Кумакская средняя школа, была расположена, можно сказать, в самом центре рабочего посёлка Прииск-Кумак. Оно на самом деле так, сейчас, вспоминая её расположение, я гляжу на весь посёлок, как бы сверху, и вижу, если ориентироваться на восток , то справа сразу за школой начинался четвёртый квартал улицей спортивной переходившей в казахский аул расположенный как бы в центре улиц четвёртого квартала и опять заканчивающийся ими. От второго квартала посёлка школа была отделена огромной горой отвалов, как мне тогда казалось и называли мы этот отвал «Эфелючкой». Он образован был из отходов производства химической фабрики по обогащению золота. Справа от от этого отвала находиться поселковое кладбище. Они как бы были на одном уровне и уже за ними находился второй квартал жителей посёлка. Третий квартал посёлка от школы отделяла глубокая балка служившая когда-то руслом небольшой степной речушке «Челиксай». Но уже успешно заиленная отходами производства химической фабрики по обогащению золота. И летом эта речушка практически пересыхала и можно было наблюдать лишь тоненький ручеёк спешащий к реке Кумачке протекающий по краю посёлка и отделяющую основной посёлок от Заречной, имеющей в себе не очень большое количество жилых домов, но считающуюся отдельной и полноправной частью рабочего посёлка. Первый же квартал, граничил с третьим кварталом (границей им служила узкоколейка ведущая от шахты к золото перерабатывающей фабрике) и вторым кварталом через речушку «Челиксай».
Но когда представляешь себе вид посёлка сверху, то убеждаешься в том, что школа лежит именно в центре посёлка, доказательством служат наши терриконы, поднявшись на них, сразу видишь всю картину.
Школьный двор в соотношение с посёлком представлял собой довольно внушительное пространство заполненный школьными строениями и вспомогательными хозяйственными пристройками. Это был свои маленький и шумный мир служащий постоянным притяжением для учителей и учеников, у него были свои неписанные законы и правила, которые старательно соблюдались и так же старательно нарушались. Основное здание школы выложенное из самана и находившееся под шиферной крышей, имело просторные окна дающие достаточно света в классы. Своим торцом оно смотрело на кленовый садик расположенный рядом с поселковым клубом имени «Артёма». Сплошная его стена с огромными окнами смотрела в сторону четвёртого квартала и огорожена была деревянным штакетником. Между забором и стеной росли кусты различных растений и деревьев. Во внутренний двор, здание имело отросток в котором был расположен главный вход в здание и в нём находилось несколько помещений. Одно служило буфетом, при мне, а учиться я начал там в седьмом классе, мы переехали на постоянное место жительство в посёлок и города Орска, так вот в буфете работала Полина Халина, и у которой мы на большой перемене покупали пончики с повидлом, компот, чай, конфеты и шоколад, и всякие другие вкусности. Рядом с буфетом находилась «Пионерская комната» в которой собирались пионеры вокруг пионервожатого по той или иной причине. Там же была ещё одна комната в которой позже стал заниматься один из классов Казахской школы. Ступеньки соединяли это небольшое здание с основным зданием, переходящим в большой и светлый школьный коридор.
Продолжением здания на запад было здание чуть пониже и это был спортзал и актовый зал вместе. Оно было не очень высокое, но немного углублено вниз, совсем чуть чуть. И полноценно играть в баскетбол и волейбол было в нём конечно затруднительно, но тем-немение соревнования по этим играм в спортзале проводились. В этом здание была пристроена сцена с которой мы пели, и проводились общешкольные комсомольские мероприятия или ещё какие представления. Смотровой зал, а он же спортзал был всегда забит до основания зрителями школьниками, да и молодёжью уже закончившей школу. Здесь мы проводили интересные вечера отдыха, за которые был ответственен какой нибудь старший класс и готовящий небольшой концерт своими силами, после концерта обычно начинались танцы, стулья и скамейки расставлялись вдоль стены и центр зала заполнялся танцующими учениками, и пришедшей в гости в свою школу молодёжи. К спортзалу было пристроено следующее здание в котором находилось всего два кабинета, кабинет физики и кабинет домашнего руководства в котором проходили уроки труда для девочек нашей школы. И заканчивалось это большое здание школы ещё одной пристройкой в котором были расположены несколько кабинетов в которых обычно учились ученики начальных классов. С этого торца здание было отгорожено забором, за которым находилось здание детского сада, бывшее когда-то больницей.
Но школьный двор не заканчивался этим строением, в сторону третьего квартала стояло ещё одно здание в котором расположилась школьная библиотека, и небольшой склад завхоза школы, чуть ближе в сторону к школьным тополям и клёнам занимавшим довольно приличное место, Стояла школьная котельная, спасавшая нашу школу в зимние холода. Дальше по направлению к «Челиксаю» были ещё пристройки хозяйственного значения, соединяющие в себе гараж для школьного автомобиля, ранее в нашей школе с восьмого по десятый класс включительно, преподавали автомобильное дело, ребята за два года полностью овладевали техническими знаниями и практикой вождения, сдавали экзамены, и по исполнению восемнадцати лет получали права на вождение не только легковых автомобилей, но и грузовых. За гаражом была небольшая конюшня в ней обитал серый меринок на котором в школьный буфет привозились из нашей пекарни пончики с повидлом, булочки, крендельки, ну и естественно с Кумакского склада продовольствия, печенья, соки, и конфеты с шоколадом. Были ещё пристройки которые использовались, как склады для материала уроков труда, да и для других хозяйственных нужд школы. В сторону бывшего клуба имени «Артёма», находилось ещё одно здание стоявшее почти на одной линией с клубом, это была «Новая школа» как мы её называли. В этой самой «Новой школе» я начинал учиться в далёком для меня сейчас 1961 году в качестве ученика первого класса «В». Жил я тогда у моей бабушки Скиба Просковьи Дорофеевны, и моего деда Скиба Матвея Емеляновича, мать моя в то время жила в городе Орске и работала на заводе. Что и как и почему я начинал свой школьный путь в Прииск-Кумакской школе я не могу сказать даже сейчас, это просто факт из моей жизни. Речь сейчас совсем о другом. Я помню то, что нас первых классов в то время было пять, или шесть и каждый насчитывал в себе не менее сорока учеников первоклашек. Это здание смотрелось красиво, оно было высокое и в в него надо было подниматься по ступенькам к сожалению не помню их количество, но кажется их было не меньше пяти. Окна были просторные, классы светлые, раньше в них стояли обыкновенные печки для отопления, но потом их убрали за ненужностью, так как была построена котельная с центральным отоплением. Но времена меняются и в 1967 году в этом здание уже находилась казахская средняя школа, так как к этому времени количество населения посёлка Кумак изменилось, а с ним и количество учеников стало естественно меньше. Здание которое раньше занимала казахская десятилетняя средняя школа находилось через дорогу ближе к «Челиксаю». Но уже в следующем 1968 году, если я не ошибаюсь в нём организовали интернат для учеников из совхоза имени космонавта В. Комарова и его отделений Тикаша и Ореховка. Ещё в этом здании с торца был кабинет труда, где проводились уроки по трудовому обучению для мальчиков. Хозяйственные пристройки были и у этого здания, так как ранее казахская средняя школа имела своё хозяйство, куда входили средства для ремонта своей школы. Вот так примерно выглядел школьный двор когда я начал учится в Кумакской средней школе в седьмом классе. Как я уже говорил мы переехали в Кумак на постоянное место жительство в 1967 году.
Поселковая школа это отдельный мир, мир полный жизни, шума и детского смеха. А в то время школа, можно сказать, являлась основным местом сосредоточения общественной жизни посёлка Кумак. В ней каждую субботу проводились школьные художественные вечера, КВНы, концерты посвящённые каким либо событиям, или спортивные соревнования на которые приглашались школа из совхоза имени космонавта В. Комарова, и наша поселковая молодёжь окончившая школу и готовая соревноваться со старшеклассниками показывая свои навыки приобретённые в этой же самой школе на уроках физкультуры.
Одно время в жизни посёлка были тяжёлые времена, почему-то сгорел клуб имени «Артёма» горели сеновалы у людей. Что как и почему я не берусь об этом судить, но, это было. Клуб был перенесён в старое здание механического цеха, перестроенного немного. Но он уже не имел такого притяжения населения, как старый клуб, хотя время от времени и в нём происходили концерты и мероприятия общественности, и крутились фильмы по вечерам. Школьная жизнь притягивала к себе больше особенно нас её учеников, мы готовились к концертам и спортивным соревнованиям, конечно же готовились к урокам, принимали участие в районных соревнованиях, в общем горели и тянулись друг к другу, находя радость в дружеском общении и совместном участии будь то подготовка к школьному концерту или школьным спортивным соревнованиям. Наш 7Б был небольшой класс по своей численности, но достаточно много национален, у нас был дружный коллектив и я не припомню того чтобы между нами когда нибудь возникали крупные ссоры или ещё какие неприятности. Да мы дурачились, не очень хорошо вели себя на уроках, это может подтвердить наша классная руководительница Кобина Вера Николаевна, так как к ней стекались все жалобы на нас от учителей ведущие уроки в нашем классе. Нет мы это не делали специально, нам просто не хватало перемены, чтобы расходовать свою бьющую фонтаном детскую энергию жизни, и отсидеть спокойно сорок пять минут урока. Наши мудрые, обличённые жизненным опытом учителя прекрасно знали об этом и у каждого были свои секреты, как сдержать класс в повиновении и полном внимании к уроку. Например наш учитель русского языка и литературы Юдин Владимир Вячеславович, человек высоко интеллигентный, я никогда не слыхал чтобы он на кого-то кричал, он был наполнен юмором и мгновенно реагировал на любую ситуацию, но при этом сохранял полное спокойствие. Он стремительно входил в класс не обращая на то что мы ещё не угомонились, здоровался усаживая нас за парты, и видя что мы ещё в каком-то возбуждении, вдруг выдавал: - Ну, что начнём с родственников? - весь класс начинал не то что смеяться, а укатываться со смеху, ведь все поняли что речь идёт обо мне. Я имел тогда смелость дружить с его дочкой Татьяной учившейся в параллельном 7А классе. А был урок литературы и нужно было выучить Лермонтовского
«Мцыри» какую-то там часть его. Я конечно поднялся красный, как рак, и начал что-там лепетать, одноклассники к этому времени перестали хохотать, потому, как у них не было уже сил сказать просто хи-хи. Владимир Вячеславович выслушав несколько произнесённых мною строчек сказал ладно садись я знаю, что ты знаешь урок, ставлю тебе пять. Я сел на место стараясь всё ещё прийти в себя, с неудовольствием посматривая на своих улыбающихся одноклассников. Но я не мог не уважать учителя который так быстро справился с учениками разрядив их по полной и спокойно продолжавший урок уже в полной тишине и внимании. ( Это я конечно понял много позже, когда пришлось самому преподавать в этой же самой школе, уроки пения и физкультуры).
По отношению к нам Владимир Вячеславович вёл себя не как начальник, а как старший товарищ умудрённый жизненным опытом и необходимыми знаниями для общения с нами, учениками. Но он умел держать дистанцию и мы чувствовали это и уважали его за это. Другой подход к нам был у нашей классной руководительнице Веры Николаевной Кобиной, но возможно должность классного руководителя накладывала свои отпечатки на поведение учителя. Она заходила в класс здоровалась с нами на немецком, сажала нас за парты. И если мы вели себя на предыдущих уроках не очень правильно, нам конечно же влетало за это, и мы присмиревшие и виноватые тихо сидели за партами весь урок. Стараясь правильно произносить новые немецкие слова или стихотворение на немецком типа.
Майн брудер ист айн тракторист
Ин унзерем колхоз,
Унд во зейн трактор пфлюг да ист
Ди эрнте рейх унд гросс.
Уроки истории у нас вёл Иванченко Владимир Андреевич, представительный молодой мужчина, всегда прилично одет, при галстуке манера его преподавания урока отличалась от других учителей, но на то она и история. Голос у него был хорошо поставлен и он его не очень поднимал, на нас если замечал какой-то назревающий не порядок на уроке, излишнее шевеление или шёпот. Он просто замолкал и молча смотрел на того, кто позволил себе смелость отвлечься от урока, затем спокойно дальше продолжал объяснять новый материал. Да, мы в общем-то не старались особенно баловаться на его уроках история дело увлекательное.
Конечно о каждом учителе ведущем в нашем классе свой предмет можно было рассказать очень много и с интересом. Но больше всего нам нравилось проводить школьные переменки, на которых постоянно слышен был визг играющих в догонялки учеников младших классов. Или смех девчонок шестиклассниц или постарше стайкой собравшись где нибудь на скамеечке под тополем и обсуждающие свои насущие проблемы, если это была тёплая осень или весна. Мальчишки же постарше собирались за торцом здания школы где вели разговоры о рыбалке, происходили какие-то обмены, перочинный ножичек на шариковую ручку или на новые рыболовные крючки. Наш школьный парк был очень хорош в своём смешанном виде, передние ряды занимали красивые стройные тополя, и весной с них летел белый пух ложащийся на окна школы крыши и скамейки под ними. Затем невысокие и раскидистые клёны своими рядами доходили до школьного забора. В центре школьного двора была достаточная площадка на которой проводились школьные линейки. Школа выстраивалась правильным прямоугольником, торжественно звенел первый звонок и каждый раз начинался новый учебный год в нашей школе, с приветствий, поздравлений и конечно же с надеждой на лучшее, что ученики будут все учится хорошо и вести себя прилично на уроках и не доводить своих любимых учителей до нервных срывов.
09.02.2020г.
© Copyright: Леонид Екель Сычугов, 2020
Свидетельство о публикации №220021100879
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2