Н.
Маленькие огоньки большой веры
Наше село Салтыки очень богато историей, название села связано с знаменитым родом Салтыковых. Часть села принадлежало именитым Буниным, ближайшим родственникам Семенова Тянь- Шанского. В селе родился и провел свою юность советский писатель, основатель рязанской писательской организации, И.И. Макаров. В нашей школе учился Герой Великой Отечественной войны Красиков Николай Максимович. В начале 19 века нашу церковь посещал герой Бородинского сражения П.Н. Семенов.
История села тесно связана с историей церкви. Растете село- строится церковь, разрушается церковь ― умирает село.
В Ряжской окладной книге 1676 года замечено, что в селе Богородицком, Салтыки тож, церковь Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея Одегитрия построена во 183 (1675) году и приход при ней поселился внове.
В 1675 году в селе скорее всего была построена деревянная церковь, так как в 1790 году, согласно архивным материалам, рассматривался вопрос о
построении в селе Богородицком каменной церкви.
Каменная церковь в честь иконы Божьей Матери Смоленской была построена в 1801 году. Храмоустроительницей считают Елену Ивановну Казицкую, владелицу части села Салтыки.
Церковнослужители были вынуждены расширять церковь дважды: в 1805 году и в 1834 году за счет приделов, так как население быстро росло.
Стоит церковь на высоком берегу реки М,Хупта, в 14 верстах от города Ряжска, в центре поселения Краснопрудное ( Лягушинки).
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери и Христорождественская церковь с. Истье очень похожи. Построены в одно время, у обеих плоский купол и геометрическая чистота форм. Архитектор церкви в селе Истье известен. Это В.Б. Стасов, а интересно, кто архитектор нашей церкви? Чем больше мы собирали материал, тем больше возникало вопросов.
После того, сколько на ее долю выпало, восстановлению церковь уже не подлежит, сгнил фундамент, осыпаются стены. Легче построить новую, но юным краеведам жаль свою церковь. Каждый год около нее убирают мусор, собирают старую траву.
Наш земляк, поэт И.И. Акулов посвятил нашей церкви такие слова:
«Нет, не была она девочкой хлюпкою,
Церковь над тихою речкою Хуптою.
Лики с икон её не мироточили
Перед диавольским сосредоточием.
Не призывала во гневе опомниться
Тех, кто закладывал бомбу под звонницу,
Ибо рушители по настоящему
Не понимали происходящего.
Знала: без её горнего света встоскуется,
Время придет - и грех их взыскуется.
Без колокольни, с крестом покосившимся,
Не отвернулась от неокрестившихся,
Ждёт с покаянием страшных обидчиков...
Пыль не осела над грудой кирпичиков.»
О судьбе церкви после революции мы узнали из произведений писателя И.И.Макарова, который родился в 1900 году в с. Салтыки, а в 1937 году расстрелян по сфабрикованному делу, его обвинили в заговоре против Сталина. В 1956 году был оправдан. В каждом произведении Иван Иванович пишет о церкви, о ее судьбе. В романе «Стальные ребра», « Казачий хутор» рассказывает как раскрывали церковь.
«Сельсовет вместе с активом села постановил снять с церкви крышу и железо отдать колхозу для устройства искусственного орошения полей. А церковь покамест покрыть соломой.» ...Узнав о судьбе церковной крыши ,
мужики опешили, потому что должно было совершиться что-то совсем не предполагаемое.
- Дожили-дожили, православные, дожили. Смоленскую матерь Христову, покров церкви нашей под соломенную крышу...Дожили- дожили...Ни одного моления на полях в этакую засуху. Дожили-дожили...»
На другой день с церкви сняли крышу.
В романе «Стальные рёбра» И. Макарова упоминается колокольня. «Задние надеялись на передних, а передние молча смотрели в чёрные уши колокольни, ожидая, что крикнут оттуда......неразбериха царила у церкви: толпы не было видно, присутствие её свидетельствовало только приглушённым гулом. А колокол всё балабонил, точно боялся , что сбежались не все».
Какова судьба колокольни и колокола ?
В музее хранятся воспоминания Кузнецовой Александры Михайловны, 1921 года рождения. Родилась Анна Михайловна 4 ноября, на Казанскую, дружила в детстве с детьми батюшки Владимира, бабушка ее прислуживала их семье, поэтому и спрятала она икону Георгия Победоносеца, которую потом хранила Анна Михайловна, а когда поняла, что ей и ее семье не чего не грозит, обещала передать икону школьному музею, но не успела, а ее сын, Алексей, передал эту икону восстанавливающему храму в селе Журавинка, к приходу которому относится сейчас наше село.
Отец Владимир, который сыграл немаловажную роль в судьбе будущего писателя, именно при его ходатайстве смышленый мальчик будет принят в Ряжскую гимназию на обучение за счет государства, И.Макаров упоминает в романе « Голубые поля». Показывает, с каким уважением относились сельчане к священнику и какова его роль в жизни села. « Это их уличная кличка ― забастовщики, и дана им не с бухты ― барахты, не каким ― нибудь Сашкой Лукашиным, который один может отбрехаться от всего села, нет, - кличку эту Сипаевым дал отец Владимир прямо в церкви, после службы зачитывая с амвона полицейскую бумагу о том, что второй брат Сипавевых, столяр Петр, арестован в городе и сослан в Архангельскую область. Почти анафеме предал всю семью отец Владимир,но не на него, а на брата Петра затаил Иван Егорович злобу. Батюшка здесь не при чем; никому не позволено осердиться на сан отца Владимира.»
Александры Михайловны Кузнецовой нет уже в живых, но остались ее воспоминания, в которых слышаться боль утраты. При встрече с ней всегда на душе становилось светло, т.к. будто внутри ее горела свеча:
«Как снимали колокол? Это было в 1928 году. Собрали мужчин на ночь в нардом и закрыли, а нам сельчанам приказали на улицу не выходить. А мы всё равно вышли, ровно в полночь услышали, как он упал. Колокол был очень большой, а ещё два маленьких. Приезжие снимали колокол и местные активисты, которые оставили о себе плохую память среди жителей села, не надо о них говорить плохо. т.к. их нет . Мы все плакали, жалко было колокол, его звон далеко был слышен. А служба продолжалась до 1935 года. Колокольню разобрали, кирпич отвезли на ферму. Потом в церкви мельницу сделали. Мария Рогова просила снять кресты, два маленьких сняли, они у неё хранились, а где они, сейчас не знаю. Она просила снять и третий (большой),кто-то полез и упал , но не разбился. А иконы? Из икон ступеньки в школе на второй этаж сделали. Бывало идёшь, а лики на тебя смотрят. Люстра из лампадок была. Всё швыряли и кололи, а я три лампадки домой принесла. Мама ругала, а бабушка, она у батюшки жила, велела оставить, я очень обрадовалась. Все всё ломали и тащили по домам.»
Судьба нашей церкви похожа на судьбы многих церквей той эпохи. И.И.Макаров в романе « Голубые поля» описал , что происходило дальше с церковью. В Салтыках, как в большинстве селений, сделали из церкви клуб.
«В клубе побелили стены и своды, забелили всех свя¬тых угодников, провели электричество, сделали сцену. Комсомол отсюда хочет начинать борьбу за оздоровление быта молодежи, за культуру: райком комсомола при непосредственном участии Григория Силаева готовится взамен пасхи провести общерайонную олимпиаду колхозной самодеятельности. Пятого апреля в Кирюшино съедутся люди со всех сторон, каждый коллектив, каждый человек со своим искусством, а пока проводится смотр готовности кружков самодеятельности на местах.
Окончательно клуб отделан будет только в марте, и район¬ный съезд райпотребсоюза первый занимает его. Никто не высказывает никакого удив¬ления, что они сидят и обсуждают торгово-потребительские дела в бывшей церкви.»
Как сельчане жили без церкви?
Наше исследование доказывают, что вера жила в душе людей и они тайком, прятали в укромном уголку иконы, тайно крестили своих детей, и отпевали тайно даже коммунистов, этому посвящена наша вторая часть работы, она о тех , в ком теплился огонь веры и как они его передавали, как берегли, донесли до нашего поколения, а сможем мы сберечь его?
Маленькие огоньки большой веры, они как маленькие огоньки затухающего костра, в одном месте гасли, а в другом вспыхивали, не давая погаснуть вере. Когда наступило благоприятное время , благодаря таким огонькам были восстановлены тысячи храмов и возродилось стремление людей к духовному, ведь нечего нет страшней, чем беднота духовная. Наша церковь не подлежит восстановлению, но жители села помогли восстановить храм в соседнем селе Журавинка, всего в 7 километрах от нас. Там уже проводят богослужения по праздникам, отпевают за упокой, построен дом священнику.
Анна Михайловна Захряпина, 1928 года рождения, вспоминает: « Помню как колокольню ломали. Это было после войны. Наняли рабочих, они вырубали ниши и подкладывали пеньки. У церкви были две сторожки, в одной жила Ксения Захряпина, а в другой жил батюшка. Ксения была не замужем, прислуживала в церкви, пела в хоре. А когда церковь закрыли, выгнали ее из сторожки. Пошла она жить к брату, а в сторожке сделали школу. Я там училась четыре класса. Ксения отказалась вступать в колхоз, была единоличницей, ей пенсию назначили 9 рублей. Вместе с Мошаровой Груней, Машей Курихиной, Марией Роговой, отпевали, читали по двое, сопровождали на кладбище. Иконы в доме прятали.
Пешком ходили в соседнею церковь в Самарино, там пели в церковном хоре. Уходили на ночь. Мы тоже, несмотря на запреты, ходили святить пасхи, сначала в Самаринскую церковь, а затем в Ряжск. После войны встречали нас лихие люди, пасхи отбирали, ведь голод был повсеместно.
Мы собирались по несколько человек. Страшно было идти, а все равно шли святить пасху. В школе ругали за то, что яйца красим, а мы тайком ходили и собирали яйца на Пасху».
Тютюнцева Ольга Ананьевна пришла в школу собирать пожертвования на восстановление церкви в с. Журавинка. Мы попросили ее ответить на наш вопрос. Вот что она нам рассказала: «Я в 13 лет осиротела, умерла мама,воспитывала меня тетя. Я с детства была верующая, папа пел на крилисах. В школе была и пионеркой и комсомолкой. Отец запрещал, срывал галстук. В пионеры приняли обманом, дали нам стишок, мы его прочитали, нам сказали, что это присяга, теперь вы пионеры. Отец наказ дал : « Ты, Господа Бога, не забывай!» Очень добрый был. Играл в духовом оркестре польку, вальс, краковяк, танго. Отец был в немецком плену, вернулся весь в болячках. Маленькая была, помню как немец приходил. Сжег все дома, уходили в лес, рыли окопы и сидели там неделями, а кто не уходил, отрезали груди у женщин, детей на колья сажали, в колодцы бросали. Помню как к нам бандеровцы приходили, просили маму для себя яму выкопать в огороде, чтобы хоронится, а мама запричитала, лучше расстреляйте. Мне приказала ни кому об этом не рассказывать. Пришли русские, дают шоколадку, просят рассказать, кто был. Не сказала. А вечером такая стрельба была. Голодно было и в войну и после войны. Хлеб ели пополам с травой, нищие кругом, вши. Страшно вспоминать. Никогда не думала, что отголоски войны будут меня преследовать всю жизнь. В Салтыки я приехала с подружкой, с Ниной Корнеевой, к ее маме в 1960 году, сбежала от теткиного мужа, больно дрался и пил. Салтыковский народ мне сразу же понравился. Любила свои Салтыки, а вышла замуж в Журавинку. Долго не могла привыкнуть к Журавинке.Язык свой не забыла, но считаю себя больше русской, здесь мои корни, даже если и позвали на Украину, не поехала. Я сначала в Салтыках дояркой работала, стала встречаться с Сашкой Степанцевым, его отец был директором школы,а дед по материнской линии был священником. Мать его была сразу против, не русская, не возьмем. А Аниска Сабуров пригрозил, что если я выйду за поповского внука, повесит. Вышла замуж за Тютюнцева в Журавинку.
Сашка мне сказал: « Я тебя проклинаю! Ты счастлива не будешь!»
В 1984 году - погибает трагически сын Александр. В 1983 году отслужил в Афганистане 7 месяцев и подорвался на мине. Без ноги остался. Лечился в санатории. Рад был, что живой остался, всегда повторял, что друзей боевых не может забыть, которые погибли. Поехал в Люберцы, оттуда его забирали, выпили и его с 5 этажа выбросили. А в 1988 году я овдовела. Было мне всего 50 лет. Первый сын Сережа тоже служил в Афганистане. Мне командование прислало Благодарственное Письмо. Отслужил как положено два года, был награжден, награда храниться в его семье. Третий служил под Москвой в охране, поймал воров, дали ему отпуск и командир взялся его подвести. Игорь сидел впереди, а жена командира попросила его поменяться местами, только они пересели и попадают в аварию, командир и его жена погибли на месте. Пожалел меня Господь, сохранил жизнь сына. Сейчас он живет со мной, две внучки у меня. Работала дояркой, свинаркой, поваром в детсаде. Сейчас на пенсии, есть у меня мечта,ею и живу,- увидеть как завершится восстановление церкви селе Журавинка. Я шла всегда с твердым намерением просить деньги и мне ни когда не отказывали. Ежемесячно делаем обход деревень. Люди с радостью нас встречают. Подает, кто сколько может. В выходные и праздники стоим на площади в г. Ряжске. Тоже подают. Мария Черникова говорила, что вы такую развалину собрались восстанавливать, ведь это колхозный склад. Мы все выгрузили, потом через ряжскую землю шли паломники и зашли в нашу церковь, церковь плакала.
Все говорили: « Посмотрите, церковь плачет». По стенам текли ручьи. Это еще больше укрепило в нас веру, что церковь мы восстановим и мы на правильном пути. Большинство работ сделаны на народные деньги. Купол, крыша. Дом восстановили для батюшки только на народные деньги.
Сложная судьба у Ольги Ананьевны. Казалось должна сломиться, но она как ивушка не плакучая, сгибалась, но не сдавалась. Когда с ней говоришь, будто чистый глоток воды напьешься. Никогда ни про кого не скажет плохого. Всегда с улыбкой, всегда доброжелательна, ее очень любят в нашем селе. С Ольгой Ананьевной было очень приятно разговаривать, было видно как она волнуется и переживает и это волнение и переживание передавалось собеседнику. В ней горит огонек и дарит она тепло этого огонька всем. Маленький огонек большой веры. Веры в Бога и в то, что будет все хорошо.
Такой же огонек светился в глазах Захряпиной А.М., когда мы разговаривали с ней. На ее хрупкие плечи, как на плечи многих ее сверстниц, легли тяготы военного и послевоенного времени. Когда началась война, ей было всего 13 лет.
После войны она вышла замуж за Михаила Сергеевича, который ушел на фронт добровольцем в 17 лет и потерял полностью зрение на поле боя. Всегда была с ним рядом,его глазами и руками. Вырастили детей, помогают растить внуков и правнуков. И тоже ни слово о трудностях, а в глазах такой добрый свет! Всегда с лаской и нежностью с тобой поговорит,
пожелает всего бодрого. Побольше такого тепла и света и на Земле стало бы меньше страданий.
А откуда эти люди берут тепло и свет? Из своей веры, веры в Бога и веры в добро.
Низкий поклон до земли этим людям. Они помогают возрождать душу народа, которая не скоро отойдет от такого потрясения.
Сегодня религия снова стала значима для российского общества.
Помогает в духовном возрождении России. Все больше прихожан посещают церковь и среди них много молодежи. Преследовали сторонников веры, притесняли, а они как будто ждали, а может знали, что вера возродится.
Больше всего на селе боялись, что умрет монашка и кто будет читать по усопшим. Но как только угасал один огонек, на смену ему приходил другой.
После Марии Роговой стала читать Н.С. Метелкина. Фронтовичка, заведующая магазином, по образованию учитель. В селе удивились, а она рассказала, как ее еще 6- летнию ставили на подставку и заставляли родители читать Псалтырь. В семье были все верующие. Вера после революции перешла в быт и ни кто об этом в открытую не говорил.
Председатель с/ Совета Н.В. Кудеярова Н.В. в 70 -х годах по просьбе Захряпиной Екатерины, Роговой Марии обращалась в райисполком об открытии Салтыковской церкви, но получила отказ.
Все эти годы, когда в церкви было зернохранилище, она казалась врастала
в землю, а сейчас, когда ее осветили, когда каждую весну вокруг нее убирают мусор дети, а в последнее время стали помогать взрослые, церковь
« распрямила плечи» и стала, как заметила глава Салтыковского поселения, Еремина Румия Адиповна, выше и перестали сыпаться кирпичи.
Знает, что без ее света, сердце людское затоскует!
Литература
1.Архивные материалы школьного музея - комнаты.
2.Акулов И.И. Протомир.Стихи. Тамбов: Изд-во Тамбовское отд. ОООП
« Литфонд России», 2004.
3.Лавров П.И. Так случилось встарь.//Архив Салтыковского школьного
музея.
4.Макаров И.И. Голубые поля.- М: Советский писатель, 1959.
5.Макаров И.И. Зуб за зуб.-/ В книге «Казачий хутор».- Рязанское
книжное издательство, 1962.
6.Макаров И.И. Казачий хутор (Повесть. Рассказы).- Рязанское книжное
издательство, 1962.
7.Макаров И.И. Стальные ребра (Роман. Рассказы).- Московский
рабочий, 1964.
8.Макаров И.И. Черная шаль (Роман. Повесть. Рассказы).- Московский
рабочий, 1970.
http://честные-вести.рф/?p=3069
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев