Христа, хранит веру Христову и вместе с ними исполняют волю Божию, то есть единоверных и единомысленных с ними людей.
Является ли еретик верным учеником Христа, исполняет ли он волю Божию? Что говорят об этом святые?
Апостол Павел: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит 3:10)
Святитель Иоанн Златоуст: «Потому-то и я часто напоминал вам о безбожных еретиках и теперь умоляю вас: не имейте общения с ними ни в чем решительно – ни в пище, ни в питие, не ведите с ними дружбы, ни знакомства, ни любви, ни мира. Ведь если кто в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от кафолической церкви. Истинный же и искренний ученик Божий смело и громко провозглашает: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.;1:9), и вместе с Давидом воспевает: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их.»
Святитель называет еретиков безбожными и ненавидящими Бога.
Заявив, что папа римский – его брат по вере, патриарх Кирилл признал своё единомыслие с ним в вопросах веры. И объявил об этом публично. Что это, как не проповедь католицизма? Всем известно, что католицизм - соборно осуждённая ересь.
В том же, первом пункте, Русская Православная Церковь и католическая деноминация названы «Церквами». Патриарх Кирилл поставил свою подпись под утверждением о том, что католики – часть Тела Христова, что их организация входит во Вселенскую Церковь. И это не случайное утверждение. Оно многократно повторено и подтверждено в тексте совместного заявления.
В пункте 3 анафема на католиков названа «старыми спорами Старого света», тем самым утверждается безосновательность отделения католиков и, следовательно, принадлежность их к Невесте Христовой.
В пункте 5 осуждается и фактически аннулируется анафема на католиков: «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности». Признаётся безосновательность и безпричинность отделения.
Пункт 7: «Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины». Могут ли еретики нести свидетельство истины? По мнению патриарха, могут.
В пункте 12 различные деноминации, включая католическую, снова названы «Церквами» с большой буквы, то есть, частью Тела Христова.
Пункт 13: «В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям». Патриарх Кирилл принимает на себя ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к католическим догматам.
В пункте 14 восточно-европейские католические организации названы «христианскими общинами». И сказано: «Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях». Духовная основа – это правая вера. По мнению патриарха Кирилла, - она общая у православных и католиков.
Пункт 16: «Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии». Снова совместное свидетельство о Христе православных и католиков.
В пункте 18 различные деноминации, включая католическую, названы «Христианскими Церквами»
Пункт 23: «Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46), которую вы получили от ваших родителей и предков». Этот призыв адресован, в том числе, и католикам. Патриарх Кирилл призывает католиков воспитывать своих детей в католицизме и называет католичество «жемчужиной веры».
Пункт 24 признаёт за католиками «миссию проповеди Евангелия Христова» и запрещает православным прозелитизм, то есть попытки обратить католиков в Православие. Кроме того, в нём общества католиков снова названы «христианскими общинами», и содержится призыв к католикам и православным учиться жить в «единомыслии между собою».
В пункте 25 греко-католики названы «верными», а их общества - «церковными общинами», признаётся право на их существование и «удовлетворение духовных нужд» своих членов.
В пункте 26 католики и православные снова названы «Церквами».
Пункт 28: «католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения», «вместе нести свидетельство Духа истины».
Пункт 29 говорит о том, наряду с православными католики возвещают «правду Божию и спасающую Благую весть».
Подписи под заявлением: Патриарх Московский всея Руси Кирилл;
Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск.
Подписав заявление, патриарх Кирилл признал епископское достоинство папы римского и, следовательно, апостольское преемство, таинство священства и остальные таинства у католиков.
Подводим итоги. Из вышеприведённых цитат следует, что патриарх Кирилл открыто проповедует следующее:
1. Осуждение католицизма и отделение католиков были необоснованны. Причиной такого отделения была слабость и греховность святых отцов, осудивших католицизм.
2. Католическая деноминация является «Церковью» с большой буквы, входит во Вселенскую Церковь и является частью Тела Христова.
3. Католические догматы заслуживают уважения.
4. Католицизм является «жемчужиной веры», в нём нужно воспитывать детей.
5. Католики свидетельствуют о Христе и Евангелии, возвещают Евангелие спасения, несут свидетельство истины и Духа истины, возвещают правду Божию и спасающую Благую весть.
6. У католиков есть апостольское преемство и церковные таинства.
Совсем коротко говоря, по мнению патриарха Кирилла, Православие не имеет никакого преимущества перед католицизмом.
Это ли не проповедь католицизма?
Анатолий Заводчиков https://proza-ru.turbopages.org/proza.ru/s/2023/09/10/930 http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев