Batman), изначально Бэт-мен (англ. Bat-man «Человек — летучая мышь») — вымышленный персонаж, супергерой, персонаж комиксов издательства DC Comics, впервые появившийся в Detective Comics («Детективные комиксы») № 27 в мае 1939 года. Наряду с Суперменом, Бэтмен является одним из самых популярных и известных героев комиксов. Был создан художником Бобом Кейном в соавторстве с писателем Биллом Фингером.
До недавнего времени Боб Кейн считался главным создателем персонажа, но
после многих исследований, в 2015 году авторство было переданы Биллу
Фингеру, так как настоящий вклад Кейна в создание героя был весьма
незначительным.
В оригинальной версии биографии Бэтмен — тайное альтер-эго миллиардера Брю́са Уэ́йна, успешного промышленника, филантропа и любимца женщин. В детстве, став свидетелем убийства своих родителей, Брюс поклялся посвятить свою жизнь искоренению преступности и борьбе за справедливость.
Подготовив себя физически и морально, он надевает стилизованный костюм
летучей мыши и выходит на улицы города для противостояния преступникам[3]. Место действия историй о Бэтмене — вымышленный американский город Готэм, созданный на основе Чикаго с элементами Нью-Йорка[4][5]. При содействии нескольких второстепенных персонажей, в том числе его напарника Робина, дворецкого Альфреда, комиссара полиции Джеймса Гордона, а также иногда супергероини Бэтгёрл,
Бэтмен противостоит преступному сообществу, коррумпированным политикам и
продажным представителям власти Готема, а также группе злодеев, среди
которых Джокер, Двуликий, Ядовитый Плющ, Пингвин. В отличие от большинства супергероев, Бэтмен не обладает сверхспособностями,
а использует свой интеллект, навыки боевых искусств, познания в науке и
технике, а также несгибаемую волю, способность внушать страх и
запугивать своих врагов. В отличие от преступников, которым он
противостоит, Бэтмен никогда никого не убивает и никогда никому не
мстит.
С момента своего появления Бэтмен почти сразу обрёл популярность,
меньше чем через год получив собственную одноимённую серию комиксов. С
течением времени появилось несколько вариантов различного толкования
персонажа. После выхода телесериала «Бэтмен» в 1966 году образ Бэтмена, воплощённый актёром Адамом Уэстом,
использовался в комиксах на протяжении многих лет. В 1980-х годах было
решено вернуть более зловещий вид Тёмного рыцаря, что отражено в
мини-серии комиксов 1986 года Batman: The Dark Knight Returns (рус. Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря) авторства Фрэнка Миллера. Образ, переписанный Миллером, стал основой для фильма Тима Бёртона «Бэтмен» 1989 года и перезапуска 2005 года «Бэтмен: Начало» режиссёра Кристофера Нолана, которые позволили возродить популярность персонажа[6].
Как культурная икона Бэтмен был адаптирован для кино, телевидения и
книг, а также появлялся в различных видах товаров, продающихся по всему
миру, таких как видеоигры, игрушки и одежда. В настоящее время Бэтмен
входит в тройку величайших супергероев (вместе с Суперменом и
Человеком-Пауком), занимая 2 место в списке «Сто лучших героев комиксов всех времён» по версии IGN[7].
Создание
Боб Кейн, создатель Бэтмена, карикатура итальянского художника Грациано Орига, 1993 год
В начале 1939 года успех Супермена в серии Action Comics побудил издателей компании National Publications (англ.)русск. (будущей DC Comics)
начать работу над созданием и выпуском в печать новых персонажей. В
ответ на запрос издательства Боб Кейн придумал персонажа Бэт-мена. Билл
Фингер, работавший вместе с Кейном над новым героем, рассказал о деталях
работы:
У Кейна была идея персонажа с
псевдонимом «Бэтмен», и он хотел, чтобы я посмотрел его рисунки. Я
подошёл к Кейну, и он нарисовал персонажа, внешне очень похожего на
Супермена, — красноватые трико, по-моему, ботинки, без перчаток и без
рукавиц, в небольшой маске и раскачивающегося на верёвке. У него были
два больших жёстких крыла, которые торчали, как у летучей мыши, и внизу
была подпись — БЭТМЕН[8].
Фингер предложил сделать персонажа в полностью закрытой маске, а не
частично, как задумывал Кейн, в плаще вместо крыльев, с перчатками и без
красных трико[9][10][11][12], а также дал имя — Брюс Уэйн, заимствованное у Роберта Брюса — шотландского монарха, дворянина и любимца женщин. Позднее Фингер рассказал, что имя было выбрано под влиянием The Phantom (рус. Фантом) — серии комиксов 1936 года, авторства писателя Ли Фалька, с которым был знаком Кейн[13].
Различные детали биографии Бэтмена, а также сам сюжет и визуальный
дизайн были вдохновлены массовой культурой 1930-х годов — фильмами,
журналами, газетами, комиксами, а также личной биографией Кейна. Сам
Кейн отмечал, что при создании художественного оформления черпал
вдохновение из фильмов «Знак Зорро» 1920 года и «Шёпот летучей мыши» 1930 года, а Фингер называл в качестве повлиявших на его работу литературных персонажей того времени — Дока Сэвиджа из pulp-журналов 30-х годов и Тень из одноимённого журнала при изображении Бэтмена как борца с преступностью и умелого детектива, а также Шерлока Холмса в качестве основы для детективных навыков Бэтмена[14].
В автобиографии Кейн поделился подробностями создания персонажа:
Однажды я позвонил Биллу [Фингеру] и
сказал, что у меня есть новый персонаж Бэт-мен, но он несколько сырой, с
несложными набросками, и я хотел бы, чтобы он посмотрел на них. Он
пришёл, и я показал ему рисунки. В то время у персонажа была только
небольшая маска, такая, которую позже носил Робин. Билл предложил:
«Почему бы не сделать его более похожим на летучую мышь, сделать глухую
маску, оставив только прорези для глаз, чтобы он был более
таинственным?» На том этапе Бэт-мен носил красный костюм, а крылья и
маска были чёрными. Я думал, что комбинация с красным цветом будет
подходящей. Билл сказал, что костюм слишком яркий: «Сделаем его
тёмно-серым, чтобы он выглядел более зловещим». У костюма были жёсткие
крылья, прикреплённые к рукам. Мы с Биллом решили, что они будут
выглядеть громоздко при движении Бэт-мена, и превратили их в плащ,
который был похож на крылья летучей мыши, когда он дрался или спускался
вниз по верёвке. Кроме того, у него не было никаких перчаток, и мы
добавили их, чтобы он не оставлял отпечатков пальцев.[13]
Вопрос авторских правКейн
подписал авторские права на персонажа вместе с условием обязательного
указания его авторства на обложках всех комиксов о Бэтмене. Условие
перестало соблюдаться в середине 1960-х — имя Кейна на обложке было
заменено на стандартные подписи сценаристов и художников, работавших над
выпуском. В конце 1970-х, когда Джерри Сигел и Джо Шустер добились упоминания created by (рус. созданный [кем]) в отношении Супермена, вместе с Уильямом Молтоном Марстоном в отношении Чудо-женщины, в комиксах о Бэтмене стали добавлять created by Bob Kane (рус. созданный Бобом Кейном) вместе с традиционными подписями авторов того или иного выпуска.
В отличие от Кейна, Билл Фингер не получил аналогичного признания. Он
упоминался как автор персонажа вплоть до 1960-х годов, когда его роль в
создании Бэтмена была постепенно приуменьшена. В выпуске Batman № 169 в феврале 1965 года редактор Джулиус Шварц назвал Фингера создателем Загадочника —
одного из постоянных суперзлодеев в комиксах о Бэтмене. Вскоре контракт
с Фингером регулировал только количество выпущенных с его участием
номеров, а не упоминание его как автора на обложках. Кейн писал: «Билл
был в унынии из-за отсутствия крупных достижений в своей карьере. Он
чувствовал, что не использовал весь свой творческий потенциал, и успех
прошёл мимо него»[15].
На момент смерти Фингера в 1974 году DC Comics так официально и не
отметила Фингера как одного из создателей Бэтмена, однако он считается
одним из главных авторов Зелёного Фонаря.
Джерри Робинсон, работавший в то время вместе с Фингером и Кейном,
подверг критике решение Кейна самолично владеть правами на Бэтмена. Он
прокомментировал своё заявление в интервью в 2005 году изданию The Comics Journal тем, что Кейн, в отличие от созданного им персонажа, не собирается делиться ни славой, ни деньгами:
Необходимо включить Билла в список
авторов, потому что я знаю, что он там был. Это единственная вещь,
которую я никогда не простил Бобу. <…> Должно было быть так же,
как у Сигела и Шустера — указание авторства одного писателя и одного
художника.[16]
Поначалу Кейн опровергал претензии Фингера в адрес прав на персонажа и
в 1965 году отправил открытое письмо в адрес поклонников, где говорил,
что Фингер «представил всё так, что он сам создал Бэтмена, а также
Робина и остальных ведущих супергероев и суперзлодеев». По словам Кейна,
все заявления Фингера не что иное, как мошенничество, и абсолютно не
соответствуют действительности. Кейн также прокомментировал отсутствие
имени Фингера на обложках комиксов, назвав его одним из тех
«писателей-призраков», которые должны оставаться в тени, а если бы он
хотел видеть своё имя на обложках, то перестал бы быть «призраком» и
предложил бы что-нибудь новаторское[17]. В 1989 году Кейн снова вернулся к ситуации с Биллом Фингером, упомянув её в одном из интервью:
В те времена политика DC была
такова, что указывалось имя художника, а не писателя. Если ты не можешь
писать — привлекают других, но их имя никогда не указывается в готовом
варианте комикса. Так как Билл никогда не спрашивал меня об этом [об
имени автора], я добровольно не начинал этот разговор. Думаю, всё дело в
моём эго тех времён. Я действительно расстроился, когда узнал, что он
[Фингер] умер[18].
Первые публикации
Обложка выпуска Detective Comics № 27 (май 1939 года), первое появление Бэтмена, художник — Боб Кейн
Первый сюжет в комиксах о Бэтмене, The Case of the Chemical Syndicate (рус. Дело о Химическом синдикате), был опубликован в выпуске Detective Comics № 27 в мае 1939 года. Изначально истории о Бэтмене были написаны в стиле pulp-журналов,
что проявлялось не только в оформительской деятельности художников, но в
раскаянии самого персонажа в нанесении увечий преступникам. Бэтмен
обрёл популярность и получил собственную серию комиксов в 1940 году,
параллельно продолжая появляться и в Detective Comics. В то время
компания National Publications была самым крупным издателем комиксов, и
Бэтмен вместе с Суперменом и Чудо-женщиной стали краеугольным камнем
успеха издательства[19]. Бэтмен и Супермен начали появляться бок о бок в серии World’s Finest Comics (рус. Самые замечательные комиксы мира), которая первоначально выходила под названием World’s Best Comics (рус. Лучшие мировые комиксы) и дебютировала осенью 1940 года. Среди создателей серии были Джерри Робинсон и Дик Спрэнг.
В течение нескольких первых выпусков были добавлены несколько
элементов персонажа — детали внешнего вида, характера. Кейн рассказал,
что в течение первых шести выпусков он сделал подбородок Бэтмена более
выраженным, а также удлинил уши на маске костюма, устоявшийся образ
Бэтмена он получил примерно через год[20]. Пояс Бэтмена, который впоследствии стал его неизменным атрибутом, появился в выпуске Detective Comics
№ 29 в июле 1939 года, а первые технические приспособления — крюки,
бумеранги с логотипом летучей мыши, а также первое средство
передвижения — Бэтаплан, аналог летательного аппарата, — появились в
№31. История происхождения и детство персонажа были показаны в № 33 в
ноябре 1939 года. Фингер стал автором истории об убийстве родителей
Уэйна, свидетелем которого он стал, когда был ребёнком. На странице был
изображён юный Брюс Уэйн, который, стоя у могилы своих родителей,
клянётся отомстить за их смерть и посвятить свою жизнь борьбе с
преступностью[21][22][23].
Вскоре версия Бэтмена, аналогичная pulp-журналам, стала исчезать, делая его всё более уникальным персонажем. В выпуске Detective Comics № 38 в апреле 1940 года случилось первое появление Робина — юного напарника Бэтмена[24]. Персонаж Робина был введён по предложению Фингера, который посчитал, что Бэтмену необходим свой «Ватсон», с которым он мог бы говорить[25].
Продажи серии выросли почти в два раза, несмотря на то, что Кейн
предпочитал видеть Бэтмена сольным героем, а введение Робина дало начало
тенденции появления молодых напарников у взрослых супергероев[26].
