В свой последний рейс из Таллина в Стокгольм паром "Эстония" отправился 27 сентября 1994 года в 19:15.
Из порта он вышел с небольшим опозданием.
Позже журналисты выяснят — судно имело небольшой крен на правый борт, однако экипаж это не смутило.
Видимо, паром в таком состоянии совершил уже не один рейс.
В эту ночь на Балтике штормило, порывы ветра достигали 10 м/с, временами начинал идти дождь.
Однако такая погода для такого огромного и роскошного судна не была чем-то особенным, и все были уверены, что рейс пройдёт штатно.
До полуночи всё было в норме.
К ночи качка усилилась, большинство пассажиров разбрелись по каютам — устраиваться на ночлег.
Многие страдали морской болезнью.
Около 23:00 "Эстония" разминулась с другим паромом — "Мариэллой", экипаж которой позже вспоминал, что "Эстония" шла с превышением скорости, очевидно, капитан пытался наверстать упущенное время.
Однако к моменту катастрофы судно снизило скорость до штатной — 15 узлов (около 28 км/ч).
Далее ситуация развивалась быстро: в полночь паром вышел из Финского залива и достиг середины Балтики, один из вахтенных матросов совершил плановый осмотр судна и доложил на мостик, что всё в порядке.
Капитан парома Аври Андерсен ушёл в каюту отдыхать.
Но уже в 0:55 тот же матрос услышал подозрительный металлический скрежет в передней части автомобильной палубы.
Матроса срочно отправили посмотреть, в чём дело, а капитана вызвали на мостик.
Матрос, снова осмотрев автомобильную палубу, доложил, что всё в порядке.
Тем временем шумы и стуки услышали уже многие члены экипажа и пассажиры в каютах.
Катастрофа произошла в 1:15, механик Маргус Треу услышал несколько громких металлических ударов, после чего на контрольном мониторе машинного отделения увидел, что через края носовой рампы внутрь корабля хлынула вода.
Затем у него на глазах в течение нескольких секунд разрушились поворотные механизмы визора — механизма на носу корабля, который открывается у пристани, чтобы машины могли заехать внутрь.
Визор весом в 55 тонн сорвало с места.
Несколько секунд он держался на остатках креплений, а потом рухнул в море.
Паром, словно распахнувшая пасть акула, начал "заглатывать" тонны морской воды.
Крен на правый борт усилился быстро — через полчаса он достиг 40 градусов (примерно в это время в эфир летит первый сигнал SOS), а ещё через десять минут достигает 115 градусов — и палуба парома оказывается под ледяной балтийской водой.
Что творилось в эти минуты среди пассажиров, страшно представить.
Паника, темнота, ледяной дождь, ветер.
Некоторые очевидцы утверждали, что мужчины отталкивали женщин от спасательных шлюпок и вырывали у них спасжилеты, но другие вели себя достойно и помогали слабым.
Тем не менее из 137 спасшихся 111 оказались мужчинами, возраст большей части которых был 25–45 лет.
Выжили самые сильные.
Слабые погибали от травм, тонули, умирали от переохлаждения — температура воды была ниже 12 градусов.
Позже спасатели признают, что в операции по спасению было допущено множество ошибок.
Подошедшие суда не могли спустить шлюпки на воду из-за волнения, а пилоты вертолётов летали над местом катастрофы, но не могли внизу разглядеть тонущих.
Из 26 вертушек вовремя прибыть на место смогло только 11.
Настоящий героизм проявили пилоты двух вертолётов пограничной охраны.
Вместо того чтобы отвозить поднятых из моря людей на финский остров Утё, они садились на палубы подошедших судов и таким образом спасли 44 человека.
К 9 утра паром с погибшими лежал на дне моря, а спасатели достали из воды последнего выжившего.
Созданная Швецией, Финляндией и Эстонией следственная комиссия поспешно вынесла вердикт: причины катастрофы кроются в недостатках конструкции парома, которые не отвечают современным требованиям безопасности, и в сложных погодных условиях.
Поднимать паром "просвещённые европейцы" отказались — слишком дорого.
Объявили место катастрофы общей могилой, и дело с концом.
Общественности в качестве доказательства предъявили кадры затонувшего судна с морского дна, однако они были смонтированными, до странности размытыми и нечёткими.
Весной 2019 года родственники погибших в Швеции подали судебный иск с требованием начать новое расследование, организовать погружение к парому и выяснить наконец причину катастрофы.
Иск поддержали родственники погибших в Эстонии, однако до сих пор не слышно, чтобы что-то сдвинулось с места.
"Эстония" так и лежит на дне Балтийского моря в 35 километрах от финского острова Утё и ждёт того, кто сможет раскрыть её тайну.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев