Сейчас много говорится о лидерстве, а также о личностных характеристиках и компетенциях, которые позволяют стать успешным лидером. Профессор Пьер Касс отмечает ряд новых тенденций в лидерстве. Так, роль лидера постепенно смещается от ярко выраженной активной позиции к более сторонней.
Раньше лидер преимущественно все делал сам, затем фокус начал смещаться к совместной работе в команде. Сейчас успешный лидер лишь вбрасывает нужную идею, с которой работает коллектив. А в будущем главной ролью лидера будет воодушевлять людей, воздействовать на более общем уровне, стимулируя новые идеи сотрудников. В статье для журнала Forbes Пьер Касс утверждает, что в новых условиях главное качество лидера — энергия, а не интеллект.
От IQ к EQ, а затем к VQ
Ученые утверждают, что только двадцать процентов успеха зависят от высокого интеллекта, IQ. Последние тенденции смещают акценты от IQ к EQ (эмоциональный интеллект), а затем к VQ (коэффициент жизненной энергии). Так, раньше многие полагали, что успех зависит от интеллекта, высокого IQ, что для успешной деятельности главное — уметь рассуждать, анализировать, рассчитывать и размышлять.
Но опыт показывает, что умный человек — необязательно хороший лидер. Нередко «умники» относятся к окружающим надменно и с трудом взаимодействуют с людьми, находящимися на более низком интеллектуальном уровне. Поэтому лидеры с недостаточным EQ, эмоциональным интеллектом, испытывают сложности в связи с низким уровнем вовлеченности и мотивации исполнителей в ходе реализации даже самых замечательных планов и стратегий.
Пьер Касс отмечает, что зачастую лидеры упускают из виду еще один основополагающий фактор успеха — VQ, коэффициент жизненной энергии — способность руководителей заряжать энергией себя и окружающих, и утверждает, что VQ для успешного лидера имеет даже большее значение, чем IQ и эмоциональный интеллект.
Множественный интеллект
Идея разных видов интеллекта не нова. Еще в 1914 году в книге «Формы жизни» немецкий исследователь Эдуард Шпрангер предложил свою классификацию людей в зависимости от их интеллекта. В книге «Структура разума» (1983) психолог Говард Гарднер, автор понятия «множественный интеллект», подчеркивает, что для того, чтобы в полной мере оценить характер интеллекта человека, его нужно воспринимать в более широком, целостном смысле.
Гарднер высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта, что существует восемь типов интеллекта (телесно-кинестетический, межличностный, лингвистический, логический — математический, натуралистический, внутриличностный, пространственный, музыкальный) и что, возможно, существует еще и девятый, известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
“
Чем выше VQ, тем лучше база для развития других важных талантов и компетенций руководителя и обеспечения успешных действий других людей.
Какой интеллект важнее?
Гарднер утверждает, что каждый обладает одним или двумя преимущественными типами интеллекта, но также может развить способности и в других направлениях. Возвращаясь к утверждениям Пьера Касса о том, что VQ (коэффициент жизненной энергии) — это движущая сила, стимулятор человеческой жизни, закономерно отметить: чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точки зрения. Поэтому энергия и ресурсное состояние руководителя — не главные, но обязательные и основополагающие факторы для успешного лидера.
Чем выше VQ, тем лучше база для развития других важных талантов и компетенций руководителя и обеспечения успешных действий других людей. Важно отметить разностороннее развитие, иначе наличие энергии при отсутствии ума может привести к нежелательным последствиям.
Модель оценки лидерства по Наполеону
Вспомним оценку способностей офицеров от гениального полководца Наполеона (стоит отметить, что в литературе историки ссылаются на прусского фельдмаршала Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке относительно данной классификации офицеров). Модель оценки лидерства по Наполеону представляет собой матрицу по двум показателям — интеллект и энергия, которые могут выступать в следующих сочетаниях:
а) люди с высоким интеллектом и большим количеством энергии становились генералами;
б) люди с высоким интеллектом и небольшим количеством энергии становились командирами;
в) люди с низким интеллектом и небольшим количеством энергии выполняли приказы и неквалифицированные задания;
г) люди с низким интеллектом и большим количеством энергии — самые опасные, и их устраняли из офицерского состава, так как их активная деятельность, направленная в неправильное русло, создавала больше проблем, чем пользы.
Можете подумать, какому из четырех типов вы соответствуете.
Выводы
Итак, можно сделать два главных вывода из теории множественного интеллекта: она расширяет понятие интеллекта, включая все способы, которыми мы обрабатываем полученную информацию, и она утверждает, что интеллект можно развивать. Эти выводы побуждают нас смотреть на вещи по-разному, стимулировать многостороннее мышление, чтобы еще более развить свои уже проявленные способности и осознать и раскрыть свой недооцененный потенциал.
И, пожалуй, последняя ремарка по теме: все в этом мире взаимосвязано. Только занимаясь любимым и интересным делом, можно в полной мере проявить и развить свои таланты, и такой вид деятельности будет не только забирать вашу энергию, но и возвращать сторицей, помогая осуществлению изменений и повышая ваш личный коэффициент жизненной энергии, VQ ваших сотрудников и организации в целом.
Подписывайся на нашу
группу , ставь
лайки, делай
репосты - кому-то эта информация может оказаться очень полезной! Напиши
в комментариях, что думаешь или знаешь по этому поводу?
Нет комментариев