К 1942 году были введены практически все каноничные детали историй о Бэтмене[27]. В первые годы после Второй мировой войны
DC Comics начала ориентироваться на создание сюжетов, максимально
отдалённых от тяжёлого положения дел того времени — только что
закончившейся войны, которая унесла множество жизней. Издательство
избавилось от мрачных и угнетающих сюжетов, которые публиковались вплоть
с 1940 года. Вместо них Бэтмен был представлен как респектабельный и
добропорядочный гражданин в городе, лишённом засилья преступности и
какого-либо иного негатива[28].
1950 — начало 1960-х годов
Джерри Робинсон — соавтор серии в 1940—1950-х годах и один из самых
заметных сценаристов, работавших над ней за весь период публикаций
После спада популярности комиксов в 1950-х годах Бэтмен стал одним из
немногих персонажей, чьи комиксы не были сняты с публикации[29]. В сюжетной линии The Mightiest Team in the World (рус. Самая могучая команда в мире) в выпуске Superman
№ 76 в июне 1952 года Бэтмен впервые объединяется с Суперменом в рамках
основной серии, и оба узнают о настоящих личностях друг друга. Вслед за
успехом сюжетной линии серия World’s Finest Comics, где оба
героя уже работали вместе, частично изменила структуру повествования,
представив героев в одной команде, а не по отдельности, как было ранее.
Серия стала коммерчески успешна и просуществовала вплоть до масштабного перезапуска в 1986 году.
Комиксы о Бэтмене стали объектом критики в книге психолога Фредерика Вертама (англ.)русск. «Совращение невинных» (англ. Seduction of the Innocent),
которая вышла в 1954 году. Вертам высказал мнение, что дети способны
подражать увиденному в комиксах, в том числе преступлениям, а потому
серии комиксов о Бэтмене негативно влияют на подростков. После всплеска
популярности детективов, триллеров и ужасов комиксы обвинили в растущем
уровне преступлений среди подростков. Некоторые пойманные юные
преступники признавались в чтении комиксов, что и стало причиной
принятия их за «общий знаменатель», а Вертам попытался переложить вину
за совершённые преступления с детей и их родителей на комиксы, которые
они читали[30]. Ещё одним моментом, на который обратил внимание Вертам, стал намёк на гомосексуальные отношения Бэтмена и Робина в одном из выпусков[31]. В результате подобных спекуляций, популярность комиксов снизилась, а издательства ввели систему цензурирования Comics Code Authority (англ.)русск., позволяющую отслеживать уровень насилия в комиксах[32][33],
а истории о супергероях, без труда поддерживающих спокойствие в своём
городе, снова стали набирать популярность. DC ввели двух новых
персонажей-женщин — Бэтвумен в 1956 и новую Бэтгёрл — Барбару Гордон — в
1961 году[34].
В конце 1950-х годов сюжеты в комиксах о Бэтмене стали носить научно-фантастический
характер, ориентируясь на других персонажей DC, в историях о которых
успешно появлялись фантастические допущения в области науки[35]. Были введены новые персонажи, такие как Бэт-гончая — немецкая овчарка и Бэт-клещ — дух-фамильяр, а в сюжетных линиях всё чаще начинают появляться космические пришельцы. В феврале 1960 года, в выпуске The Brave and the Bold № 2, Бэтмен дебютировал в составе Лиги Справедливости Америки, а спустя год — в одноимённой серии комиксов как один из главных персонажей.
Переосмысление персонажа
Бэтмен (Адам Уэст) и Робин (Берт Уорд) из телесериала 1966 года. Образ персонажа, созданный Уэстом, использовался в комиксах на протяжении последующих нескольких лет
В 1964 году популярность комиксов о Бэтмене резко упала. Боб Кейн
предположил, что вследствие этого DC могут принять решение «убить»
Бэтмена[36],
однако вместо этого пост сценариста основной серии занял Джулиус Шварц.
Он стал инициатором радикальных изменений, начавшихся с выпуска Detective Comics
№ 327 в мае 1964 года. Шварц решил вернуть детективный жанр в истории о
Бэтмене, а для изменения образа персонажа пригласил художника Кармайна
Инфантино. Был переработан костюм Бэтмена и бэтмобиль, на которые был добавлен логотип — жёлтый эллипс
со стилизованным изображением чёрной летучей мыши. Космические
пришельцы и новые персонажи начала 1960-х, а также Бэтвумен и некоторые
другие герои были удалены из сюжета, а дворецкий Уэйна, Альфред,
был убит, однако быстро возвращён назад из-за негативной реакции
читателей. В особняк Пэлисайдс переехала ещё одна родственница Уэйна —
тётя Гарриет, которая стала жить вместе с Брюсом и Диком Грейсоном[37].
Выход телесериала «Бэтмен»
в 1966 году оказал значительное влияние на комикс-персонажа.
Популярность серии начала расти, а продажи выпусков приблизились к 900
000 копий[38].
Вслед за телесериалом в серии комиксов были введены такие персонажи,
как новая Бэтгёрл, а также возвращение Альфреда. Несмотря на успех среди
поклонников комиксов сериал был отменён в 1968 году, и продажи комиксов
о Бэтмене в очередной раз начали снижаться.
В 1969 году серией занялись писатель Деннис О’Нил и художник Нил Адамс,
которые предприняли ряд попыток дистанцировать образ Бэтмена от
сериального образа Адама Уэста и вернуть персонажа к его корням, сделав
истории снова мрачными, а Бэтмена — «ночным Тёмным рыцарем»[39].
О’Нил рассказал, что в начале работы посещал библиотеку DC, где читал
ранние выпуски комиксов о Бэтмене, чтобы ознакомиться с работой Кейна и
Фингера[40].
Первым совместным сюжетом О’Нила и Адамса был The Secret of the Waiting Graves (рус. Тайна ожидающих могил) в выпуске Detective Comics
№ 395 в январе 1970 года. Несколько сюжетов тех времён были написаны
О’Нилом и Адамсом вместе с Джулиусом Шварцем, а также с контурщиком
Диком Джордано, а позже — группой различных писателей и художников,
работавших над серией[41].
Джордано рассказывал: «Мы вернулись к мрачному и тёмному Бэтмену, и я
думаю, поэтому эти истории были приняты так хорошо. Даже сегодня мы всё
ещё используем образ Бэтмена варианта Адамса — с заострённым ушками и
длинным плащом». Хотя работа Адамса и О’Нила добилась широкого признания
среди поклонников комиксов, она лишь незначительно помогла увеличить
уровень продаж. Аналогичная ситуация возникла и со следующими авторами
серии — писателем Стивом Энглхартом и художником Маршалом Роджерсом,
работавшими над выпусками № 471-476 с августа 1977 по апрель 1978 года,
впоследствии повлиявшими на Тима Бёртона в работе над фильмом «Бэтмен» 1989 года и адаптированными для одноимённого мультсериала
1992 года. Число продаж комиксов о Бэтмене продолжало снижаться вплоть
до 1980-х годов, достигнув рекордно низкого уровня к 1985 году[42].
Серия Фрэнка Миллера и последующий периодВ феврале — июне 1986 года вышла мини-серия Batman: The Dark Knight Returns (рус. Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря), автором которой стал Фрэнк Миллер.
Серия, рассказывающая историю пятидесятилетнего Брюса Уэйна, вызвала
крупный всплеск популярности персонажа, вернула былой финансовый успех, а
также стала одной из самых заметных серий издательства[43].
В том же году Деннис О’Нил снова занял пост редактора серии о Бэтмене и стал одним из инициаторов крупномасштабного кроссовера — Кризис на Бесконечных Землях, который изменил статус-кво
личностей супергероев издательства. Кроссовер внёс значительные
изменения во вселенную DC, изменив 50-летнюю концепцию повествования
посредством отмены Мультивселенной — бесконечного множества параллельных миров,
после чего все серии DC Comics были обнулены и «перезапущены» заново.
О’Нил рассказал, что был нанят специально для того, чтобы полностью
обновить персонажа. Одним из результатов стала сюжетная арка Batman: Year One (рус. Бэтмен: Год первый) в выпусках Batman
№ 404-407 в феврале — мае 1987 года, в котором Фрэнк Миллер и художник
Дэвид Маззучели переписали происхождение Бэтмена. Позже уже устоявшийся
мрачный стиль серии продолжили писатель Алан Мур и художник Брайан
Болланд, выпустив одиночный выпуск Batman: The Killing Joke (рус. Бэтмен: Убийственная шутка),
в которой Джокер, в попытке свести с ума комиссара Гордона, ранит
выстрелом его дочь, Барбару, лишая её возможности ходить, а затем
похищая самого Гордона для физических и психологических пыток[44].
Широкое внимание комиксы о Бэтмене привлекли в 1988 году, когда был открыт аудиотекс для голосования читателей относительно того, умрёт ли второй Робин Джейсон Тодд или нет[45]. Читатели, с разницей в 28 голосов, проголосовали за смерть Тодда, которая случилась в сюжете Batman: A Death in the Family (рус. Бэтмен: Смерть в семье)[46].
Спустя год вышел в свет полнометражный фильм Тима Бёртона, который
окончательно вернул Бэтмену внимание общественности, а создателям принёс
миллионы долларов прокатной и маркетинговой прибыли. Тем не менее, три
последующих фильма — «Бэтмен возвращается» Бёртона, а также «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» Джоэла Шумахера — не были настолько успешны в прокате. Успешный перезапуск франшизы о Бэтмене произошёл с выходом фильмов режиссёра Кристофера Нолана: «Бэтмен: Начало» в 2005 году, «Тёмный рыцарь» в 2008 году и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» в 2012 году. В 1989 году стартовала серия Legends of the Dark Knight (рус. Легенды Тёмного рыцаря), проданная в количестве полумиллиона копий и ставшая первой сольной серией Бэтмена с 1940 года[47].
В 1993 году в сюжетной арке Batman: Knightfall (рус. Бэтмен: Падение рыцаря) появляется новый злодей — Бэйн,
который ломает Брюсу Уэйну позвоночник. Пока Бэтмен выздоравливает, его
плащ носит Жан-Поль Велли, известный как Азраил, — потенциальный убийца
и линчеватель Готэма. Над этим и следующими кроссоверами о Бэтмене
1990-х годов работали писатели Даг Монк, Чак Диксон и Алан Грант. В 1998
году вышел кроссовер Batman: Cataclysm (рус. Бэтмен: Катаклизм), ставший подводящим к годичной сюжетной линии 1999 года Batman: No Man’s Land (рус. Бэтмен: Ничейная территория),
объединившей в себе все события, произошедшие с Бэтменом с момента
перезапуска в 1986 году, и закончившейся разрушением Готэма. После
окончания серии О’Нил ушёл с поста редактора, и его место занял Боб
Шрек.
2000 год — настоящее времяВ
конце 1990-х работу над серией начал Джеф Лоэб, ранее работавший в
качестве сценариста на телевидении. Вместе с Тимом Сэйлом он написал две
мини-серии — The Long Halloween (рус. Длинный Хэллоуин) и Dark Victory (рус. Тёмная победа),
события которых стали провалом в ранней карьере Бэтмена,
противостоящего суперзлодеям, история которых тоже была переписана (в
первую очередь Харви Дента),
а некоторые были убраны из сюжета, например, Праздник, что вызвало
недовольство поклонников. В 2003 году Лоэб вместе с художником Джимом Ли
начал работу над одной сюжетной аркой — Batman: Hush (рус. Бэтмен: Молчание)
в рамках основной серии о Бэтмене. Арка из двенадцати выпусков
представила Бэтмена и Женщину-кошку в борьбе против рассадника злодеев
Готэма, а также «воскресила» Джейсона Тодда, который отправился на
поиски таинственного злодея по имени Хаш. Примечательно, что среди
читателей комиксов Джейсон Тодд считался одним из персонажей, на
воскрешение которых и очередное появление в комиксах не было надежды,
несмотря на то, что почти все убитые персонажи рано или поздно
возвращаются. Среди поклонников комиксов существовал афоризм, который
назывался «Условие Баки» (по имени Баки Барнса, персонажа Marvel Comics, напарника Капитана Америки): «Никто не останется мёртвым, кроме Баки, Джейсона Тодда и дяди Бена»[48].
Возвращение Тодда было положительно воспринято читателями, а сам сюжет
стал первой работой Джима Ли в рамках постоянной серии комиксов. Сюжет
стал успешным и в финансовом плане, заняв первое место в списке продаж Diamond Comic Distributors (англ.)русск., где истории о Бэтмене отсутствовали с 1993 года, когда вышел выпуск Batman № 500. Возвращение Тодда заложило основы для сюжетной линии писателя Джадда Винника Under the Hood (рус. Под колпаком), где Тодд стал злодеем по имени Красный колпак.
Два заметных автора историй о Бэтмене за последние годы: Фрэнк Миллер (вверху) и Грант Моррисон (внизу)
В 2005 году была запущена серия All-Star Batman and Robin (рус. Сверхновый Бэтмен и Робин), которая не входила в основной канон вселенной DC, а события в ней разворачиваются в одном из миров Мультивселенной. Серия, написанная Фрэнком Миллером и иллюстрированная Джимом Ли, была положительно воспринята критиками и читателями[49][50] и стала успешна в финансовом плане[51][52].
Начиная с 2006 года постоянными сценаристами двух текущих серий о Бэтмене — Batman и Detective Comics — стали Грант Моррисон
и Пол Дини соответственно. Вместе с Дини Моррисон вернул в сюжет
тенденции 1950-х годов — научную фантастику, а многие из прошлых сюжетов
были пересмотрены и представлены как наркотические галлюцинации
Бэтмена. Кульминацией работы Моррисона стала сюжетная линия Batman R.I.P. (рус. Покойся с миром, Бэтмен),
где персонаж противостоял неизвестной ранее организации «Чёрная
перчатка», целью которой стало свести Бэтмена с ума. Сюжетная линия
стала подводящей к масштабному кроссоверу Моррисона — Final Crisis (рус. Финальный кризис), в котором была показана мнимая смерть Бэтмена от руки Дарксайда. В 2009 году вышла серия Batman: Battle for the Cowl (рус. Бэтмен: Битва за капюшон,
«капюшон» — ссылка на маску Бэтмена), где герои, убеждённые в смерти
Бэтмена, решают, кто займёт его место. Новым Бэтменом становится протеже
Уэйна — Дик Грейсон, а сын Уэйна Дэмиен становится новым Робином[53][54]. В июне 2009 года Винник вернулся к работе над Бэтменом, в то время как Грант Моррисон занялся отдельной серией Batman and Robin (рус. Бэтмен и Робин)[55].
На 2011 год Бэтмен регулярно появляется в нескольких постоянных сериях (основного канона и альтернативных вселенных): Detective Comics и Batman, стартовавших в 1939 и 1940 году соответственно; переписанном третьем томе Catwoman (рус. Женщина-кошка), стартовавшем в 2010 году после Темнейшей ночи; втором томе серии Batman and the Outsiders (рус. Бэтмен и Аутсайдеры),
который был запущен в июле 2011 и рассказывает о работе Бэтмена
совместно с командой Аутсайдеров; продолжающихся с августа 2009 года
сериях Batman and Robin (рус. Бэтмен и Робин), Gotham City Sirens (рус. Сирены Готэма), Red Robin (рус. Красный Робин)[56]; Birds of Prey (рус. Хищные птицы), стартовавшей в 2010 году, в которой Бэтмен показан в составе одноимённой команды[57]; и пяти сериях, стартовавших в 2011 году: Batman: The Dark Knight (рус. Бэтмен: Тёмный рыцарь) (том 2)[58], Batman Incorporated (рус. Объединение Бэтмена)[59], Batwoman (рус. Бэтвумен)[60], The All New Batman: The Brave and the Bold (рус. Полностью новый Бэтмен: Отважный и смелый), основанной на мультсериале «Бэтмен: Отважный и смелый»[61], а также четвёртый том Batman Beyond (рус. Бэтмен будущего)[62]. В рамках «перезапуска» DC Comics после окончания кроссовера Flashpoint (рус. Флэшпоинт), получившего название The New 52,
52 серии были обнулены и начаты заново с новыми авторами, а остальные
перестали публиковаться. Создатели сообщили, что структура повествования
Бэтмена претерпит незначительное изменения и будет во многом походить
на оригинальную[63]. Связанные с Бэтменом серии, которые начались заново с сентября 2011 года:
Batman #1, под авторством Скотта Снайдера и иллюстрациями Грега Капулло;Detective Comics #1, автора и художника Тони Даниэла;Batwing #1, писателя Джадда Винника и художника Бена Оливера;Batman: The Dark Knight #1, автора и художника Дэвида Финча;Batman and Robin #1, автора Питера Томаси и художника Пэта Глисона;Batgirl #1, автора Гейла Саймона и художника Адриана Сифа;Batwoman #1, автора Джеймса Х. Уильяма III и Хэйдена Блэкмена, и художника Эми Ридер:Nightwing #1, автора Кайла Хиггинса и художника Эдди Барроуза;Catwoman #1, автора Джадда Виника и художника Гиллема Марча;Birds of Prey #1, автора Дуэйна Свержински и художника Джизеса Сэйза;Red Hood and the Outlaws #1, автора Скотта Лобделла и художника Кеннета Рокафо[64]рта.
Грант Моррисон займёт место сценариста второго тома Batman Incorporated, который начнётся с 2012 года после окончания сюжетной линии Leviathan (рус. Левиафан)[65].
Вымышленная биографияБиография
Бэтмена за 70 лет претерпела множество изменений, значительных и
незначительных, что связано с политикой DC. С течением времени персонажи
неизбежно стареют, и, чтобы избежать этого или возможных нестыковок с
альтернативными сюжетами, издательство может «перезапустить» историю,
что и случилось в 1986 году после кроссовера Кризис на Бесконечных Землях.
Историк Роберт Пиросон в начале 1990-х годов отметил, что в отличие от
многих персонажей у Бэтмена нет своеобразной «предыстории», которая бы
имела место в определённый период и которую можно было бы брать за
основу; особенности его биографии менялись с течением более чем пяти
десятилетий, обрастая новыми подробностями[66].
Обычно центральным событием в жизни Бэтмена, «отправной точкой»
практически любого варианта его биографии принято считать смерть
родителей, когда он был ребёнком. Брюс Уэйн был морально травмирован,
став свидетелем убийства его отца, врача Томаса Уэйна и матери Марты
Уэйн, которых выстрелом из пистолета убивает грабитель Джо Чилл. Юный
Брюс решает искоренить преступность в Готэме, позже став мстителем в
маске по прозвищу Бэтмен. Историки комиксов также признают значительным
появление Робина, однако с приходом Денниса О’Нила
на пост сценариста, а позже — редактора серии, Робин отодвинут на
задний план, в надежде установить преемственность между сериями[67].
Золотой векСм. также: Золотой век комиксов
С первого своего появления в Detective Comics № 27 в 1939 году Бэтмен сразу был представлен как борец с преступностью[68].
История детства Брюса Уэйна была показана в выпуске №33, а позже
конкретизирована в № 46. Согласно этим выпускам, Брюс родился 19 февраля[69] в семье Томаса и Марты Уэйн — богатых промышленников Готэма,
занимавшихся благотворительностью и благоустройством города, однако
Томас Уэйн работал врачом в госпитале вместо того, чтобы заниматься
корпорацией. Брюс вырос в фамильном особняке Уэйнов — Пэлисайдс — в
пригороде Готэма и рос привилегированным ребёнком до восьми лет, пока
его родители не погибли на глазах у маленького Брюса от руки мелкого
бандита Джо Чилла на пути из кинотеатра. На похоронах родителей Брюс
поклялся отомстить за смерть родителей и заняться искоренением
преступности в Готэме. Он проходит интенсивную физическую подготовку,
обучается боевым искусствам, навыкам детектива, однако понимает, что
одной физической формы недостаточно. Уэйн считал, что «преступники
довольно суеверны и трусливы», а потому его внешний вид должен внушать
им страх. Он искал подходящий образ, в это время в окно влетела летучая
мышь, и Брюс решил принять за основу её образ и взять псевдоним «Бэтмен»[70].
В начале своей карьеры Бэтмен был отрицательно воспринят полицией,
которые считали «мстителя в маске» не более, чем психопатом. В тот
период у Брюса была невеста, Джули Мэдисон, а чуть позже Уэйн берёт к
себе сироту Дика Грейсона — циркового акробата, который стал его напарником Робином. Бэтмен становится одним из основателей Общества Справедливости Америки[71] и вместе с Суперменом — почётным его членом[72]. Полиция города начинает относиться к нему более благосклонно, и скоро он получает звание почётного детектива полиции Готэма[73]. Некоторое время спустя в город прибывает Альфред Пенниуорт — дворецкий четы Уэйнов — и после того, как он узнаёт тайну личности Бэтмена, становится его союзником и помощником.
Серебряный векСм. также: Серебряный век комиксов
Началом Серебряного века DC считается 1956 год и появление нового Флэша —
Барри Аллена. Стиль историй о Бэтмене сменился менее мрачным в период
между Золотым и Серебряным веками, и к началу 1960-х годов они включали в
себя научно-фантастические элементы — космических пришельцев, научные
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев