10.24. ЛИСТВЯНКА: У ШАМАН-КАМНЯ. Основной поток желающих увидеть Байкал едет из Иркутска в посёлок Листвянка. Перед въездом в этот посёлок обычно все делают остановку. Выходят из машин, автобусов и начинают фотографировать и фотографироваться. Это самое знаковое, самое эффектное, самое посещаемое место на Байкале. Именно здесь могучая Ангара вытекает из величественного Байкала.
По сравнению с Ангарой Байкал чрезвычайно глубок. Эхолот, измеряющий глубины, пересекая совсем не условную линию, разделяющую реку и озеро, резко учащает показатели своего пульса. Немного воображения, и легко представить себя стоящим на самой краю даже не обрыва, пропасти. Настолько велик перепад высот между дном реки и дном озера. Невероятно, но факт: именно из этой бездонной пропасти какой-то невероятной силы насос поднимает к поверхности глубинные воды и выталкивает их под большим напором в километровое русло Ангары. Именно поэтому Ангара здесь, в отличие от Байкала, никогда не замерзает.
Оглядев завораживающие пейзажи противоположного берега Ангары, и если повезет, то и цепь гор, именуемых хребтом на той стороне Байкала, удаленных от зрителя больше, чем на 40 километров, взгляд обязательно и невольно останавливается, замирает на небольшом камне, выступающем из бурлящих вытекающих вод Ангары примерно в полукилометре от берега, который похож на крохотный островок, осколок чего-то большого, пережившего некогда крупную катастрофу. Даже если вы сами не обратите на него внимание, обязательно найдется кто-то рядом, кто громко, со знание дела и в тоже время загадочно-торжественно произнесет: это и есть тот самый ШАМАН-КАМЕНЬ!
Камень окутан легендами и мифами. Самая распростаненная гласит о том, что Байкал был когда-то могучим и грозным отцом, олицетворял богатство и величие этого места. У него была красавица дочь — Ангара, которую он хотел выдать замуж за воина Иркута. Но Ангара полюбила другого — богатыря Енисея. Байкал запер дочь в темницу и решил устроить брак с Иркутом без её согласия. Тогда Ангара попросила о помощи ручейки, которые размыли стену темницы и помогли ей сбежать. Байкал разгневался, отломил кусок скалы и бросил его вслед дочери. Он упал за спиной Ангары, которая успела сбежать к Енисею. А обломок скалы стал Шаман-Камнем, олицетворяющим границы между отчим домом и сбежавшей дочерью.
Что можно подумать о Байкале, прослушав от экскурсовода такую живописную легенду? Да ничего хорошего! Байкал злой, несправедливый, деспотичный, несимпатичный. Ну а Ангара, напротив, лебедь белая. Но противопоставляется, ведь, не столько Байкал с Ангарой, сколько отец с дочерью. Отец в данной интерпретации не заслуживает ни одного доброго слова. А потом мы удивляемся, почему дети нас не уважают? Да потому что наслушаются всякой выдуманной лобуды, и тут уж не до уважения старших.
Да и зачем мы пытаемся иконизировать своих детей, представляя их совершенными, идеальными, совершенно не похожими на тех, какими они являются на самом деле? Возможно, когда-то, давно, в быту и был родительский деспотизм. Но его хотя бы можно было объяснить. Но те времена давно канули в лету. Сейчас в ходу деспотизм ювенильный. Деспотизм недорослей. А мы продолжаем считать легенды и мифы - пособием по географии, хотя они давно уже влияют на ход истории.
Однако, справедливости ради, надо сказать, что деспотизм отца Байкала и романтическое бегство его дочери Ангары во имя любви в местных легендах не всегда так однозначны, как похожий сюжет в классической литературе. Буряты, например, в эпоху древних времен считали, что духи могут быть отличными детекторами лжи. Если человека обвиняли в преступлении, то отправляли на этот камень на всю ночь, предоставляя духам вершить правосудие. Было три варианта последствий: человек мог выжить и остаться при своей памяти - значит, духи его простили; человек мог сойти с ума - это было наказание духов; человека могли не найти к утру - значит его вина была так велика, что духи забирали человека к себе. Покинуть камень самому и благополучно добраться до любого берега считается невозможным из-за холодной воды и сильного течения.
Я видел издалека Шаман-Камень в разные периоды своей жизни. В юности, как и положено, был на стороне любви, на стороне дочери. Но с возрастом стал лучше понимать и принимать ближе к сердцу гнев ее отца Байкала. Да и разве можно, глядя в сине-зеленые бездонные глазницы великого Байкала, представить его несправедливым или нечестным?! Да, Байкал может быть гневным, но гнев его всегда справедлив. Это подтвердит любой, кто знаком с Байкалом.
Что же касается бегства его дочери Ангары, то тут тоже нельзя ограничиваться любовью и романтикой. При определенных обстоятельствах любовь может восприниматься как высшая степень эгоизма и даже как элементарное предательство.
У ШАМАН-КАМНЯ, говорят, много магических свойств. Он, говорят, способен очищать мысли и души. Надо всего лишь прикоснуться к нему. Кажется, на первый взгляд, что это сделать не сложно. В Листвянке надо всего лишь записаться на соответствующую экскурсию. Но случается так, что в силу погодных условий подобные экскурсии становятся невозможными. Ведь, на Шаман-Камне нет причала, и чтобы прикоснуться к этому камню ваше небольшое утлое суденышко должно боком удариться о камень. А это, сами понимаете, не так уж и безопасно. Смотря какой удар будет.
Нам погода благовонила. И камень позволил к себе прикоснуться. Значит совесть у меня чиста, намерения честны, мысли справедливы? В смысле очищены? Хотелось бы верить. Иначе нельзя! Иначе нельзя на поклон с просьбами к батюшке Байкалу. Иначе он не поможет, как не проси. Мудрые у народа небылицы. А почему небылицы? Были печальные. Прежде, чем что-то просить у Всевышнего, вспомните, не нанесли ли вы непростительную обиду тем, кто дал вам жизнь? А если ваша душа в принципе не способна на постановку такого вопроса самой себе, поезжайте на Байкал и попытайтесь прикоснуться к Шаман-Камню. И тут, как считали древние буряты возможны также три варианта развития событий. Либо камень допустит вас к себе, очистит вашу душу и вашу совесть, и тогда можно напрямую обращаться к Байкалу с любыми просьбами, либо сделает ваше покаяние невозможным. Тогда уж пеняйте на себя, и пусть Бог вам будет судья! Есть, правда, еще один вариант: не заморачиваться на эту тему, не напрягать свою совесть дополнительными испытаниями. Такое тоже бывает! Бывает даже чаще, чем нужно. Большую часть жизни я тоже придерживался именно этого варианта.
Чрезмерные волнения на сей счет могут быть чрезмерно излишними. Погожих солнечных дней на Байкале предостаточно. Так что очищение помыслов могут получить большинство желающих. Правда, тут не следует изначально полагаться на свою непогрешимость, на свои высокие моральные качества. Мораль для других, совесть для тебя. Действуя по совести, невозможно определить
ее меру в себе. Невозможно считать себя совестливее других. Но если ты понимаешь, что поступил не по совести, то на душе как будто камень. Поступил по совести - будто камень с души снял. А если у кого-то камень за пазухой, то жди от него выпада против совести. Так не уже ли, чтобы придать совести зримость, ее нужно сравнить с камнем?
Не знаю почему, но когда я прикасался к Шаман-Камню, я почему-то вспомнил о совести. Он у всех на виду, но большинство людей хотят посмотреть на него всего лишь со стороны, и никак не прикоснуться. Ведь, для этого нужны дополнительные усилия. И как тут разобраться, кто больше прав: разгневанный Байкал или убежавшая Ангара? Важно, наверное, с какой стороны ты смотришь на этот камень совести.
Камень этот тяжелый. Он может и ко дну потянуть. Совестью нашей литературы и нашей драматургии был молодой человек по имени Александр Вампилов. Во всех своих произведениях он поднимал болезненно драматичные темы во взаимоотношениях отцов и детей. Надрывно призывал всех жить по совести. Писал гневно, бескомпромиссно. Будто камень совести бросал вслед убегающей дочери.
Помните, хотя бы его пронзительный фильм «Старший сын», в котором дети: дочь и сын - убегают, бросают отца одного, на произвол судьбы. А отец у них - не разгневанный Байкал, а скорее, не в меру заботливый король Лир, хотя, конечно, и не без греха. А его «Утиную охоту», помните? Когда влюбчивый сын, поддавшись сиюминутному увлечению, которое и любовью-то не назовешь, отказывается от поездки на похороны отца. Такое непочтительно неприличное отношение к родителям для Вампилова было недопустимо даже в фантазии. Поэтому в своих произведениях он как бы бросал вызов самой легенде о Шаман-Камне. По крайней мере, он пытался избежать несправедливости однозначного толкования, когда ради какой-то, пусть и красивой идеи, факты подгоняются под шаблон восприятия.
Вампилов жил и творил в этих местах. Прекрасно знал все мифы и легенды, связанные с Шаман-Камнем. Не раз, наверное, к этому камню прикасался. Но, вероятно, он родился слишком рано или слишком поздно для суждений такого уровня благородства. И однажды, не рассчитав свои силы и возможности, утонул. Буквально в сотне-другой метров от ШАМАН-КАМНЯ. Сейчас уже точно никто не скажет, что он там делал и почему утонул. Духи справедливости, если есть такие, вероятно, не позволили ему понапрасну растрачивать свою позитивную энергию и вещать о том, о чем никто не слышит и не желает слышать.
Памятник Вампилову тоже стоит здесь, у Истока, при въезде в Листвянку, на кругом берегу, рядом со смотровой площадкой, с которой все приезжающие наблюдают как из Байкала вытекает Ангара, разрезаемая пополам Шаман-Камнем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев