1. Введение
Подобные убеждения были свойственны и национал-социализму, так что и эта система представляет собой религию. Гитлер неоднократно говорил о "провидении" как о некоей высшей сути. В свидетельстве рейхсфюрера молодежи Балдура фон Шираха о Гитлере легко проглядывает молитвенная форма:
Мы часто слышали звучание твоей речи
И, сложив руки, слушали, как каждое слово проникало в наши души.
Все мы знаем: придет конец, который освободит нас от скорбей.
Великий год, поворотный момент судьбы!
Разве есть что-нибудь, могущее воспрепятствовать?
Чистая вера, которую ты нам дал, пульсирует в нас, молодых.
Мой фюрер, только ты есть путь и цель!
Искусство тоже может стать религией. Так, например, Рихард Вагнер (1813-1883) написал следующий символ веры, который лишь чисто внешне напоминает христианские формулировки, но по содержанию не имеет с ним ничего общего:
Верую в Бога, Моцарта и Бетховена, а также в их учеников и апостолов;
верую во Святого Духа и истину единого, неделимого искусства;
верую, что это искусство исходит от Бога и живет в сердцах всех просвещенных людей;
верую, что, кто хотя бы раз вкусил возвышенное наслаждение этого высокого искусства, тот навечно должен остаться преданным ему и никогда не может ему изменить;
верую, что все освящаются этим искусством, а поэтому всякому дозволено умереть за него;
верую, что смерть глубоко оcчастливит меня;
верую, что здесь на земле я был диссонирующим аккордом, который может разрешиться благородно и чисто только через мою смерть.
Верую в судный день, когда прокляты будут все те, которые осмелились в этом мире заниматься ростовщичеством высокого чистого искусства, которое они беcчестили и развенчивали вследствие испорченности своих сердец и низкой похоти чувств;
верую, что в вечности участь таковых будет слушать свою музыку.
Верую, что, напротив, приверженцы высокого искусства будут покоиться в небесном сиянии солнца, будут преображенными в благом звучании облаков и в вечности соединятся с божественным источником всякой гармонии.
Да будет ко мне проявлена милость! Аминь.
Определение религии, выведенное на основе Библии: При последующем исследовании вопроса мы будем возвращаться не к одному из многих определений различных сравниваемых религиозных учений, но предпочтем определение, сделанное на основе Библии. Мы сделаем это на том основании, что хотим судить о религиях не с собственной, субъективной, но с библейской точки зрения (смотрите главу 5.3). Слово "религия", как таковое, не встречается в Библии, и все же тема религии описывается в ней удивительно точно. Важное высказывание на эту тему мы находим в Псалме 95,5: "Все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил".
Принимая во внимание последующие используемые нами библейские высказывания, мы даем следующее определение религии:
Определение религии (данное на основе Библии) (Д1): "Всякое какое бы то ни было представление о Боге у разных народов земли, или же всякая мыслительная система с не подлежащими сомнению вероисповеданием и нормами поведения, сознательно или бессознательно выступающими вместо названного в Библии Творца, являются религией".
Согласно этому нашему определению Д1, из которого мы будем исходить при рассмотрении дальнейших проблем, вера в библейского Бога и вера в Иисуса Христа не попадает, таким образом, под рубрику "религия". После этого Евангелие Иисуса Христа ни в коем случае не должно, таким образом, смешиваться с религией. Следует заметить, что в ходе истории христианство непременно выступало как религия. Поэтому 95 тезисов Лютера являются призывом порвать с религией и обратиться к Евангелию.
И "христианские" секты, в зависимости от особенностей, все больше и больше вступают на путь религии.
(Продолжение).
Нет комментариев