С НАМИ БОГ И АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ!
В этот день в 1699 году император Петр I учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского военного флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями было и остается главным символом чести и мужества военных моряков.
Со словами «С нами Бог и Андреевский флаг!» во флоте Российской империи обращались перед боем командиры кораблей к своим экипажам. С этими словами моряки, прощаясь с близкими, уходили в походы. Не спуская флага, не сдавшимися, уходили на дно погибшие корабли…
По петровскому Корабельному уставу, флаг нельзя было ни сдавать, ни опускать ни перед каким противником. И этот устав соблюдался свято! За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.
11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников, стремясь сохранить жизнь экипажу, спустил флаг перед турецкой эскадрой. Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это много лет спустя, в Синопском сражении. Воля императора была выполнена – «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли. Имя, данное когда-то кораблю, больше никогда не использовалось в русском флоте.
Стройников по возвращении из плена был лишён всех наград и званий и разжалован в простые матросы. Более того, бывшему капитану было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Но, кстати, у нарушившего устав капитана было двое сыновей. Оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота. Дети службой своей искупили вину отца…
Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в мае 1905 года. Это произошло в конце Цусимского сражения по приказу контр-адмирала Небогатова. Небогатов также стремился спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам. Флаги были спущены на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Да, было спасено более 2 тысяч оставшихся в живых моряков. Тем не менее, в августе 1905 года за этот проступок Небогатов был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.
Какова же история легендарного Андреевского флага, под сенью которого сражались и погибали герои русского флота?
Имя ему дал святой Андрей Первозванный, первый из апостолов, призванных в ученики Христом. Вместе с братом Петром Андрей ловил рыбу в Галилейском море, поэтому считается хранителем моряков. Считается, апостол Андрей посещал территорию будущей Руси - Киев, Новгород, Волхов. Андрей Первозванный, святой покровитель России, ревностный проповедник христианства, принял мученическую смерть на косом кресте. Это случилось в Греции, в городе Патры. Именно такой крест принято назвать Андреевским.
В 1698 г. Петр I учредил первый в России орден – орден святого апостола Андрея Первозванного – для награждения за воинские подвиги и государственную службу.
Орден представлял собой золотой крест, голубую ленту, серебряную восьмиконечную звезду и золотую цепь. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками, – двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди орла – косой синий крест.
Символика Андреевского флага была данью памяти Петра I своему отцу, царю Алексею Михайловичу, впервые учредившему специальный флаг для первого военного Российского судна – трёхмачтового галиота «Орёл». Пётр лично занимался проектом флага Российского флота и нарисовал несколько вариантов. Кстати, даже после учреждения в 1699 году русского военно-морского флага работу над ним император продолжал еще несколько лет. Восьмую (последнюю) версию флага Петр I в Корабельном уставе 1720 года описал так: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».
С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-Морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.
Оскорбление же флага могло привести к непредсказуемым и трагическим последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. Обязательным ритуалом при заходе боевых кораблей в иностранный порт или при встрече двух эскадр, принадлежащих флотам разных стран, был обмен так называемым салютом наций, состоящим из 21 залпа (для его осуществления на кораблях имелись специальные салютные пушки). Русский отряд был в Фиуме гостем, поэтому первым дал салют он. Крепость не ответила.
Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра. Снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не приветствовали русскую эскадру. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.
По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Центральную позицию посредине выхода из бухты занял крейсер «Рюрик» (названный так, кстати, в честь другого крейсера, героически погибшего в августе 1904-го). Броненосец «Цесаревич» и крейсер «Богатырь» переместились ближе к крепости.
Однако адмирал Маньковский прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией. Но поступиться честью Отчизны для наших моряков было невозможно.
В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал Маньковский выиграл этот бой за честь Андреевского флага и Российского государства!
В 1919 году произошел еще один случай, красноречиво свидетельствующий об отношении русских моряков к Андреевскому флагу и своей чести. Тральщик «Китобой», кораблик водоизмещением 280 т с двумя маленькими пушками, с экипажем, не принявшим революцию, ушел в Эстонию, подняв Андреевский флаг. В начале 1920 г. из-за возможности захвата эстонцами «Китобоя», которым командовал лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, до этого воевавший в армии Юденича в качестве танкиста, двинулся вокруг Европы в Крым, к Врангелю. 27 февраля он пришел на рейд Копенгагена, где стояла мощная английская эскадра во главе с линейным крейсером «Худ». Командующий эскадры приказал «Китобою» спустить Андреевский флаг, потому что Британия его больше не признает.
Если отряд Маньковского в Фиуме уступал австрийцам примерно в 10 раз, то боевые потенциалы «Китобоя» и английских кораблей были в принципе несопоставимы. Тем не менее, Ферсман отказался спускать флаг и заявил, что будет воевать.
Конфликт был улажен находившейся в Копенгагене вдовствующей императрицей Марией Федоровной: тральщик, не спустивший флага, был снабжен продовольствием и углем. Он дошел до Севастополя, принял участие в эвакуации армии Врангеля из Крыма и вместе с другими кораблями Черноморского флота ушел в тунисский порт Бизерта. Именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советскую Россию.
После революции 1917 года вместо Андреевского флага решено было сначала использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а вскоре на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР. В 1935 году ЦИК и СНК СССР приняли новый флаг ВМФ – белое полотнище с синей полосой по нижней кромке, красной звездой в левой части и красными серпом и молотом в правой. При этом белый и синий цвета остались традиционными для отечественного Военно-Морского Флота.
Кстати, гюйс ВМФ Российской империи использовался в РСФСР и СССР до конца августа 1924 года. С незначительными изменениями - в центральной части гюйса в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, он продолжал использоваться до 1932 года.
В январе 1992 года российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года, в праздник Сретения Господня, Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.
21 июля 1992 года Президентом России был подписан Указ №798 об утверждении новых флагов. Согласно Указу, военно-морским флагом России снова становился Андреевский.
26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.
Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны, на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется.
Увы, сегодняшний праздник – все равно с привкусом горечи. Смена символов, категорический их запрет, полный отказ от них никогда не проходят бесследно…
И все-таки! Гордый и строгий Андреевский флаг, прославленный сотнями побед русского оружия, реет сегодня над тысячами русских кораблей. Кронштадт – колыбель Русского Флота, Калининград, Мурманск, Владивосток, Севастополь…
Андреевский флаг был и остается символом чести, мужества и отваги!
Автор: Светлана Ляхова, Солдатский храм.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев